«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Классный час "Твори добро" (5-9 классы)

Классный час «Твори добро»

Цель: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях: добре, милосердии отзывчивости и о необходимости воспитывать эти качества в себе.

Задачи:

  • обсудить понятия «добро», «добрый человек», «добрый поступок»;
  • познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;
  • привить основы нравственного поведения;
  • воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту окружающим;
  • развивать умение учащихся вести рассуждение, умение аргументировать свою точку зрения.

Классный час сопровождается презентацией.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Классный час «Твори добро»


Автор — Столяр Светлана Витальевна.


Цель: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях: добре, милосердии отзывчивости и о необходимости воспитывать эти качества в себе.


Задачи:

  • обсудить понятия «добро», «добрый человек», «добрый поступок»;

  • познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;

  • привить основы нравственного поведения;

  • воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту окружающим;

  • развивать умение учащихся вести рассуждение, умение аргументировать свою точку зрения.


Ход классного часа:

1. Приветствие. Целеполагание.


Учитель: Добрый день! Как настроение? Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, и поговорим мы об известных всем понятиях, о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни. Чтобы узнать о чем пойдет речь, послушайте, пожалуйста, одну замечательную песню.


Звучит фонограмма песни “Доброта” из мультфильма “Неуловимый Фунтик” или фрагмент мультфильма (видеозапись).

Учитель: Итак, о чем мы сегодня будем говорить? Верно, наша встреча посвящена доброте. Она так и называется «Твори добро!» (Слайд 1)

Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся.


Слайд 2. Что такое доброта?

Учитель: Ответьте на такой вопрос : «Что же такое доброта? Как вы понимаете это слово?»

(Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Доброта – это солнце. Доброта -это что-то хорошее, светлое)


Учитель: А как вы думаете, что значит быть добрым человеком? (ответы детей)

(Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов прийти им на помощь в трудную минуту. Добрый человек бережет природу и бережно относится к животным.)


- Все верно. Только быть добрым человеку не просто, так как этот человек думает о других, отдает свою душу, тепло, силу, время остронуждающимся людям.


Слайд 3.С.И.Ожегов

Учитель: В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение: Добро – Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.


В русском языке существует немало устойчивых выражений со словом «добрый»:

Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память. Осталось добрых десять километров пути. Добрый малый…


Знаете ли вы, что ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.


Слайд 4. Высказывания мыслителей о доброте.

Учитель: Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей.


Л.Н. Толстой писал: « Доброта — вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

Бетховен полагал, «что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям»

А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова : «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — почувствовать себя нужным близким людям. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...»

Низами : «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло». (Низами́ Гянджеви́ Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (около 1141, Гянджа, современный Азербайджан — около 1209, там же) — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока.

Учитель: Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его.



Слайд 5. Притча о добре и зле.

Учитель: Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло? Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Я хочу рассказать вам небольшую притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец?



Слайд 6. Ответ мудреца и смысл притчи.

Все в твоих руках, – ответил ему философ.

Учитель: Как вы поняли смысл этой притчи? (человек творец добра и зла)




Слайд 7. Примеры доброты

Учитель: Послушайте историю об одном человеке.

Когда-то очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на медицинский факультет, прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он вместе с юной и прилежной женой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На средства, полученные от своих концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль, возвращал радость (только у него в больнице прокажённые, люди, обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили детей). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.

Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книги «Благоговение перед жизнью».

«Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств».


Слайд 8. Добрый поступок.

Учитель: Я убежден(а), что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.



Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую память в вашем сердце. Возможно, вы вспомните литературные произведения или кинофильмы, где герои совершают такие поступки (ответы детей).



Слайд 9. Заповеди нравственного воспитания

Сегодняшний разговор дает нам возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему?

Целый свод нравственных норм дает Библия. Закон Божий есть основа нравственной жизни. Существуют заповеди нравственного воспитания.

Заповедь первая:

- Ты живешь среди людей. Существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Желай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Заповедь вторая:

- Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Плати им за это добром.

Заповедь третья:

- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя жить. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.

Заповедь четвертая:

- Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя.

Заповедь пятая:

- Не будь равнодушным ко злу. Борись против зла, обмана, несправедливости, против тех, кто обкрадывает общество, причиняет зло другим людям.

Слайд 10. Тест «Добрый ли ты?»

- Ну что ж, замечательно! Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»Возьмите листочек, поставьте на нем цифры от 1 до 12. Я буду читать вопросы, а вы отвечайте «Да» или «Нет».


1)​У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

2)​Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3)​Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4)​Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5)​Любите ли вы злые шутки?

6)​Вы злопамятны?

7)​Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8)​Умеете ли на практике применять свои способности?

9)​Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10)​Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11)​Вы охотно выполняете просьбы?

12)​Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт. (Отлично!)

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались. (Что ж, ты добрый человек, но надо это качество совершенствовать)

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…(Что поделать? Сделаем выводы и будем стремиться к совершенству)


Слайд 10. Итоги классного часа. Рефлексия.


Учитель:

  • О каких качествах человека мы сегодня говорили?

  • Тебе интересно было обсуждать эту тему?

  • Что особенно запомнилось и понравилось?





  • Давай вместе составим правила доброты, необходимые каждому человеку. (Слайд 11)

Правила доброты:

1)​Помогать людям.

2)​Защищать слабого.

3)​Делиться последним с другом.

4)​Не завидовать.

5)​Прощать ошибки другим.

ПОМНИ:

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

Желаю вам всего самого доброго! Все в ваших руках!


( Звучит песня Шуры «Твори добро»)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее