Коммуникативно- направленное обучение видам речевой деятельности на уроках иностранного языка
Срок реализации 1год
Выполнила: Федосова С.И., учитель русского и иностранного языка, I категории, МБОУ Усть-Тасуркайская ООШ
Основные задачи модернизации российского образования
- Повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно- экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент образовательного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе, формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
- Цель современного образования в рамках школьной программы изучения иностранного языка - общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, производство компетентных людей.
Что же такое компетентность ?
- Компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности. Компетентность – это качество владения и проявление в деятельности. Ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем, информационная компетентность и коммуникативная компетентность.
Начальная ступень обучения иностранному языку
- Начальная школа – первая ступень изучения иностранного языка в школе . Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения.
Мотивация речи
- Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи .
Мотивация речи
- Мотивация речи («ради чего я говорю») возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит ,потребность общения – это первое условие речевого развития .
Мотивация речи
- Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду(проблема). Это второе условие речевого развития.
Мотивация речи
- От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь , речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.
Мотивация речи
- Успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новой социальной средой. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить на иностранном языке, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.
Мотивация речи
- Поэтому, одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности школьников.
Коммуникативно- направленное обучение видам речевой деятельности
- Коммуникативный подход – подход, обеспечивающий воздействие на собеседника, оптимальность обучения с точки зрения эффективности воздействия на другого человека. Это подход напрямую связан со строением и особенностями речевой деятельности, поэтому в методике часто употребляется термин «коммуникативный системно-деятельностный» подход.
Коммуникативный системно-деятельностный» подход
- Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное обучение иностранному языку как средству общения в условиях воспроизводимой на учебных занятиях речевой деятельности – неотъемлемой и составной части общей деятельности.
Направления коммуникативного обучения иностранному языку
- Наиболее эффективными направлениями, способствующими реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку, считаются:
- влияние концептуальных составляющих на содержание;
- отбор и организация учебного языкового и речевого материала;
- моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы формирования речевых навыков обучающихся;
- самоанализ и управление учебной деятельностью на занятиях с учителем и в самостоятельной работе.
Коммуникативно-ориентированное обучение
- Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку – это речевая направленность процесса обучения, ориентация не только на содержательную сторону общения, но и на форму высказывания.
Языковая среда
- Проектирование языковой среды как системообразующего элемента коммуникативно-ориентированного обучения подразумевает моделирование всех трех, без исключения, элементов единицы материальной культуры (абсолютно все физические объекты); духовная культура (все понятия, включая систему верований, ценностей и этических представлений) и социальная культура, или модели поведения . Формируя коммуникативную компетенцию, преподаватели создают учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности.
Виды речевой деятельности.
- Это понятие как методическое, так и психологическое. Ведь обучение чтению, письму и письменной речи, устной речи - это по сути формирование специфических речевых навыков и основанных на них речевых или коммуникативно-речевых умений (имеется в виду применение навыков для решения различных конкретных, прежде всего коммуникативных, задач).
Виды речевой деятельности
- Виды речевой деятельности - это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений. Обычно выделяется четыре основных вида речевой деятельности: это чтение, аудирование (слушание); они объединяются под названием рецептивных видов речевой деятельности;
- устная речь(говорение) и письмо (вместе с письменной речью; последние два вида речевой деятельности обычно называются продуктивными ).
Обучение чтению
- Обучение чтению вслух - это не столько обучение чтению, сколько обучение устной речи и развитие артикуляционного аппарата. Но чему мы специально не учили, того школьник, вероятнее всего, уметь не будет. Если мы его научили "медленному", как порой говорят, изучающему чтению, то когда он столкнется с необходимостью просмотрового, или ознакомительного, чтения, он может просто встать в тупик.
Обучение чтению
- Учить следует не "чтению вообще" на одном конкретном его виде, а различным видам чтения и умению свободно переходить от одного к другому в зависимости от цели чтения и характера текста.
Обучение аудированию
- Не менее сложно обстоит дело с аудированием (слушанием). Многим кажется, что ему вообще не надо учить. Действительно, у многих детей умения аудирования формируются спонтанно, без нашего активного участия. Но проходят годы, и выясняется, что кто-то из них на уроке в старшем классе не способен вычленить в тексте главные мысли, удержать их в памяти, а то и вообще сосредоточиться на процессе слушания.
Обучение аудированию
- Почему-то это часто называют ленью или невнимательностью и винят в этом самого ученика. Но он-то виноват здесь в последнюю очередь: это результат недообученности.
Обучение письму
- Что касается письма, то научить письму это совсем не значит научить письменной речи, письменному изложению своих мыслей. Научив запоминать и излагать чужие мысли, нельзя считать это полноценной подготовкой к сочинению. Учить письменной речи - значит раскрыть перед учеником всю палитру ее коммуникативных возможностей.
Обучение говорению
- Основной и ведущей целью в преподавании английского языка в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь .
- Обучение диалогической речи на английском языке — одна из самых острых проблем современной методики преподавания английского языка. Подтверждением сказанному служит целый ряд исследований, статей, пособий, появившихся за последнее время. И, тем не менее, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения, поскольку современные требования к диалогической речи – научить учащихся вести беседу на английском языке — не всегда и в полной мере выполняются.
Обучение говорению
- Говорение как вид речевой деятельности опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию в ходе общения и ,соответственно, передаваемая информация должна быть корректно передана и понятна обеими сторонами общения.
Обучение говорению
- Обучение говорению предполагает развитие у учащихся навыков диалогической и монологической речи. Согласно образовательным стандартам учащиеся старших классов должны уметь вести беседы, дискуссии, интервью, используя стандартные фразы . Монологическая речь предполагает не только пересказ прочитанного текста, но и свободное выражение собственного мнения по проблемным ситуациям в рамках тематического содержания согласно программным требованиям.
Вывод
- Таким образом, трудно переоценить значение комплексного обучения видам речевой деятельности в школе для всей судьбы ребенка. Не формальная грамотность школьника является основной задачей школы: здесь должны быть заложены основы его функциональной грамотности, его способности к полноценному устному и письменному общению. И одновременно - это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно-ценностное развитие.
- Спасибо за внимание