Классный час на тему "Я и мир профессий"
Цели классного часа:
Выяснить цель получения образования и овладения профессиональными навыками.
Определить профессиональные предпочтения учащихся.
Расширить знания о мире профессий.
Задачи:
Провести тестирование с определением профессиональной ориентации.
Познакомиться с новыми профессиями.
План классного часа.
Материал: презентация по теме урока, карточки с тестированием, листы А4 для ответов.
Ход классного часа
1.Оргмомент
Сегодня мы с вами проведём классный час, тему которого вы назовёте сами, когда решите анаграмму.
Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.
Учитель: Расставьте буквы на свои места, и вы сможете назвать тему урока.
2. Мотивация занятия.
На слайде анаграмма: ИРМСПФРСЕОЙИ. (Мир профессий)
Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная тема. Каждый день мы с вами собираемся в школу, делаем домашние задания, учим, пишем, решаем, но всё равно иногда от учеников можно услышать: зачем нам учить математику, зачем нам история и т.д. Я предлагаю вам немного поразмышлять: Зачем нам нужно получать образование?
-Развитие наших навыков и способностей
-Быть полезным обществу и стране
-Возможности социального и карьерного роста
-Реализовать себя, найти занятие «по душе»
-Освоение профессии
Актуализация темы занятия
Сегодня мы отправляемся в мир профессий: многообразный и интересный.
Вы совсем скоро будите выбирать профессию на всю жизнь, поэтому уже сейчас нужно задуматься о будущем, выбрать работу по душе.
Функциональное разделение труда. Профессии и специальности.
Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность».
Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.
Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Пять типов профессий.
Говорят, что в мире существует около 10 тысяч профессий, а если учитывать и специальности, то профессий насчитывается около 50 тысяч. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с неживой и живой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и др. профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты актеры, дизайнеры и др.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические способности, физические возможности.
А сейчас мы с вами поработаем в группах, давайте поделимся на 4 группы.
Каждая группа сейчас подумает и сформулирует:
Первая группа «Самые забытые профессии».
Вторая группа - «Самые модные профессии».
Третья группа - «Профессии, которые нужны всегда».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
«Самые забытые профессии».
Несомненным является то, что очень многие профессии ушли в историю. Вот только некоторые из них: банкоброшник, глашатай, гонтарь, гужевник, комашник, лирник, лудильщик, стельмах, тапёр, конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
БАНКОБРОШНИК трудился на бумагопрядильном производстве и отвечал за работу банкоброша — машины, разбивающей массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.
ГОНТАРИ покрывали крыши одним из самых доступных в те времена материалов — гонтом. Тонкие клиновидные дощечки (еловые, сосновые и пр.) с продольным пазом в торце вставляли одну в другую и укладывали по всей поверхности кровли.
ГУЖЕВНИК делал кожаные или веревочные петли для скрепления оглобель с дугой. Впрочем, гужевым называли любой транспорт на живой тяге, то есть с использованием ездовых животных: лошадей, волов, верблюдов. Так что гужевниками могли быть и простые перевозчики.
КОМАШНИКИ пользовались уважением в народе, так как эти ремесленники умели делать лекала для выкройки кожи. В Россию это слово пришло из Польши, где так называли закройщиков обуви.
А насколько хорошо вы знаете забытые профессии? (игра «Отгадай профессию»)
Время очень быстротечно. Меняется мода, меняются люди, их желания, потребности. Соответственно в разные времена популярными становятся совершенно разные профессии.
ВЫСТУПАЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 2-ОЙ ГРУППЫ.
«Самые модные профессии».
Самыми модными, на наш взгляд, являются следующие профессии.
Одной из самых модных профессий на протяжении уже многих лет остаётся профессия юриста. Юрист - специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.
Первыми юристами можно назвать римских жрецов — понтификов. Сейчас понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью — судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов.
Одной из самых модных профессий на протяжении уже многих лет остаётся профессия юриста. Юрист - специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.
Но вопреки изменчивости мира существует целый ряд профессий, без которых существование человечества немыслимо во все времена.
ВЫСТУПАЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 3-ЕЙ ГРУППЫ.
«Профессии, которые нужны всегда».
Учащимся предлагается назвать профессии этой группы и аргументировать свой ответ.
Дети, готовившие это задание дома, дополняют список.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
ВЫСТУПАЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 4-ОЙ ГРУППЫ.
«Самые отважные профессии».
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
А сейчас проведём игру – дискуссию “Кто нужен нашему городу”.
Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик (“житель города”) мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются…
Обсуждение:
- Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?
Выводы жителей города.
Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства.
Сказать О ПОЛЬЗЕ И ВАЖНОСТИ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ, ХОТЯ ОНИ И НЕ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫ.
Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.
Поговорим о профессионализме…
Некоторые из вас уже представляют себя в будущей профессии. Какими должны быть профессионалы в любой деятельности?
Какие качества необходимы? Каким не должен быть профессионал? (выписать в 2 столбика)
угодничество
хитрость
умение планировать свои действия
готовность к риску
страсть и удовольствие
умение вести беседу
боязливость
беспечность
крепкое здоровье
хвастливость
честь
чувство юмора
пьянство
жадность
стыдливость
честность
образованность
искренность
праздность
эгоизм
воля
трудолюбие
Игра «Угадай профессию» (вопросы задаются каждой группе)
1. Как называют рабочего, добывающего полезные ископаемые в шахте?
(геолог, шахтер, исследователь)
2. Специалист этой профессии следит за соблюдением правил дорожного движения.
Назовите профессию. (инспектор ГИБДД, полицейский, регулировщик)
3. Как называют учёного, изучающего ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д.? (палеонтолог, археолог, искусствовед)
4. Назовите специалиста, который отвечает за состояние и охрану лесов? (лесничий, пожарный, спасатель лесов)
5. Как называют специалиста по воспитанию и разведению собак? (фелинолог, кинолог, собачий психолог)
6. Какой специалист может составить бумажную или электронную карту? (картограф, этнограф, инженер-геолог)
7. Назовите врача, специализирующегося на лечении болезней зубов, челюстей и других органов ротовой полости: (хирург, стоматолог, окулист)
8. Как называют человека, чьей профессией является управление оркестром? (композитор, дирижёр, концертмейстер)
9. Специалист этой профессии без труда сможет перевести иностранную устную или письменную речь на наш родной язык. Назовите профессию. (лингвист, журналист, переводчик)
10. Назовите специалиста, который занимается ремонтом и техническим обслуживанием электрооборудования: (слесарь, технолог, электрик)
11. Как называется специалист, который наблюдает и исследует атмосферные явления? (метеоролог, географ, эколог)
12. Назовите специалиста, занимающегося разработкой программного обеспечения для всех разновидностей компьютерной техники: (программист, веб-дизайнер, маркетолог)
13. Как называют актера, который исполняет сложные и опасные трюки при съемках фильма? (карикатурист, каскадёр, дублёр)
14. Назовите водителя, который управляет грузовым или большегрузным автотранспортом и совершает поездки на дальние расстояния? (дальнобойщик, экспедитор, навигатор)
8. Тест на профориентацию.
Человек – природа.
Человек – техника.
Человек – человек.
Человек – знаковая система.
Человек – художественный образ.
11. Подведение итогов.
- Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод: что все работы хороши - выбирай на вкус! Я думаю, когда вы вырастете, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но помните, что любая профессия нужна и важна!
12. Рефлексия
- О чем мы с вами говорили на занятии?
- Было ли полезным для вас сегодняшнее занятие?
-Что было важным? интересным?
Дополнения:
Ребята выбирают фигуру (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета, садятся за парты. Учитель даёт характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.
Те, кто выбрали:
– синий цвет – чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;
– зелёный цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;
– жёлтый цвет – мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;
– красный – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.
Учитель: Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.
8