Классный час «Творчество в работе. Умение полюбить работу»
Цель: познание и раскрытие учениками своих потенциальных способностей к творчеству.
Задачи: развитие познавательных психологических процессов: памяти, внимания, мышления; развитие самосознания, рефлексии; научить творчески подходить к любому виду работы; учить привносить даже в привычное и унылое занятие что-то от себя и своей души; развивать стремление приблизить её к склонностям, интересам.
Ход классного часа
1. Орг.момент.
2. Введение в тему
- Что делать, если какое-либо задание кажется вам скучным? Или вы не можете запомнить новый материал урока и т.д.? (ответы учащихся)
- Я предлагаю вам сегодня поразмышлять над этим вопросом и найти правильные ответы.
Например: учитель просит повторить сказки Пушкина. Вы можете составить кроссворд. Проверим.
3. Основная часть.
- Чем он вам поможет? (ответы учащихся) Тем самым вы поможете не только себе, но и своим одноклассникам.
- Как вы понимаете слово «Творчество»? А работать творчески? (ответы учащихся)
Послушаем правильный ответ:
Творчество (в работе) – это привнесение в работу немного своего воображения (своей фантазии), чтобы работа получилась интереснее и красивее.
Работая творчески, человек старается придумать и добавить в свою работу что-то новое от себя (от своей души), он хочет, чтобы работа улучшилась благодаря его замыслам и решениям (пожеланиям, дополнениям).
- Прежде чем начинать работу, надо найти в ней нечто красивое, воображением создать возвышенную мотивацию и принять ее к сердцу.
Для того, чтобы работа понравилась, нужно постараться найти в ней что-то полезное для себя и нужное для других. Поняв важность, красоту и смысл труда и усилий, работать будет легче, интереснее
Например: Все знают, что скворечник или хорошую кормушку для птиц делать трудно и долго. Но если вы при этом знаете, что ваш труд принесет радость птицам, спасет их от голода, поможет поскорее обзавестись птенцами, вам начинает нравиться работа, она перестает быть скучной и тяжелой. Если вы не смогли найти смысл в работе, то тогда такая, кажущаяся бестолковой и никому не нужной работа, быстро надоест и будет казаться трудной. Она будет приносить вам раздражение, подавленность и плохое настроение.
Практическая работа: (на экране учитель показывает картинки с разными видами деятельности)
- Давайте попробуем найти в каждой из предложенных видов деятельности что-то приятное, чтобы работа стала для нас интересной (предложения учащихся)
1 – помыть посуду
2 – убрать игрушки
3 – ученик делает уроки
4 – посадить дерево
5 – покормить котёнка
6 – помочь человеку с ограниченными возможностями
7 – навести порядок на улице
Делаем вывод.
4. Слушание и анализ рассказа «Двигатель, который работать не любил»
Каждый день из гаража на городские улицы выезжал постоянно ломающийся самосвал. Таким он стал совсем недавно, когда при ремонте в гараже ему по ошибке установили ленивый двигатель, которому всякая работа не нравилась. Двигатель свое новое место работы в самосвале очень быстро невзлюбил. Не постарался он сразу же заметить в своей новой работе полезное и нужное для людей. Перевозить тяжелые грузы с одного места на другое, ему показалось глупым занятием, и поэтому он стал нарочно барахлить и неисправным прикидываться.
За день нужно самосвалу перевезти много грузов, кирпичей, песка, раствора, щебня, а двигатель все думает о том, как бы ему от работы увильнуть, да в теплый гараж вернуться. Чуть загрузят люди самосвал, как двигатель сразу охать начинает, дым черный выдыхает, хрипит, порыкивает и ворчит сердито на людей:
– Не жалеют меня, не любят, не дают отдыхать столько, сколько мне хочется. И почему меня в самосвал вставили, почему работа такая тяжелая досталась?
Вот вставили бы меня в трактор, который пашет поля один раз в год...
И тут стал двигатель мечтать о том, как он в тракторе работает, на природу красивую любуется. О том, как поле весной за несколько дней вспашет, а потом до конца осени среди травы на лугу отдыхает, чистым воздухом дышит и пение птиц слушает.
Очень скоро надоел людям ленивый двигатель, который все никак работать не хотел. Вытащили его из самосвала, а на самосвал новый двигатель установили. Долго лежал ленивый двигатель без дела в темном гараже пока его не продали каким–то людям. Пришли новые хозяева, погрузили его в грузовик и повезли в далекую деревню, а там установили его в трактор, давно стоявший без мотора. Ленивый двигатель вновь оживился, затрясся и заработал.
– Как здорово, что я теперь буду работать в тракторе, – радостно урчал двигатель.
Уже на следующий день он работал в деревне на отремонтированном тракторе, на свежем воздухе, среди красивых полей и рек.
Но оказалось, что работа на тракторе тоже была не легкой. С утра до вечера надо поле пахать, потом бороновать, потом сеять, потом поливать и так без конца. Ездить при этом приходится не по гладкому асфальту, а трястись по неровной земле с кочками и камнями. А когда дождь пойдет, то совсем плохо становится, то и дело в грязи застреваешь и пыхтишь пока не выберешься.
– Нет, работать в поле это не по мне, – стал горевать обленившийся двигатель. – Слишком уж грязная и тяжелая работа мне досталась, ничего в ней хорошего нет. Все ездишь по разным полям надрываешься, а пользы никакой, только одно плохое. Мне бы вот в автобусе поработать, – мечтал он по вечерам после работы. – Мчишься по гладкому шоссе, новые города и страны разглядываешь, слушаешь себе разные разговоры своих пассажиров. Да уж, интересная работа на автобусе, совсем не грязная, не то что здесь, в этой деревне.
Но мечты мечтами, а двигателю, как и прежде, приходилось работать в поле. Что он только не делал, какие только хитрости не придумывал, чтобы на работу в поле не ехать. И вот однажды, по дороге на работу, двигатель стал делать вид, что испортился. Начал нарочно сильно дергать колесами, потом сильно заревел, помчался, а потом, не рассчитав вместе с трактором скатился в глубокий овраг. Не удалось людям трактор исковерканный починить. Вытащили они из него лишь оставшийся целым двигатель и через некоторое время вставили его в автобус. Заработав в автобусе, двигатель очень обрадовался, ведь теперь исполнилась его прежняя мечта.
Но и эта работа на автобусе очень быстро надоела и разонравилась ленивому двигателю. Ездить надо было далеко и подолгу без остановок. Да при этом не просто едешь, а мчишься без передышки по шоссе на большой скорости, чтобы не опоздать и приехать в другой город вовремя.
– Нет, такая работа не для меня, ничего хорошего и полезного в ней нет, уж слишком долго и далеко ездить приходится, – стал жаловаться самому себе двигатель. От лени своей стал он назло людям часто посреди дороги глохнуть, чтобы опаздывая, пассажиры волновались и нервничали.
В конце концов поняли люди, что пора ленивый двигатель на свалку выбросить. Не любит он трудиться, в каждой работе одно только плохое и трудное видит, а полезного и хорошего не замечает.
Теперь этот двигатель лежит за городом на свалке и ржавеет то под дождем, то под снегом в куче всякого вонючего мусора. Ведь у людей всегда так: всё бесполезное и испорченное мусором называют и на мусорную свалку выкидывают. Жаль, что двигатель раньше не захотел труд полюбить и с пользой людям служить. Как много нужного и полезного людям успел бы он еще сделать!
Вопросы к тексту:
– Почему не нравилась и быстро надоедала ленивому сердцу-двигателю работа самосвала, трактора, и автобуса? (В каждой работе он прежде всего усматривал что-то неприятное, плохое и трудное).
– Что нужно для того, чтобы вам понравился человек? (Увидеть в нем что-то хорошее и приятное).
– Что нужно для того, чтобы вам понравилась работа? (Увидеть в ней что-то полезное и нужное для себя и других).
– Что мог найти полезное и нужное другим в своей работе самосвал? (Помогает людям строить дома, дороги, красивые города).
– Что мог найти полезное и нужное другим в своей работе трактор? (Кормит людей, помогает им урожай собрать).
– Что мог найти полезное и нужное другим в своей работе автобус? (Помогает людям быстро добираться в гости, на работу, по делам).
5. Рефлексия. Итог