«Зимний фестиваль знаний 2025»

Классный час "Ваши права и обязанности,дети!"

В разработке классного часа в игровой форме можно познакомить и закрепить знания учащихся по теме "Права и обязанности детей".

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Классный час во 2 классе

"Ваши права и обязанности, дети"

Цель: дать представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;

обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;

формировать уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Сценка «Игра».

(Показывают дети)

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Юсуф: Давайте поиграем в войну!

Рамиль: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Юсуф, полицейским. А ты, Женя, будешь бандитом.

Женя: А я не хочу.

Юсуф: Чего не хочешь?

Рамиль: Играть в войну.

Юсуф: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Женя: Я не хочу.

Рамиль: Захочешь.

Женя: Что же вы меня заставите?

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

(Дети садятся на места)

Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Юсуф и Рамиль? Почему они не правы? Прав ли Женя?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)

– Может, кто догадался о теме нашего разговора?

Попробуйте догадаться , о ком пойдёт речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много- выбирайте, там король здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны- ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

 Всей земле права его- права на надежду!

У. –Как понимать последние слова? Что такое права? А что такое обязанности?


3. Объявление темы и постановка цели занятия:

Сегодня мы и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности.

У.- В толковом словаре С.И.Ожегова так даётся определение слова права: совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Обязанность- круг действий возложенных на кого-нибудь и обязанности для их выполнения ( «Толковый словарь» С.И.Ожегова)

-Как вы думаете есть ли у вас какие- то права и обязанности? (ответы детей)

- У нас в школе у учеников есть права и обязанности. Давайте с ними познакомимся. (Приложение 1)

-Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы вы стали директором? (ответы детей)

(Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля). Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят:

— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.


У.-А, как вы думаете, есть ли документы, где были бы прописаны права ребёнка?

(ответы детей)

У.- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ответа на эти вопросы жизнь превратилась в сплошной кошмар. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. А 20 ноября 1989 года была принята «Конвенция о правах ребёнка»

Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.


4. Презентация «Права ребенка»


Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи в Конвенции.

  1. Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордится

Имя личное своё. Статья 7

  1. Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с мамой жить и папой

Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9


  1. Если ещё такое право

Помнить думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь подарить. Статья 12,13,14.


  1. Я росточком не доволен

И пока не так силён,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон. Статья 32


  1. Если жар, всё тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы. Статья 24.


  1. Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуйся учиться

На родимом языке. Статья 30.


  1. Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс,

В школу ходят все детишки-

Это право есть у нас. Статья 28.


  1. Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать. Статья 31.


  1. Будь ты слабым или сильным,

Белым, чёрным всё равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано. Статья 6.


5. Игра «Найди ответ» (на доске развешаны фразы из сказок и статьи декларации прав)

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека: Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)

6. Игра «Юридическая консультация».

-Ребята, представьте, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. К вам за советом приходят литературные герои. Какие их права нарушены. Разъясните нашим героям их права.

(приложение 2)  

А). Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

Б). Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции была нарушена?

В). В каком произведении затрагивается тема о праве на пользовании услугами здравоохранения?

Г). В какой сказке защищаются права детей на получение образования?

Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?


 У.-С правами у нас, как я погляжу, всё в порядке. А теперь поговорим об обязанностях.

Какие обязанности у вас есть?

(ответы детей)


7. Обязанности.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!


9. Анализ ситуаций (после инсценирования):

-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.


Ксения: Юсуф, ты уже который день не можешь выучить стихотворение!

Юсуф: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.


-Кто прав?

-Почему Юсуф должен был выучить стих?



Вика: Алёна, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Алёна: Вика, ты не имеешь права эксплуатировать человека.

- -Кто прав? О чём забыли ребята? (об обязанностях)


- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;

· Прилежно учиться;

· Иметь аккуратный вид;

· Соблюдать правила техники безопасности;

· Беречь школьное здание, оборудование;

· Придерживаться общепринятых правил поведения;

· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.



10. Игра «Разрешается-запрещается»

У.-Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается.

1. -Вот в углу стоит мальчонка,

 Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго…(запрещается)

2. - С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это…(разрешается)

3. - Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.

Это…(запрещается)

4. -Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться,

Это…(разрешается)

5. -Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…(запрещается)

6. -Вместе дружно в мире жить-

С разными детьми дружить-

Это…(разрешается)

7. -Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго…(запрещается)



11*. Игра «Встретимся с друзьями!»


Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открыт­ки, по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки», побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники собе­рут открытки - найдут друзей.

12. Итог

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!


13. Рефлексия

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?


У.- Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас.

Соблюдайте свои обязанности и помните о правах. Закончим мы стихами.


Я ребёнок, я- человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идёт война

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.


Учитель: Дома нарисуйте рисунок-знак на ваши права.





ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Ученик имеет право:

Выражать своё мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;

Открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;

Отдых на перемене;

Помощь учителя в овладении знаниями;

Участие во внеклассных мероприятиях;

Поощрение за успехи в учёбе и жизни класса.

Ученик обязан:

Уважать окружающих его людей;

Достойно вести себя в классе, в школе и за её приделами;

Всегда выполнять домашнее задания;

Участвовать в полезном труде;

Беречь имущество класса и школы;

Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции была нарушена?

В каком произведении затрагивается тема о праве на пользовании услугами здравоохранения?

В какой сказке защищаются права детей на получение образования?

Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?

Памятка школьнику


Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников.

 Добросовестно учись.

 Соблюдай дисциплину

 Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

 Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.

 Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).

 Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.

 Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

 Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

 В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.




Памятка школьнику


Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников.

 Добросовестно учись.

 Соблюдай дисциплину

 Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

 Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.

 Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).

 Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.

 Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

 Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

 В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее