Дети войны
(сценарий литературной композиции, посвящённой победе в Великой Отечественной войне)
Учитель. 9 Мая, День Победы – это праздник «со слезами на глазах». 66 лет пошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них родились свои дети… И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?
Посмотрите на экран. На ней страшные цифры. Всмотритесь в них и вдумайтесь…
От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000 км. От Москвы до Берлина, где война окончилась, - 1600 км. Итого 2600 км… Это, если считать по прямой… Так мало, правда? 2600 км - это если поездом, то менее 4 суток, самолётом – примерно 4 часа… С боями, перебежками и ползком – 4 года!
4 года! 1418 дней, 34 тыс. часов. И 27 миллионов погибших соотечественников.
27 миллионов погибших… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стане объявить минуту молчания, стана будет молчать …43 года!
27 миллионов за 1418 дней – это значит погибало 13 человек каждую минуту.
Вот что такое 27 миллионов!
А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми.
Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти, а смерть эту жизнь отнимает…
Сегодня мы расскажем о детях, в жизнь которых беспощадно ворвалась война. Эта война заставила их повзрослеть раньше времени, но не испугала и не покорила. Они наряду со взрослыми стали на защиту своей Родины, сражались с фашистами, добывали Победу, к сожалению, и ценой собственной жизни.
Ведущий 2. Представьте себе замечательный летний день, воскресенье.
У детей – каникулы, у их родителей – отпуск, у всех – выходной…
Чтец 1.
К началу Второй мировой Мы в школу ещё не ходили. На стацию по мостовой, Окутанный облаком пыли, Катился ночной грузовик, Подвода с утра грохотала, Как будто по стёклам квартала Хлестало из туч грозовых. | На речкой, у самой воды, Играл отпускник на гитаре, Цвели, задыхаясь сады, И низкие птицы летали. Такая стояла пора. Неведенье. Детство. Жара. |
Ведущий 1. И вдруг - как гром среди ясного неба…
(Звучит сообщение Советского информбюро о начале войны. Звучит аудиозапись песни «Священная война»).
Ведущий 2. Дети войны - мальчики и девочки – их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения. 22 июня 1941 года – этот день не забыть ни взрослым, ни детям. В едином порыве все встали на защиту своей Родины.
На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.
Чтец 2.
Глаза девчонки семилетней, Как два померкших огонька. На детском личике заметней Большая, тяжкая тоска. | Она молчит, о чем не спросишь, Пошутишь с ней, молчит в ответ, Как будто ей не семь, не восемь, А много, много горьких лет. |
Ведущий 1. В те страшные, горестные годы, дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
Ведущий 2. Многие ребята в тылу дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию необходимую для фронта.
Ведущий 1. Дети встали со взрослыми плечом к плечу. Взяли в руки оружие. Они были подчас незаменимы как разведчики, связные, медсестры, подрывники. Многие мальчики и девочки стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруганную честь матерей и сестер, за сожженные жилища - за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупированных районах.
Чтец 3.
Крест-накрест синие полоски На окнах съёжившихся хат. Родные тонкие берёзки Тревожно смотрят на закат. И пёс на тёплом пепелище, До глаз испачканный в золе. Он целый день кого-то ищет И не находит на селе… Накинув старый зипунишко, По огородам, без дорог, Спешит, торопится парнишка По солнцу – прямо на восток… | Всё видевший, на всё готовый, По грудь проваливаясь в снег, Бежал к своим русоголовый Десятилетний человек. За эти месяцы страдания, Которые равны годам… Ты, фашистская Германия, За всё сполна ответишь нам! Детоубийцы и грабители, Вам ничего не скрыть вовек! Он будет первым обвинителем – Десятилетний человек! |
Ведущий 3. Страшно и трудно было оставаться на оккупированной врагом территории.
Детей отправляли в концлагеря, вывозили в Германию, делали донорами для немецких солдат. Зверства вызвали у детей огромную ненависть и желание мстить врагу. Их было много, детей – героев, и все они были разные, каждый по-своему проявлял себя в критических ситуациях, имел свой характер, привычки и наклонности. Но объединяла их преданность Родине, готовность к подвигу.
Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек, которые отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство нынешних ровесников, должен знать каждый из вас.
Рассказчик 1. Юта Бондаровская.
Летом 1941 года приехала Юта из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла её грозная весть: война! Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пала смертью храбрых. Награждена посмертно медалью "Партизану Отечественной войны"1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.
Рассказчик 2. Валя Котик.
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, ребята собрали на месте боев оружие, которое партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Потом Валя быт связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его… Валя Котик погибЮ и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Рассказчик 3. Марат Казей.
…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была повешена мама Марата в Минске. Вместе с сестрой Марат Казей ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
Рассказчик 4. Зина Портнова.
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы. В Оболи была создана подпольная молодежная организация "Юные мстители", к деятельности которой была причастна Зина. В декабре 1943 года Зину выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Но Зина молчала. Во время одного из допросов, выбрав момент, она схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее… Отважная юная пионерка была зверски замучена. Родина посмертно отметила ее подвиг высшим званием - званием Героя Советского Союза.
Рассказчик 5. Леня Голиков.
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины… Однажды Лёня подбил машину, из которой выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Погиб Лёня Голиков под селом Острая Лука зимой 1943 года. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Рассказчик 6. Галя Комлева.
Когда фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи в Ленинградской области была оставлена вожатая Анна Петровна Семёнова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих школьников, и первой среди них была Галина Комлева. Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а её донесения переправляла в отряд вместе с продуктами. Галина писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юную подпольщицу. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала и была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.
Ведущий 4. Огромное количество детей участвовало в сражениях.
Но многим детям было суждено и другое…
Город Ленинград… 900 дней блокады. Фашисты пытались стереть Ленинград с лица земли, а он продолжать жить и бороться. Выполняя приказ Гитлера, фашистские лётчики с сентября по декабрь 1941 года сбросили на город около 100 тысяч зажигательных и 4 тысячи фугасных бомб. Ещё в июле была установлена нормированная выдача продуктов, особенно хлеба. В ноябре была установлена самая маленькая норма выдачи хлеба: 250 граммов на карточку рабочего и 125 граммов – на карточку служащего и иждивенца.
Ведущий 5. С середины сентября продовольствие в городе почти кончилось. Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея студень. В городе не было топлива, стёкла почти во всех домах были выбиты, а тут ещё ударили 40-градусные морозы. Погас электрический свет, город погрузился во тьму. Замёрз и перестал работать водопровод, улицы покрылись снежными сугробами. Чтобы достать немного воды, люди шли на Неву, а ведь каждый шаг больных и голодных людей требовал неимоверных усилий. Смерть шла по городу. Уже в ноябре она унесла 11 тысяч человек, а в декабре – 52 тысячи. Люди падали от слабости на улицах, у станков и уже не могли подняться. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил хоронить умерших.
Чтец4.
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не проронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.
Ведущий 6. Таня Савичева – одна из тех, кому выпала нелёгкая судьба блокадницы. Эта девочка пережила блокаду, похоронив всю свою семью. Вот её дневник.
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942». «Умерли все». «Осталась одна Таня». В «Дневнике Тани Савичевой» всего 7 записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Но каких страшных записей!!!.
Ведущий 7. Окончилась война… Домой вернулись не все. Но память о тех, кто погиб, жива, как жива наша благодарность тем, кто заслонил нас грудью.
Ведущий 8. Вам, юным защитникам – наша всенародная благодарность и память…
Ведущий 7. Лёня Голиков…
Ведущий 8. Лёня Голиков, 17 лет, партизан. Герой Советского Союза, погиб в бою.
Ведущий 7. Марат Казей…
Ведущий 8. Марат Казей, 14 лет, партизан. Герой Советского Союза, погиб в бою, подорвав себя и фашистов последней гранатой.
Ведущий 7. Валя Котик…
Ведущий 8. Валя Котик, 14 лет, партизан, погиб в бою.
Ведущий 7. Юта Бондаровская…
Ведущий 8. Юта Бондаровская, 15 лет, партизанка-разведчица, погибла в бою.
Ведущий 7. Таня Савичева…
Ведущий 8. Таня Савичева, 13 лет, умерла после блокады Ленинграда в 1944 году.
Учитель. И ещё тысячи и тысячи детей, чью жизнь оборвала война…
Давайте почтим минутой молчания память не только детей, погибших в Великой Отечественной войне, но и всех соотечественников, погибших в боях за Родину. Объявляется минута молчания. (Удары хронометра. Минута молчания, затем звучит аудиозапись «Реквием» В. Моцарта. Музыка становится тише. На фоне музыки)
Чтец 5.
Станут памятью встречи, привычки, слова… А они не вернутся. Отбушует зима, поседеет вдова… А они не вернутся. Скорбь утихнет. Уснёт на ладонях Земли… А они не вернутся. Снова к пепельным звёздам уйдут корабли… А они не вернутся. | В карауле друзья не устанут стоять… А они не вернутся. Будет море шуметь, будет солнце сиять… А они не вернутся. И погаснут миры. И возникнут миры… Но одно лишь известно: мы состаримся. Мы будем жить до поры… А они – будут вечно. |
Чтец.6
Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это надо живым! Люди! Покуда сердца стучатся,- Помните! Какою ценой завоевано счастье,- Пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полет, – Помните! О тех, кто уже никогда не споет,- Помните! | Детям своим расскажите о них, Чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, Чтобы тоже запомнили! Встречайте трепетную весну, Люди Земли, убейте войну, Прокляните войну, Люди Земли! Мечту пронесите через года И жизнью наполните! Но о тех, кто уже не придет никогда,- Заклинаю - помните! |
Учитель. Пусть жизнь этих героев послужит вам примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны!!!