Классный час
«Научите своё сердце добру»!
Васильева А.С. учитель начальных классов
классный руководитель 4 класса.
«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»!
В. Гюго
Тема: «Научите своё сердце добру!»
Цели:
Формирование у учащихся ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения.
Воспитание заботы, милосердия, доброты, терпимости, доброжелательности, чуткости и сострадания как основных нравственных черт человека.
Задачи:
Обогащать лексикон учащихся новыми словами и понятиями о добре и доброте.
Учить детей видеть и чувствовать мир.
Способствовать накоплению опыта в приобретении качеств, свойственных добру.
Выработать умения пользоваться определенными качествами в любой жизненной ситуации.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентация
Сердце (мягкая игрушка)
Словарь Ожегова
Карточки со словами
Цветок доброты
Заготовки из бумаги (солнце, облака, трава, радуга, дом, школа)
Пословицы
Накидка на стул для игры
«Копилка добрых дел»
Бумажные сотовые телефоны
Свечи
Весы
Смайлики (веселые и грустные)
Фонограмма песни «Дорогою добра»
Ход классного часа:
Учитель:
- Добрый день!
Слайд 1
- Ребята, давайте вытянем навстречу друг другу руки – ладошками вверх, протянем солнечные лучики света, добра, счастья, мира и радости, просто улыбнемся, ведь улыбка объединяет. Пусть наши мысли и чувства будут едины в обсуждении очень серьезных вопросов, о которых мы сегодня будем говорить. Пожелаем друг другу удачи.
- Обхватите правой рукой запястье левой руки. Под большим пальцем вы почувствуете толчки. Это - пульс. Так бьется наше сердце – самый главный орган нашего организма. Иногда говорят «здоровое сердце, крепкое» или «слабое, больное сердце». Что это значит? Что нужно делать, чтобы сердце было здоровым? (закаляться, заниматься спортом и т.д.) А еще иногда говорят «доброе сердце».
Слайд 2
- А сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы: какое сердце называют добрым и как его научить добру.
Слайд 3
- Начать наш классный час хочется со слов нашей уральской поэтессы Л. Татьяничевой «Делать людям хорошо – хорошеть самому!» Как вы понимаете слова «хорошеть самому» (надо совершать больше хороших поступков, есть хорошая пословица «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтоб отнеслись к тебе»).
Слайд 4
А эпиграфом будут следующие слова А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту!
- А что такое доброта?
Слайд 5
По словарю Ожегова: Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- А что значит, по-вашему, добрый человек?
(Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др.)
- Ребята, а какими качествами должен обладать добрый человек? Эти добрые качества человека напишем на цветных лепестках, приготовленных на столах каждой группы.
(Работа в группах)
- А теперь, давайте, оформим цветок доброты. (Дети выходят к доске и прикрепляют лепестки, формируя цветок).
- Вот такой у нас получилась душа доброго человека – красивый цветок, лепестками которого являются необходимые человеческие качества.
- Мы должны с вами ребята стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.
- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
- Народ сложил множество пословиц и поговорок о добре.
(работа в группах)
- Я приготовила для вас очень интересное задание. На столах приготовлены слова из той или иной пословицы, вам нужно собрать их и озвучить эти пословицы и поговорки. А свою работу наклеить на облако, солнце и траву. (Работы детей вывешиваются на доску в виде солнца, облака, травы).
«Доброе слово лечит, злое калечит»
«Злой не верит, что есть добрый»
«Добрая слава лежит, а худая бежит»
«Добрые дела два века живут»
Добрые вести прибавят чести.
Учитель: «…О, мудрецы, вы бесконечно правы,
Наш мир спасут добро и красота…»
(Вывешивается на доску радуга с этими словами)
- А теперь давайте немного отдохнем и вспомним самых добрых героев из сказок и мультфильмов. (ответы детей)
Слайд 6
Предлагаю вам спеть песенку с котом Леопольдом «Если добрый ты…»
Гиперссылка на слайде 6
-А как вы думаете, легко ли быть добрым человеком? Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебный стул».
(выбирается любой ученик из класса, садится на стул, а все остальные должны назвать все его добрые качества)
Вывод:
Очень важно увидеть добрые качества в другом человеке. Ибо как сказал Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях»
Мы можем быть милосердными, добрыми и можем творить добро. А начнем с самого главного, близкого и родного нам - дома.
(На доску наклеивается изображение дома).
Что доброго и хорошего мы можем сделать для наших близких? Как вы о них заботитесь? Почему говорят «При солнышке – тепло, а при матери – добро»?
Слайд 7
(Дети называют)
Ребята, но у вас есть и второй дом.
(На доску наклеивается изображение школы)
Это ваша школа, где вы учитесь вместе со своими одноклассниками и друзьями. Что хорошего и доброго вы можете сделать в школе?
Вывод:
-Человек, у которого доброе сердце, относится с любовью ко всему живому. Он не только уважает людей, помогает им, но и охраняет природу, заботится о братьях наших меньших – животных и птицах.
- Ребята, мне хочется подарить вам «Копилку добрых дел». Каждое доброе дело, которое вы сделаете, вы запишите на листочек и опустите в копилку. В конце каждой недели вы сможете сосчитать, сколько сделано добрых дел и каких. Поместите эту копилку возле классного уголка и пусть она ежедневно пополняется, никогда не будет пустой.
«Если ты сегодня не умножил
Хоть на каплю чью-то радость в мире –
Значит день напрасно прожил
Как унылый гость в чужой квартире».
Пусть у вас, ребята, никогда не будет напрасно прожитых дней.
-А сейчас возьмите бумажные сотовые телефоны, которые лежат у вас на столе и напишите добрые пожелания друг другу. (дети обмениваются друг с другом, учитель вручает им)
Слайд 8 (звучит песня «Дорогою добра»)
- А сейчас отвечайте на мои вопросы хором «Да» или «Нет»
Можно ли человека заставить быть добрым? (нет)
Можно ли стать добрым на время? (нет)
Нужно ли быть добрым к любому человеку? (да)
Легко ли быть добрым? (да)
Есть ли у вас желание делать добрые дела? (да)
- У вас получилось больше ответов «да» и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.
(Учитель зажигает свечу, ребята подходят к ней)
Слайд 9
- Протяните руки к этому огоньку. Вы чувствуете тепло? Все живое на свете стремится к теплу. Это тепло должно жить в сердце каждого человека, пусть оно согревает вас и тех, кто вас окружает. Давайте дарить добро людям и природе, не будьте равнодушными к чужой беде, и ваши сердца будут добрыми, и нам всем вместе будет жить лучше и легче.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Ненапрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Рефлексия
На весы нужно положить смайлика веселого или грустного
6