Классный час для учащихся четвертых классов
Государственные символы Российской Федерации.
В начальной школе (1-4 классы) главное внимание уделяется первоначальному знакомству учащихся с государственными символами России.
Ознакомление детей с символами своего государства – гербом, флагом, гимном – традиционно является одним из элементов воспитания в духе здорового патриотизма. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории. Одновременно этот материал является необходимым дополнением к курсам истории и граждановедения, изучаемых в школе, поскольку современные государственные символы Российской Федерации имеют давнюю и богатую историю.
Такого плана классные часы дают возможность ученику:
- знать современные государственные символы Российской Федерации.
- получать представление о правилах отношения к ним.
- расширять знания об истории родной страны окружающем мире.
- знакомить с правилами использования государственными символами Российской Федерации.
Учителю исключительно важно:
- для формирования чувства патриотизма.
- при изучении последующих этапов Российской истории.
- для усвоения учащимися уникальности и самоценности истории нашего народа.
Цель: дать ученикам представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг».
Методические приемы: сообщения учащихся, конкурсные задания.
Оборудование: изображения Российского флага, герба; музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна.
Ход занятия:
1. Беседа с классом, в ходе которой разъясняется, какие существуют символы государства.
Дети, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия)
(На доске карта России.)
Кто президент страны? (Путин В.В.)
Назовите столицу страны. (Москва)
Кто является основателем Москвы? (Основателем Москвы является князь Юрий Владимирович Долгорукий).
А что для нас Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, отечество)
(Учитель дает объяснение этих слов)
Какие символы нашей Родины вы знаете? (Если дети затрудняются с ответом, то можно помочь вопросами).
Какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников?
Какая музыка при этом исполняется?
У всех стран есть 3 обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь.
Это «Герб» отличительный знак, «Гимн» торжественная песня, «Флаг» знамя, стяг.
(Слайд 1 - 4)
(Рассказывают подготовленные ученики)
Герб
Что такое герб? Русское слово «герб» происходит от немецкого слова, которое в переводе означает «наследство». Что общего между «гербом» и «наследством»? Герб – это отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу, государству. Он передается по наследству. Россия расположена в двух частях света – Европе и Азии, поэтому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии. Короны, соединенные лентами, скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства. Всадник, поражающий копьем дракона, - готовность народа встать на защиту родной земли. (Слайд 5-6).
Гимн
Что означает слово «гимн»? Возникло это слово в Древней Греции. Древние греки распевали гимны – торжественные похвальные песни в честь богов или героев.
Государственный гимн – это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства. Тебе уже знаком текст Государственного гимна России. Музыку гимна написал композитор А.В. Александров, а слова – поэт С.В. Михалков.
На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.
Каждый новый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз.
Как мы бываем счастливы и горды, когда российские спортсмены завоевывают золотые медали на международных соревнованиях и бело-сине-красный российский флаг радостно взмывает вверх под торжественные звуки российского гимна!
Текст Государственного гимна Российской Федерации
(слова С.В.Михалкова)
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
(Прослушиваем государственный гимн Российской Федерации). (Слайд 7).
Флаг
Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени – стяг. В праздничные дни на наших улицах и домах развеваются российские флаги. Флаг состоит из полос трех цветов: белого, синего, красного, расположенных в этом порядке сверху вниз. Такой порядок расположения цветов ввел Петр Первый. Как можно объяснить символику цветов на российском флаге? Внизу расположен мир земной (красный цвет), выше – мир небесный (синий цвет), еще выше – мир божественный (белый цвет). (Слайд 8).
2. Практические задания у каждого ученика (Приложение)
1). Где в нашем городе можно увидеть герб и флаг?
2). Раскрась государственный флаг России.
|
|
|
3). Узнай современный Государственный герб Российской Федерации и отметь его.
3. Итог
Государственные символы: герб, флаг и гимн – это символы достоинства страны. Символы призваны сплачивать и объединять весь народ. Неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству.
Список использованной литературы
Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» 1 – 11 классы / Б.Н. Серов.- М.: ВАКО, 2005, С. – 133-136.
Учебник по окружающему миру 4 класс, часть 2 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2005, С. 168-173.
Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс ,2 часть / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2005, С. 63.
4