«Зимний фестиваль знаний 2025»

Классный час Доброта

«Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют по ним из рогаток, и объявил:

-кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей.

Они наставили в лесу множество ловушек-силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

-Зачем столько птиц?

Император ответил:

_у меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

-кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

-каких птенцов? – спросил император.

-у птиц, которые живут во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

-у вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в 5 раз больше!

-Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый император.

На это мудрец заметил:

-И доброе дело надо делать с умом.

Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.»

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Классный час «Добрым быть совсем не просто»



1. Звучит песня «Дорогою добра».


- О чём была песня? О чём наш сегодняшний классный час?


3. Вспоминаем правила работы в группах


Сегодня вы будете работать в группах. Чтобы отношения в группе сложились добрыми, нужно работать по определённым правилам. Вспомним их.


Закончить предложения.(на экране)

1. Учись выслушивать…. (мнение каждого в группе)

2. Не бойся выдвигать… (своё мнение)

3. одна голова хорошо,… (а две лучше)

4. Умей идти на…, учись.. (компромисс, уступать)



4. Название команд


В русском языке есть сложные слова, когда соединяясь вместе, 2 корня образуют одно слово. Я предлагаю вам несколько слов, выберите такие корни, чтоб они сочетались с корнем добр, составьте слова, получатся названия команд.


1 команда

2 команда

3 команда

Добро

Душные

Сильные

честные

(добродушные)

Добро

Умные

Желательные

весёлые

(доброжелательные)


Добро

Порядочные

Смелые

Чистые

(добропорядочные)


Мы вспомнили правила. Вы приняли названия команд -самые добрые слова в русском языке. И к нам зашла доброта...


В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта,

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

- И откуда, - спросишь ты,-

В доме столько доброты.



3. Запись ассоциаций к слову «доброта» (по группам – 4 группы)

Зачитывание слов с места.

А известный вам американский писатель М.Твен сказал:

Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.



-2-


4. Определение темы классного часа

А просто ли быть добрым?


Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.


Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.


Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.


Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.


Так и назовём наш классный час «Добрым быть совсем не просто»


5. А почему не просто быть добрым? (мнения детей)


Послушайте китайскую сказку, которая называется «Добро и ум».

Возможно вы сможете дополнить свой ответ.


«Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют по ним из рогаток, и объявил:

-кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей.

Они наставили в лесу множество ловушек-силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

-Зачем столько птиц?

Император ответил:

_у меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

-кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

-каких птенцов? – спросил император.

-у птиц, которые живут во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не подумал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

-у вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в 5 раз больше!

-Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорчённый император.

На это мудрец заметил:

-И доброе дело надо делать с умом.

Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.»


-3-


Каким хотел быть император?

Какую ошибку он совершил?

Почему же император воскликнул: Ах, как трудно быть добрым.

Какая пословица помогает понять смысл сказки?


На экране: Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.»


6. Работа с пословицами


Русский народ тоже создал очень много пословиц и поговорок о добре.

Поработайте в группах, составьте пословицы, сумейте объяснить их смысл.


1 команда

2 команда

3 команда

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.


Доброта без разума пуста.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Живи добрее, будешь всем милее.

Доброе дело два века живёт.



7. Сказка о счастье. Инсценирование.

Все люди понимают, что добро – это хорошо, но не всегда об этом помнят. Иногда в погоне за счастьем, люди забывают о добре. Посмотрим «Сказку о счастье


Сказка о счастье


На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал.

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Король вскричал: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти.

И вот король в карету сел

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

-Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду.

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

-4-

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

-О, мой король, -вскричал солдат,

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

-А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон видишь, за горой,

С утра ушла далёко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжёлая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

-А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось.

Жара сменяется ненастьем.

Король торопит:

-В путь пора,

Ещё немного - и ура!

Своё настигну счастье!

И всё бы кончилось бедой –

Сомненья в этом нету,

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастья для себя,

Ты странствуешь по свету.

-5-

Но только ближнего любя,

Найдёшь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожи найми,

Всё это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезёшь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна

И осветила путь она,

Нелёгкий путь, обратный путь,

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает,

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!



О каком счастье мечтал король сначала?

Почему могла случиться беда, если бы не встретился мудрый старец?

В чём нашёл счастье король в конце сказки?


8. На поляне доброты


Чтобы делать добро, прежде всего, надо им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не даётся нам с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно день за днём воспитывать в себе доброту.


Я предлагаю вам наполнить наш добром, и она превратится в сад доброты. Я дам вам задания по группам.


1 команда

2 команда

1 команда

Добавить в стихотворение волшебные слова.

(приклеить волшебные слова на облачка)


Из предложенных лучиков солнца, выбрать и приклеить те, качества, которыми должен обладать добрый человек, суметь объяснить.

Из предложенных сказочных героев выбрать тех, которые можно считать самыми добрыми, суметь объяснить почему.




Каждой команде раздаются листики. На них нужно записать добрые дела, которые дети сделали или хотели бы сделать.


1 команда

2 команда

3 команда

Добрые дела дома

Добрые дела в школе

Добрые дела в общественных местах







-6-


Выступление 1-й команды


Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнесли в тот самый час,

Когда они другим необходимы.


Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.


Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему - нибудь.


-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверное, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.


За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали, сколько раз?


Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать.

Но если я всё же забуду –

Простите, я больше не буду.


Отменить что ли слово «пожалуйста»

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно


Эти слова всем известны давно,

Видишь – они просты и не новы.

Но я ещё повторю всё равно:

-Добрые люди, будьте здоровы!


Ребята благодарю вас за добрые мысли, творческое отношение к работе.

У нас получился замечательный сад доброты. Как вы думаете, а где находится сад доброты у каждого человека? ( в сердце)

Помните:

Добрые слова – корни

Добрые мысли – цветы

Добрые дела – плоды

Добрые сердца – сады.


Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Давайте поклоняться доброте!


Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!


Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

Не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на Земле


Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!


Ребята, а как можно продолжить фразу если добрый ты…. (мнения детей)


Исполнение песни по караоке «Если добрый ты»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее