1. Звучит песня «Дорогою добра».
- О чём была песня? О чём наш сегодняшний классный час?
3. Вспоминаем правила работы в группах
Сегодня вы будете работать в группах. Чтобы отношения в группе сложились добрыми, нужно работать по определённым правилам. Вспомним их.
Закончить предложения.(на экране)
1. Учись выслушивать…. (мнение каждого в группе)
2. Не бойся выдвигать… (своё мнение)
3. одна голова хорошо,… (а две лучше)
4. Умей идти на…, учись.. (компромисс, уступать)
4. Название команд
В русском языке есть сложные слова, когда соединяясь вместе, 2 корня образуют одно слово. Я предлагаю вам несколько слов, выберите такие корни, чтоб они сочетались с корнем добр, составьте слова, получатся названия команд.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
Добро Душные Сильные честные (добродушные) | Добро Умные Желательные весёлые (доброжелательные)
| Добро Порядочные Смелые Чистые (добропорядочные) |
Мы вспомнили правила. Вы приняли названия команд -самые добрые слова в русском языке. И к нам зашла доброта...
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта,
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
- И откуда, - спросишь ты,-
В доме столько доброты.
3. Запись ассоциаций к слову «доброта» (по группам – 4 группы)
Зачитывание слов с места.
А известный вам американский писатель М.Твен сказал:
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
-2-
4. Определение темы классного часа
А просто ли быть добрым?
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Так и назовём наш классный час «Добрым быть совсем не просто»
5. А почему не просто быть добрым? (мнения детей)
Послушайте китайскую сказку, которая называется «Добро и ум».
Возможно вы сможете дополнить свой ответ.
«Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют по ним из рогаток, и объявил:
-кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей.
Они наставили в лесу множество ловушек-силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
Император ответил:
_у меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
-кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
-каких птенцов? – спросил император.
-у птиц, которые живут во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не подумал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
-у вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в 5 раз больше!
-Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый император.
На это мудрец заметил:
-И доброе дело надо делать с умом.
Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.»
-3-
Каким хотел быть император?
Какую ошибку он совершил?
Почему же император воскликнул: Ах, как трудно быть добрым.
Какая пословица помогает понять смысл сказки?
На экране: Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.»
6. Работа с пословицами
Русский народ тоже создал очень много пословиц и поговорок о добре.
Поработайте в группах, составьте пословицы, сумейте объяснить их смысл.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Жизнь дана на добрые дела.
| Доброта без разума пуста. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. | Живи добрее, будешь всем милее. Доброе дело два века живёт. |
7. Сказка о счастье. Инсценирование.
Все люди понимают, что добро – это хорошо, но не всегда об этом помнят. Иногда в погоне за счастьем, люди забывают о добре. Посмотрим «Сказку о счастье
Сказка о счастье
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал.
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Король вскричал: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти.
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
-Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду.
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
-4-
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
-О, мой король, -вскричал солдат,
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
-А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон видишь, за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжёлая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
-А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось.
Жара сменяется ненастьем.
Король торопит:
-В путь пора,
Ещё немного - и ура!
Своё настигну счастье!
И всё бы кончилось бедой –
Сомненья в этом нету,
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастья для себя,
Ты странствуешь по свету.
-5-
Но только ближнего любя,
Найдёшь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожи найми,
Всё это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезёшь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна
И осветила путь она,
Нелёгкий путь, обратный путь,
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает,
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
О каком счастье мечтал король сначала?
Почему могла случиться беда, если бы не встретился мудрый старец?
В чём нашёл счастье король в конце сказки?
8. На поляне доброты
Чтобы делать добро, прежде всего, надо им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не даётся нам с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно день за днём воспитывать в себе доброту.
Я предлагаю вам наполнить наш добром, и она превратится в сад доброты. Я дам вам задания по группам.
1 команда | 2 команда | 1 команда |
Добавить в стихотворение волшебные слова. (приклеить волшебные слова на облачка)
| Из предложенных лучиков солнца, выбрать и приклеить те, качества, которыми должен обладать добрый человек, суметь объяснить. | Из предложенных сказочных героев выбрать тех, которые можно считать самыми добрыми, суметь объяснить почему.
|
Каждой команде раздаются листики. На них нужно записать добрые дела, которые дети сделали или хотели бы сделать.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
Добрые дела дома | Добрые дела в школе | Добрые дела в общественных местах |
-6-
Выступление 1-й команды
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему - нибудь.
-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверное, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим спасибо?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я всё же забуду –
Простите, я больше не буду.
Отменить что ли слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно
Эти слова всем известны давно,
Видишь – они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
-Добрые люди, будьте здоровы!
Ребята благодарю вас за добрые мысли, творческое отношение к работе.
У нас получился замечательный сад доброты. Как вы думаете, а где находится сад доброты у каждого человека? ( в сердце)
Помните:
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на Земле
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Ребята, а как можно продолжить фразу если добрый ты…. (мнения детей)
Исполнение песни по караоке «Если добрый ты»