«Зимний фестиваль знаний 2025»

КИМ ИЗО 5 класс

Спецификация диагностической работы:

1. Назначение

2. Документы

3.Условия проведения

4. Распределение заданий

5. Система оцениваний

6. Тест

8. Ключ к заданиям

9.Бланк ответов

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

СПЕЦИФИКАЦИЯ

диагностической работы по изобразительному искусству

для учащихся 5-х классов


1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов в рамках внутреннего мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных организаций, участвующих в переходе на ФГОС ОО.

Диагностическая работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по изобразительному искусству, используемые в 5-х классах.

Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.

Выявить качество усвоения знаний о роли народных художественных промыслов в современной жизни; оценка художественно-эстетического развития учащихся, их эмоционально-ценностного отношения к миру и способности к художественно-творческой деятельности в ходе выполнения индивидуального задания.


2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897).

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

– Авторская программа «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-8» М.: Просвещение, 2016.

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

3. Условия проведения и время выполнения диагностической работы

Использование дополнительных и справочных материалов не предусматривается.

Диагностическая работа состоит из 2 частей: теста и творческого задания.

Часть А: 10 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных (ВО);

Часть В: 3 задания с кратким ответом (КО);

Часть С: творческое задание (ТР)

В части А-В (13 заданий) рассматриваются вопросы теоретического характера, в части С (1 задание) – практическое задание. В связи с этим, на выполнение всей диагностической работы отводится 25 минут, на выполнение творческого задания- 15 минут

К каждому заданию с выбором ответа даны несколько вариантов ответов, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.

Задание В - нужно закончить предложения, вставив подходящее слово, соединить линиями названия животных и птиц с их символическим значением, соотнеси изображение орнамента с его видом.

Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.

4. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям

Диагностическая работа позволяет оценить степень освоения учебного материала по изобразительному искусству.

Работа охватывает учебный материал по курсу «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА», изученному в 5 классе.

В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.

Таблица 1

Распределение заданий по темам курса

«Изобразительное искусство» 5 класса

п/п


Темы курса «Изобразительное искусство»


Число заданий


1

Древние корни народного искусства


8


2

Связь времен в народном искусстве

4


3

Декор — человек, общество, время


1


4

Декоративное искусство в современном мире


1


Итого:


14



В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.

Таблица 2

Распределение заданий по планируемым результатам

задания


Планируемые результаты обучения

Код задания


Тип задания


Максимальный балл


А1


Умение объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства

1.1.


ВО


1


А2


Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища.

1.2.


ВО


1


А3


Определять отдельные детали декоративного убранства избы

1.2.


ВО


1


А4


Называть конструктивные элементы устройства жилой среды крестьянского дома

1.3.


ВО


1


А5


Понимать образный строй народного костюма (его символику)

1.6.


ВО


1


А6


Распознавать народные промыслы

2.1.


ВО


1


А7


Распознавать народные промыслы

2. 2.


ВО


1


А8


Распознавать названия гжельской посуды

2. 2.


ВО


1


А9


Понимать смысловое значение геральдики

3.4.


ВО


1


А10


Пользоваться языком ДПИ


4.2.


ВО


1


В1


Понимать особенности образного языка, символическое значение орнамента

1.5.


КО


2


В2


Умение объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства


1.1.


КО


2


В3


Выделять варианты орнаментального построения

1.5.


КО


2


С


Опыт художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства


2.4.


ТР


9



Итого:




25


5кл ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. Древние корни народного искусства

1.1. Древние образы в народном искусстве

1.2. Убранство русской избы

1.3. Внутренний мир русской избы

1.4. Конструкция и декор предметов народного быта

1.5. Русская народная вышивка

1.6. Народный праздничный костюм

1.7. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

2. Связь времен в народном искусстве

2.1. Древние образы в современных народных игрушках

2.2. Искусство Гжели

2.3. Городецкая роспись

2.4. Хохлома

2.5. Жостово. Роспись по металлу

2.6. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

2.7. Роль народных художественных промыслов в современной жизни

3. Декор — человек, общество, время

3.1. Зачем людям украше­ния

3.2. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

3.3. Одежда «говорит» о человеке

3.4. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

3.5. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

4. Декоративное искусство в современном мире

4.1. Современное выста­вочное искусство

4.2. Ты сам — мастер


5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Для оценки достижения планируемых результатов по изобразительному искусству используются задания базового и повышенного уровней сложности. Способность успешно справляться с предложенными заданиями базового уровня целенаправленно формируется и обрабатывается в ходе учебного процесса со всеми учащимися. Успешность выполнения задания повышенного уровня во многом опирается не только на формируемые на уроках умения, но и на имеющийся эстетический жизненный опыт и художественный кругозор, включая знания из других предметов (русский язык, литература, окружающий мир, музыка, технология, физическая культура, иностранный язык).

Дополнительные вопросы и задания повышенного уровня дают возможность учащимся проявить творчество, позволяют импровизировать, нестандартно подойти к решению творческой задачи.

Диагностическая работа, выполнение которой демонстрирует обобщённое освоение учащимся знаний, умений, представлений, навыков художественной деятельности пройденных тем по изобразительному искусству. Оно призвано также, продемонстрировать различия в требованиях к результатам его выполнения на базовом и повышенном уровнях и особенности оценки результатов его выполнения. Описанные варианты выполнения заданий составлены с учётом требований Федерального государственного стандарта основного общего образования; на основе планируемых результатов.

В ходе выполнения диагностической работы оценка художественной деятельности может складываться по результатам совместной деятельности в процессе выполнения коллективных заданий или по результатам индивидуально-творческой деятельности при выполнении, как отдельных заданий, так и комплексного задания.

Осуществляя контроль и оценку достигнутых результатов, необходимо учитывать специфику предмета и в качестве главного критерия успешности учащихся по изобразительному искусству рассматривать уровень развития школьников, включающий в себя индивидуальные качества и личностный рост.

Рекомендации по оценке выполнения заданий работы

Для заданий типа А максимальный балл за выполнение равен

Для заданий типа Вмаксимальный балл за выполнение равен 2. За неполный правильный ответ – 1 балл, за неправильный или отсутствие ответа – 0 баллов. 

Для заданий типа С максимальный балл за выполнение равен 9. 

Оценка: 5 баллов за рисунок узора, 2 балла за аккуратность и точность, 2 балла за правильное название промысла.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

     К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

     К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия. 

Шкала пересчёта первичного балла в школьную отметку


Отметка

Суммарный балл


Уровень выполнения


«2»


0-11

менее 50% критический


«3»


12-18


50-75% допустимый


«4»


19-23


76-94% достаточный


«5»


24-25


95-100% оптимальный







Диагностическая работа по изобразительному искусству

для учащихся 5-х классов

Задания А

1. Чем являлись для славянского народа: солярные знаки, конь, птица, древо жизни, мать-земля? А) талисманы Б) украшения В) обереги

2. Крестьянский дом-жильё в России А) изба Б) яранга В) юрта

3. Деревянные украшения на передней части крыши А) фронтон Б) причелина В) наличники

4. Как называлось место в избе, где висела икона? А) место для молитвы Б) красный угол В) женская половина

5. Головной убор в народной одежде представлял образ: А) земли Б) подземной жизни В) неба

6. Народный промысел «ДЫМКА» - это изготовление... А) подносов Б) игрушек В) посуды

7. Синий цвет - основной цвет народных промыслов А) гжели Б) хохломы В) жостова

8. Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине. А) кувшин Б) кумган В) чайник.

9. Что такое геральдика? Выберите верное определение:  А) геральдика – наука о марках
Б) геральдика – наука о денежных знаках В) геральдика – наука о гербах и их прочтении 

10. Зачем люди украшают свои жилища? А) ради забавы; Б) из-за того, что у них нет другой работы; В) оберегают от злых духов.

Задания Б 1. Закончи предложение

Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения, называется… 2. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и животных. Соедини линиями названия животных и птиц с их символическим значением.

Символ солнца Петух

Символ непрерывности жизни Конь

Предвестник зари и солнца Древо жизни

3. Соотнеси изображение орнамента с его видом

 1  3

Геометрический Животный Растительный

Задание С

Срисуй узор орнамента, используя цветные карандаши. Подпиши название промысла.








КЛЮЧ

Задания А

1. Чем являлись для славянского народа: солярные знаки, конь, птица, древо жизни, мать-земля? В) обереги

2. Крестьянский дом-жильё в России А) изба 

3. Деревянные украшения на передней части крыши Б) причелина

4. Как называлось место в избе, где висела икона? Б) красный угол 

5. Головной убор в народной одежде представлял образ: В) неба 

6. Народный промысел «ДЫМКА» - это изготовление... Б) игрушек 

7. Синий цвет - основной цвет народных промыслов А) гжели

8. Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине. Б) кумган .

9. Что такое геральдика? Выберите верное определение:  В) геральдика – наука о гербах и их прочтении 

10. Зачем люди украшают свои жилища? В) оберегают от злых духов.

Задания Б 1. Закончи предложение

Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения, называется… орнамент

2. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и животных. Соедини линиями названия животных и птиц с их символическим значением.

Символ солнца Петух (Символ солнца Конь)

Символ непрерывности жизни Конь (Символ непрерывности жизни Древо жизни)

Предвестник зари и солнца Древо жизни (Предвестник зари и солнца Петух)

3. Соотнеси изображение орнамента с его видом

 1  3

Растительный Геометрический Животный

Задание С

Срисуй узор орнамента, используя цветные карандаши. Подпиши название промысла.

хохлома









Школа__________________________

Диагностическая работа по изобразительному искусству

для учащихся 5-х классов

ученика____________________________дата_____________


  • Выбери и запиши один правильный ответ

Задания А

№ задания

Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Задания Б

 1. Закончи предложение

Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения, называется  __________________


2. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и животных. Соедини линиями названия животных и птиц с их символическим значением.


Символ солнца

Петух 


Символ непрерывности жизни

Конь 


Предвестник зари и солнца

Древо жизни 


3. Соотнеси изображение орнамента с его видом (смотри на экране)

1.

2.

3.



Задание С

Срисуй узор орнамента, используя цветные карандаши. (смотри на экране)

Подпиши название промысла.___________________________________












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее