СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностической работы по изобразительному искусству
для учащихся 5-х классов
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов в рамках внутреннего мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных организаций, участвующих в переходе на ФГОС ОО.
Диагностическая работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по изобразительному искусству, используемые в 5-х классах.
Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.
Выявить качество усвоения знаний о роли народных художественных промыслов в современной жизни; оценка художественно-эстетического развития учащихся, их эмоционально-ценностного отношения к миру и способности к художественно-творческой деятельности в ходе выполнения индивидуального задания.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897).
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
– Авторская программа «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-8» М.: Просвещение, 2016.
– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Условия проведения и время выполнения диагностической работы
Использование дополнительных и справочных материалов не предусматривается.
Диагностическая работа состоит из 2 частей: теста и творческого задания.
Часть А: 10 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных (ВО);
Часть В: 3 задания с кратким ответом (КО);
Часть С: творческое задание (ТР)
В части А-В (13 заданий) рассматриваются вопросы теоретического характера, в части С (1 задание) – практическое задание. В связи с этим, на выполнение всей диагностической работы отводится 25 минут, на выполнение творческого задания- 15 минут
К каждому заданию с выбором ответа даны несколько вариантов ответов, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать номер правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать номер правильного ответа.
Задание В - нужно закончить предложения, вставив подходящее слово, соединить линиями названия животных и птиц с их символическим значением, соотнеси изображение орнамента с его видом.
Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.
4. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям
Диагностическая работа позволяет оценить степень освоения учебного материала по изобразительному искусству.
Работа охватывает учебный материал по курсу «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА», изученному в 5 классе.
В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.
Таблица 1
Распределение заданий по темам курса
«Изобразительное искусство» 5 класса
п/п
| Темы курса «Изобразительное искусство»
| Число заданий
|
1 | Древние корни народного искусства
| 8
|
2 | Связь времен в народном искусстве | 4
|
3 | Декор — человек, общество, время
| 1
|
4 | Декоративное искусство в современном мире
| 1 |
| Итого:
| 14
|
В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Таблица 2
Распределение заданий по планируемым результатам
задания
| Планируемые результаты обучения | Код задания
| Тип задания
| Максимальный балл
|
А1
| Умение объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства | 1.1.
| ВО
| 1
|
А2
| Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища. | 1.2.
| ВО
| 1
|
А3
| Определять отдельные детали декоративного убранства избы | 1.2.
| ВО
| 1
|
А4
| Называть конструктивные элементы устройства жилой среды крестьянского дома | 1.3.
| ВО
| 1
|
А5
| Понимать образный строй народного костюма (его символику) | 1.6.
| ВО
| 1
|
А6
| Распознавать народные промыслы | 2.1.
| ВО
| 1
|
А7
| Распознавать народные промыслы | 2. 2.
| ВО
| 1
|
А8
| Распознавать названия гжельской посуды | 2. 2.
| ВО
| 1
|
А9
| Понимать смысловое значение геральдики | 3.4.
| ВО
| 1
|
А10
| Пользоваться языком ДПИ
| 4.2.
| ВО
| 1
|
В1
| Понимать особенности образного языка, символическое значение орнамента | 1.5.
| КО
| 2
|
В2
| Умение объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства
| 1.1.
| КО
| 2
|
В3
| Выделять варианты орнаментального построения | 1.5.
| КО
| 2
|
С
| Опыт художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства
| 2.4.
| ТР
| 9
|
| Итого:
|
|
| 25
|
5кл ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1. Древние корни народного искусства
1.1. Древние образы в народном искусстве
1.2. Убранство русской избы
1.3. Внутренний мир русской избы
1.4. Конструкция и декор предметов народного быта
1.5. Русская народная вышивка
1.6. Народный праздничный костюм
1.7. Народные праздничные обряды (обобщение темы)
2. Связь времен в народном искусстве
2.1. Древние образы в современных народных игрушках
2.2. Искусство Гжели
2.3. Городецкая роспись
2.4. Хохлома
2.5. Жостово. Роспись по металлу
2.6. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
2.7. Роль народных художественных промыслов в современной жизни
3. Декор — человек, общество, время
3.1. Зачем людям украшения
3.2. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
3.3. Одежда «говорит» о человеке
3.4. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
3.5. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
4. Декоративное искусство в современном мире
4.1. Современное выставочное искусство
4.2. Ты сам — мастер
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Для оценки достижения планируемых результатов по изобразительному искусству используются задания базового и повышенного уровней сложности. Способность успешно справляться с предложенными заданиями базового уровня целенаправленно формируется и обрабатывается в ходе учебного процесса со всеми учащимися. Успешность выполнения задания повышенного уровня во многом опирается не только на формируемые на уроках умения, но и на имеющийся эстетический жизненный опыт и художественный кругозор, включая знания из других предметов (русский язык, литература, окружающий мир, музыка, технология, физическая культура, иностранный язык).
Дополнительные вопросы и задания повышенного уровня дают возможность учащимся проявить творчество, позволяют импровизировать, нестандартно подойти к решению творческой задачи.
Диагностическая работа, выполнение которой демонстрирует обобщённое освоение учащимся знаний, умений, представлений, навыков художественной деятельности пройденных тем по изобразительному искусству. Оно призвано также, продемонстрировать различия в требованиях к результатам его выполнения на базовом и повышенном уровнях и особенности оценки результатов его выполнения. Описанные варианты выполнения заданий составлены с учётом требований Федерального государственного стандарта основного общего образования; на основе планируемых результатов.
В ходе выполнения диагностической работы оценка художественной деятельности может складываться по результатам совместной деятельности в процессе выполнения коллективных заданий или по результатам индивидуально-творческой деятельности при выполнении, как отдельных заданий, так и комплексного задания.
Осуществляя контроль и оценку достигнутых результатов, необходимо учитывать специфику предмета и в качестве главного критерия успешности учащихся по изобразительному искусству рассматривать уровень развития школьников, включающий в себя индивидуальные качества и личностный рост.
Рекомендации по оценке выполнения заданий работы
Для заданий типа А максимальный балл за выполнение равен
Для заданий типа Вмаксимальный балл за выполнение равен 2. За неполный правильный ответ – 1 балл, за неправильный или отсутствие ответа – 0 баллов.
Для заданий типа С максимальный балл за выполнение равен 9.
Оценка: 5 баллов за рисунок узора, 2 балла за аккуратность и точность, 2 балла за правильное название промысла.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
Шкала пересчёта первичного балла в школьную отметку
Отметка | Суммарный балл
| Уровень выполнения
|
«2»
| 0-11 | менее 50% критический
|
«3»
| 12-18
| 50-75% допустимый
|
«4»
| 19-23
| 76-94% достаточный
|
«5»
| 24-25
| 95-100% оптимальный
|
Диагностическая работа по изобразительному искусству
для учащихся 5-х классов
Задания А
1. Чем являлись для славянского народа: солярные знаки, конь, птица, древо жизни, мать-земля? А) талисманы Б) украшения В) обереги
2. Крестьянский дом-жильё в России А) изба Б) яранга В) юрта
3. Деревянные украшения на передней части крыши А) фронтон Б) причелина В) наличники
4. Как называлось место в избе, где висела икона? А) место для молитвы Б) красный угол В) женская половина
5. Головной убор в народной одежде представлял образ: А) земли Б) подземной жизни В) неба
6. Народный промысел «ДЫМКА» - это изготовление... А) подносов Б) игрушек В) посуды
7. Синий цвет - основной цвет народных промыслов А) гжели Б) хохломы В) жостова
8. Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине. А) кувшин Б) кумган В) чайник.
9. Что такое геральдика? Выберите верное определение: А) геральдика – наука о марках
Б) геральдика – наука о денежных знаках В) геральдика – наука о гербах и их прочтении
10. Зачем люди украшают свои жилища? А) ради забавы; Б) из-за того, что у них нет другой работы; В) оберегают от злых духов.
Задания Б 1. Закончи предложение
Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения, называется… 2. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и животных. Соедини линиями названия животных и птиц с их символическим значением.
Символ солнца Петух
Символ непрерывности жизни Конь
Предвестник зари и солнца Древо жизни
3. Соотнеси изображение орнамента с его видом
1 2 3
Геометрический Животный Растительный
Задание С
Срисуй узор орнамента, используя цветные карандаши. Подпиши название промысла.
КЛЮЧ
Задания А
1. Чем являлись для славянского народа: солярные знаки, конь, птица, древо жизни, мать-земля? В) обереги
2. Крестьянский дом-жильё в России А) изба
3. Деревянные украшения на передней части крыши Б) причелина
4. Как называлось место в избе, где висела икона? Б) красный угол
5. Головной убор в народной одежде представлял образ: В) неба
6. Народный промысел «ДЫМКА» - это изготовление... Б) игрушек
7. Синий цвет - основной цвет народных промыслов А) гжели
8. Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине. Б) кумган .
9. Что такое геральдика? Выберите верное определение: В) геральдика – наука о гербах и их прочтении
10. Зачем люди украшают свои жилища? В) оберегают от злых духов.
Задания Б 1. Закончи предложение
Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения, называется… орнамент
2. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и животных. Соедини линиями названия животных и птиц с их символическим значением.
Символ солнца Петух (Символ солнца Конь)
Символ непрерывности жизни Конь (Символ непрерывности жизни Древо жизни)
Предвестник зари и солнца Древо жизни (Предвестник зари и солнца Петух)
3. Соотнеси изображение орнамента с его видом
1 2 3
Растительный Геометрический Животный
Задание С
Срисуй узор орнамента, используя цветные карандаши. Подпиши название промысла.
хохлома
Школа__________________________
Диагностическая работа по изобразительному искусству
для учащихся 5-х классов
ученика____________________________дата_____________
Выбери и запиши один правильный ответ
Задания А
№ задания | Ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Задания Б
1. Закончи предложение
Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения, называется __________________
2. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и животных. Соедини линиями названия животных и птиц с их символическим значением.
Символ солнца | Петух
|
Символ непрерывности жизни | Конь
|
Предвестник зари и солнца | Древо жизни
|
3. Соотнеси изображение орнамента с его видом (смотри на экране)
1. | 2. | 3.
|
Задание С
Срисуй узор орнамента, используя цветные карандаши. (смотри на экране)
Подпиши название промысла.___________________________________
|