«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Классный час "Урок Победы"

Классный час "Урок Победы" посвящен 75 летию Великой Отечественной Войне.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 п.Новоорск Оренбургской области

















КЛАССНЫЙ ЧАС,

посвящённый 75-летию Победы в Великой

Отечественной войне

на тему: "Песни, рожденные войной"

5 класс.















Классный руководитель:

Хивинцева Елена Владимировна





2019

Тема: "Песни, рожденные войной "

Цели мероприятия:

Дидактическая (образовательная) цель: Расширить знания о Великой Отечественной войне, сформировав представление о фронтовой песне, об истории ее создания, о том, как она помогала выжить, вдохновляла бойцов и вела к победе.

Развивающая:

Развивать интерес к фронтовой песне, песне-бойцу, к истории возникновения, желание слушать и исполнять эти песни.

Воспитательная:

Воспитывать чувство патриотизма, глубокое уважение к героическому прошлому своего народа, чувство сопричастности к истории страны.

Задачи:

  • знакомство учащихся с историей песен, воспевающих мужество, стойкость, героизм русского народа;

  • формирование нравственной культуры учащихся, стремления к добрым делам, к оказанию помощи ветеранам;

  • развитие памяти, речи.

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный, частично-поисковый.

Ключевые компетенции:

Мыслительная: Умение обобщать информацию, обосновывая высказывания.

Речевая: логично излагать мысли в виде рассказа.

Коммуникативная: давать ответы на поставленные вопросы, четко выражая свои мысли.

Презентационные: уверенно держать себя во время выступления.

Информационная: поиск отбор, использование и подача необходимой информации.

Форма проведения мероприятия:

Час - память о фронтовой песне

1.Информационный блок (краткие рассказы об истории создания песен)

2. Беседа

Подготовительная работа:

-подготовить творческую группу, распределив материал информационного блока между ними (10 обучающихся). Приглашение гостей (родителей, дети ВОВ).

Материально- техническое оснащение:

- книжная выставка, посвященная Великой Отечественной войне (историческая и художественная литература), фотографии, ксерокопии, тексты военных песен;

-демонстрационный материал, посвященный ВОВ (ксерокопии);

- мультимедиапроектор, запись фронтовых песен;

-на доске тема, эпиграф.

Музыкальное оформление:

-записи песен караоке: «Землянка», «Священная война», «Катюша», «Дороги», «День Победы». Плакаты посвященные к 75-летию Великой Победы.

Место проведения: учебный кабинет.

Время продолжения мероприятия: 45 минут.

Роль преподавателя– организатор мероприятия.

Выходит ученик читает стихотворение

Слайд 1

1 Обучающийся :

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.



Слайд 2

Классный руководитель:

Сегодняшний наш классный час посвящается приближающемуся майскому празднику - к 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Мы очень рады нашим сегодняшним гостям. Четыре года боёв, разрухи, голода и горя от потерь близких пережил наш великий народ, выстоял победил в смертельной схватке с фашизмом. День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас.

Слово предоставляется нашим гостям – детям Великой Отечественной войны:





Идут годы…. Но каждый раз, когда мы вспоминаем эти памятные даты, всегда всплывают строки песен, прошагавшие огненные долгие дороги войны вместе c мужественными защитниками Родины. Сильные и мужественные люди, защищавшие нашу страну от врагов – это военные – солдаты, офицеры и генералы. Про них написано много стихов и песен. Военные песни всегда нравятся людям. Наверное, потому, что в них воспевается сила и мужество солдата. Военные песни пели в тяжелые годы войны, поют и в мирное время.

Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Я перечислю только названия: «Соловьи», «Синий платочек», «Темная ночь», «Катюша», «Землянка». В них говорилось о любви, о родном доме, о березках, о соловьях. И эти песни победили! Потому что с этими песнями наши люди защищали не жизненное пространство, а родную землю, родные березки, любимых и близких.

Сегодня мы послушаем песни Великой Отечественной, мысленно перенесемся в те сороковые грозовые, представим, что чувствовали наши бабушки и дедушки, когда слышали эти песни на фронте и в тылу. Зная и исполняя эти песни, мы воздаем дань памяти тем, кто отстоял народы от фашизма. Нам предстоит только помнить и не забывать. Ибо память –это связующее звено между прошлым и будущим. Она учит и призывает, утверждает и предостерегает, дает силы и внушает веру.



Слайд3

2 обучающийся:

Главная песня Великой Отечественной – «Священная война». Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывается к горлу и слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…..»



Слайд 4.

- «Это гимн мести и проклятия гитлеризму»- так говорил об этой песне автор и композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны эту песню слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали. Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт В. Лебедев-Кумач написал стихотворение, а композитор А. Александров музыку. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Впервые она была исполнена 27 июня 1941 года на белорусского вокзала. Белорусский вокзал представлял собой жуткое зрелище перроне. Слезы прощания, бодрые крики отъезжающих сливались в единый гул. Когда артисты ансамбля появились на перроне, на них почти не обратили внимания. Но вот они выстроились полукругом, музыканты заняли свои места, и над толпой загремел призывный набат песни. Люди встрепенулись, встали по стойке «смирно», боясь проронить хоть слово.

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Такого люди еще не слышали. В словах песни выразилась сущность их гнева. Песня сказала все, о чем думал каждый присутствующий здесь, на перроне. С этого памятного дня зашагала песня по стране как символ грозных лет, как воинская присяга, она стала музыкальным гимном Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу.

Эту песню знают все люди нашей страны – пожилые и молодые. Эта песня – гимн мужеству и стойкости нашего народа. Теперь будете помнить и вы. Предлагаю еще раз ее послушать.

Исполняется песня «Священная война»

Классный руководитель:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Слайд 5.

3 обучающийся:

Трудными дорогами шли солдаты. Одной из первых послевоенных песен, получивших всенародное признание, стала «Дороги». Но первоначально она называлась «солдатские дороги», «Эх, дороги», и просто «Дороги». Под этим стала родной и близкой, особенно для тех, кто помнил и пережил войну. Ведь в этой песне отразились исповедь о выстраданном, раздумье о том , через что довелось пройти, что вынести в минувшей войне нашему народу. Песня далеким эхом незабываемых, суровых и трудовых военных лет отзывается в сердце и памяти тех, кто поет и слышит ее знакомый до боли мотив. Песня "Эх, дороги" была посвящена пехоте, но ее запели все. Она часто звучала по радио: ее первым исполнителем был Иван Шмелев, затем прекрасно ее исполнил Георгий Абрамов, но в последние годы по радио мы слушаем ее в записи Георгия Виноградова с Краснознаменным ансамблем.

Секрет успеха этой песни очень точно объяснил маршал СССР Г. К. Жуков, который назвал «Дороги» в числе трех своих любимых военных песен. «… Это бессмертная песня. А почему? Потому, что в ней отразилась большая душа народа» В долгом походе помогала бойцам песня Анатолия Новикована стихи Льва Ошанина «Эх, дороги».

(Обучающиеся 5 класса исполняет песню «Эх, дороги»)

Классный руководитель:

Тема любви девушки и воина, защитника Родины, также была воспета в песнях. Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждой их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание.

Слайд 6.

4 обучающийся:

И вдруг появилась «Катюша» – стихи М.Исаковского, музыка Блантера. Премьера новой песни состоялась в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый – «боец на дальнем пограничье». В устах миллионов людей «Катюша» звучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины.

Слайд 7.

Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага – реактивные гвардейские минометы. Откуда пошло это название, вероятно, никогда не удастся узнать. Так или иначе, но как только на фронте появились эти невиданные ранее машины, их все стали называть «Катюшами». И сразу родились фронтовые варианты знаменитой песни:

Вот к передней «Катя» подходила,

Подвозя снаряды за собой,

И такую песню заводила,

Что фашисты поднимали вой.

Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости «Катюшу». Немцы покрутили ее раз, потом поставили второй, потом третий… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»?! Не бывать этому! Надо отобрать у них «Катюшу»! В общем дело кончилось тем, что группа наших солдат совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате немцы еще и опомниться не успели, как «Катюша» – пластинка с патефоном была доставлена к своим.

«Катюша» стала одной из самых прославленных песен нашего времени. Трудно найти на нашей планете страну, где не знали бы этой песни. Она перестала принадлежать ее авторам, стала народной, более того – интернациональной.

Послушайте песню в исполнении вокальной группы учеников 5 класса.

( Обучающиеся 5 класса исполняет песню «Катюша».

Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)

5 обучающийся :

Землянка близ аэродрома!

В море снега – островок тепла:

Серые слежавшиеся бревна,

Синяя прокуренная мгла,

Пол у двери инеем окрашен…

И внезапно показалось мне,

Будто я все это видел раньше!

Только где? В кино или во сне?

6 обучающийся:

Вот сейчас, винтовку сняв у входа,

Мой отец присядет к огоньку.

До Победы – три нелегких года,

Все – через свинцовую пургу.

Он пока – парнишка, мне ровесник,

Тот же самый двадцать пятый год.

7 обучающийся:

И ему гармонь, совсем как в песне,

Про улыбку и глаза поет…

Он закурит, сев к огню поближе,

И под эту песню, вторя ей

Первые стихи свои напишет

Той, что станет матерью моей…

Слайд 8.

Классный руководитель :

Эти стихи Евгения Нефедова о войне, об отце и о песне. А песне этой – «В землянке» – по справедливому утверждению ее автора, поэта А.А. Суркова, суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудовую суровую пору с голосами всех разлученных войной.

Слайд 9.

8 обучающийся:

Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне Сурковой. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного фронтового дня под Истрой, когда пришлось поэту ночью, после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. После передряг, промерзший, усталый, в шинели посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть тогда и родилась знаменитая его «Землянка» – песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов. Он пришел в фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут, на счастье, вспоминает поэт, вспомнил о стихах, написанных домой. Композитор побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Но через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке». Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны стали знаменитые советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. Пели «В землянке» и многочисленные фронтовые ансамбли.

И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.

Классный руководитель:

Послушайте песню в исполнении учеников 5 класса.

(Обучающиеся 5 класса исполняет песню

«В землянке». Слова А.А. Суркова, музыка К. Листова)



9 обучающийся:

Победа! Победа!

Во имя Отчизны – победа!

Во имя живущих – победа!

Во имя грядущих – победа!

Учитель:

Как известно, фронтовики – народ не сентиментальный. Многим не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Но когда они слышат по радио или на концертной эстраде, на демонстрации или на встрече ветеранов знакомые мелодию и слова:

Этот День Победы

Порохом пропах.

Этот праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах…

– никто не останется равнодушным. И что греха таить, нередко слезы наворачиваются на глаза старых воинов.

Слайд 10.

10 обучающийся.

«День Победы» прозвучал впервые на праздничном «Огоньке», посвященном 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню, они писали: «Чувствуется, что сочинял ее человек, который видел и пережил войну». А некоторые даже спрашивали: «На каком фронте воевал он?». Давид Тухманов и Владимир Харитонов создали замечательную песню, песню-поэму о прошлом, которая зовет вперед, в будущее, песню, которая трогает до слез ветеранов и заставляет учащенно биться сердца молодых.

Что касается поэта Владимира Харитонова, он действительно воевал, был ранен, познал все тяготы войны. А вот автору музыки на фронте быть не пришлось. Когда началась война, ему исполнился один год.

Композитору Д. Тухманову написать песню к юбилею Победы было и легко и трудно. Нужно было вспомнить всю войну, да проанализировать все. В памяти вставали картины раннего детства: проводы на фронт новобранцев, музыка провожающих духовых оркестров. Приступая к работе над песней, композитор понял, что песня эта, с одной стороны, должна быть созвучна духу нового времени, в чем-то перекликаясь с мелодиями военных лет и, вместе с тем, отвечать дню сегодняшнему, чтобы песня будила воспоминания о прощальных перронах военных лет, чтобы радость Победы не заглушала горечь великих утрат.

Слайд 11.

Получилось так, что после праздничного «Огонька», о котором шла речь, она довольно долго не звучала ни в эфире, ни на голубом экране. И лишь через полгода на концерте в честь Дня Советской милиции песня получила полное и заслуженное признание. Бурные аплодисменты долго не стихали в переполненной зале, в тот день песня как бы родилась заново – она нашла своего исполнителя в лице Льва Лещенко. Он спел ее так, что она сразу стала одной из самых известных, самых популярных, самых дорогих для каждого из нас. И вот уже второе десятилетие она звучит и, наверное, многие годы будет неизменно звучать, особенно в день, про который в ней поется.

Классный руководитель: Прошу всех встать и споем эту песню всем классом.

(Песня «День Победы». Слова В.Харитонова, музыка Д. Тухманова)

Классный руководитель.

А сейчас я всем предлагаю поиграть.


Игра-соревнование "Песни о войне"


Цель игры: знакомство с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата. Сейчас учитель музыки наигрывает (можно прослушать на записи) нам 10 мелодий песен военных лет. Вам нужно узнать песню и напеть её слова. Кто первым угадает песню, зарабатывает балл.

Звучит мелодии песен:

1. "Священная война" муз. А.Александрова, сл. В Лебедева- Кумача.

2. "Три танкиста" муз. братьев Покрасс, сл. Б.Лесника.

3. "Синий платочек" муз. Е Петербургской, сл. М.Максимова.

4."Смуглянка" муз. А Новикова, сл. Я Шведова.

5."Катюша" муз. М. Блантера, сл. К Симонова,

6. Еду я из Берлина" муз. И.Дунаевского, сл. Л.Ошанина,

7."Жди меня" муз. М. Блантера, сл. К Симонова,

8."Огонёк" муз, неизвестного автора, сл.М.Исаковского,

9."Алёша" муз, Э. Колмановского, сл. К Ваншенкина,

10."Моя любимая" муз. М. Блантера, сл.Е. долматовского.



Классный руководитель.

Сегодня вы познакомились с историей нескольких песен Великой Отечественной войны.

  • Какое впечатление произвели на вас эти песни?

  • Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и песня?

  • Можно ли назвать такую песню бойцом, грозным оружием?

  • Для чего нужна в тяжелое время для страны песня?

  • Как песня помогала солдатам в фронтовой жизни?

  • Как в вашей семье относятся к этим старым песням?




Слайд 11.

Классный руководитель:

Действительно, песня- это и боец, и грозное оружие. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, песнях. Но песни хранят не просто память – они сохраняют душу народа, они согревали сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь эти песни и понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов и песни им помогали побеждать. А песни тех далеких лет, мы, действительно, поем и сейчас, т. к. чувствуем душевную необходимость в этом, они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Спасибо всем, кто принимал участие и был сегодня с нами. МИРА ВАМ!
























Список использованной литературы

  1. Ю.В. Бирюков. Всегда на страже. М.: «Просвещение», 1988. – 286 с.

  2. Градов П. Как Теркин попал в оперетту. Вечерняя Москва.,1996.

  3. Градов П О встречах композитора А. Новикова и писателя А. Твардовского ,

  4. О.О. Очаковская. Рассказы о песнях. М.: «Музыка», 1985. – 94 с.

  5. Сборник песен военных лет. М.,1976г.

  6. «В тылу и на фронте» Издательство политической литературы. М., 1985г.

  7. Павленко Н.Г. Была война… – М., 1994.

  8. Соколов Б.В. Цена победы. – М., 1991


















13


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее