Хромотерапиявработесдошкольниками
Хромотерапия, ее применение помогает мне более эффективно, интересно итворческиорганизоватьсвоюработусдетьмисособымивозможностямиздоровья. Я, как волшебник, использую всю магию света и цвета. Данный видтерапиидаѐтхорошуювозможностьребѐнкувыразитьсвоенастроение,
передать эмоции и чувства,которые сложно объяснитьсловами.
Коррекционно-развивающиезанятияпохромотерапиипроходятвсенсорнойкомнате.
Сенсорноеразвитиеребенка– это развитие еговосприятия и
формированиепредставленийовнешнихсвойствахпредметов:ихформе,цвете,величине,
положениивпространстве,атакжезапахе,вкусеит.д.
Сенсорнаясистема—совокупностьпериферическихицентральныхструктурнервной системы, ответственных завосприятиесигналов различныхмодальностейизокружающейиливнутреннейсреды.Сенсорнаясистемасостоит изрецепторов, нейронных проводящих путей и отделовголовногомозга,ответственныхзаобработкуполученныхсигналов.Наиболееизвестными сенсорными системами являютсязрение,слух,осязание,вкусиобоняние.Спомощьюсенсорнойсистемыможнопочувствоватьтакиефизическиесвойства,кактемпература,вкус,звукилидавление.
Такжесенсорнымисистемаминазываютанализаторы.Понятие
«анализатор»ввѐлроссийскийфизиологИ. П. Павлов.Анализаторы(сенсорныесистемы) —этосовокупностьобразований,которыевоспринимают,передаютианализируютинформациюизокружающейивнутреннейсредыорганизма.
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда,состоящаяизмножестваразличногородастимуляторов,которыевоздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярныерецепторы.
Всенсорнойкомнатеспомощьюразличныхэлементовсоздаѐтсяощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки,мягкийсвет,приятныеароматы,тихаянежнаямузыка-всеэтосоздает
ощущениепокоя,умиротворѐнности.Созданныеусловиянетолькодаютприятныеощущения,ноиприменяютсядлятерапии.Незрясенсорнуюкомнатуназывают"комната-доктор".
Пребываниевсенсорнойкомнатеспособствует:
улучшениюэмоциональногосостояния
снижениюбеспокойстваиагрессивности
снятиюнервноговозбужденияитревожности
нормализациисна
активизациимозговойдеятельности
ускорению восстановительных процессов после заболеванийМетодикиработы.
Дляработывсенсорнойкомнатеможноиспользоватьметодикисвето-,цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента черезсоответствующиеорганы чувств.
Зрениюпринадлежитнаиболееответственнаярольвпроцессепознаниявнешнегомира.Посредствомглазмыполучаемдо90%информации.Помимоэтого,―красиваяпищадляглаз‖-лучшеесредстводляснятиянервногоимышечногонапряжения.Свето-ицветотерапияоснованынавоздействиина организмчеловека черезорганзрения-глаза.
Светотерапия может помочь детям с нарушением зрительных функций и тем,ктострадаетсезоннойсветовойдепрессией.Чащевсегоеѐсимптомыпроявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют напроцессы,происходящие ворганизме:
осуществляютпередачуинформацииизокружающейсреды,атакжевнутриорганизмамеждуклетками,тканямииорганами;
улучшаютсостояниеиммуннойсистемы;
регулируютфункциимногихгормонов;
задаютиподдерживаютритмсуточныхколебаний;
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояниечеловека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета.Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разныерезультаты.
Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторыхцветов:
КРАСНЫЙ-активизирует,стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;ЖЕЛТЫЙ-укрепляет,тонизирует;
ЗЕЛЕНЫЙ-компенсируетэнергетическиепотери,ослабляетнапряжение,успокаивает;
СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции;ФИОЛЕТОВЫЙ-вдохновляет,успокаивает,снимаетнапряжение.
Звукиокружаютнассовсехсторон.Онимогутбытьдлячеловекаприятныиполезныили вызыватьвнемотторжение,диссонируясегодушевныммиром.
Известно,чтошумнарушаетлогику мышления,вызываетнеуверенность,раздражительность.Чтобыизбежатьэтого,необходимоправильноепониманиевоздействиямузыки илюбых звуковнаживойорганизм.
Темнаясенсорнаякомната—этопространственнаясреда,котораянасыщенаразличногородааудиальными,визуальнымиитактильнымистимуляторами.АдекватнодозированныезанятиясдетьмиразноговозрастасразнымУровнеминтеллектуальногоисенсомоторногоразвитияактивизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовыхчувств:зрения,слуха,обоняния,осязанияисоздаютусловиядлясаморегулированияпроцессоввозбужденияиторможения.
Сенсорные комнаты используютсяв работекак со взрослыми, так и сдетьми.
Вусловияхэтойкомнатыможносниматьстрахи,невротическиесостояния,проводитькоррекциюповедения.Внейможнопроводитьспециальныезанятияили просто использоватьдлярелаксации.
Сенсорнаякомнатаиспользуетсякакдополнительныйинструменттерапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных наулучшениепсихического и физического здоровьячеловека.
Время сеансов в сенсорной комнате 20 - 30 минут. Для возбудимых детейдлительностьсеансадолжнабытьсокращена.
После посещения сенсорной комнаты человек должен ощущать покой иотдых,дажееслизанятиябылинаправленынаразвитиеопределенныхкогнитивныхпроцессов,темболее,еслибылапоставленачеткоопределеннаяцель:нормализацияпсихоэмоциональногосостояния.Здесьважно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большуюпродуктивностьзаминимальное время.
Сенсорнаякомнатасодержитследующееоборудование:
МЯГКАЯ СРЕДА - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной еѐцельюявляетсясоздание условий длярелаксациииспокойногосостояния.
ЗРИТЕЛЬНАЯИЗВУКОВАЯСРЕДА-спокойнаямузыкаимедленноменяющиесярасплывчатыесветовыеэффектыдействуютначеловекауспокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффектыпривлекаютиподдерживаютвнимание,используютсядлязрительнойислуховойстимуляции,стимуляциидвигательнойактивностииисследовательскогоинтереса.
ТАКТИЛЬНАЯСРЕДА-позволяетосвоитьновыеощущенияиразвитьтактильнуючувствительность,учитразличатьсвойствапредметовиулучшаетзрительно-моторнуюкоординацию.
Методикиработывсенсорнойкомнате:
Дляработывсенсорнойкомнатеможноиспользоватьметодикисвето-,цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка черезсоответствующиеорганы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познаниявнешнегомира.Посредствомглазмыполучаемдо90%информации.Помимоэтого,"красиваяпищадляглаз"-лучшеесредстводляснятиянервногоимышечногонапряжения.Свето-ицветотерапияоснованынавоздействиина организмчеловека черезорганзрения-глаза.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чащевсего еѐ симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца(обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны -воздействуютна процессы,происходящие ворганизме:
осуществляютпередачуинформациииз окружающейсреды, атакжевнутриорганизмамеждуклетками,тканямии органами
улучшаютсостояниеиммуннойсистемы
регулируютфункциимногихгормонов
задаютиподдерживаютритмсуточныхколебаний
Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованныхнаправленийтрадиционноймедицины.Терапевтическийэффектэтойметодикибазируетсяначастотномколебанииразличныхзвуков,резонирующихсотдельнымиорганами,системамииливсеморганизмомчеловекавцелом.
Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяетсяна ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и впоследнеевремяполучила большоепризнание музыкотерапия.
Музыкотерапия-психотерапевтическийметод,основанныйнацелительномвоздействиимузыкинапсихологическое состояние.
Сдревнихвременизвестноблагоприятноевлияниемузыкальныхпроизведенийнасостояниездоровьячеловека.Положительныеэмоциональныепереживаниявовремязвучанияприятныхслухумузыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральнуюнервнуюсистему.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивноймузыкотерапиипациентампредлагаютпрослушиватьразличныемузыкальныепроизведения,соответствующиесостояниюихпсихологического здоровья.
Приактивноймузыкотерапиипациентысамиучаствуютвисполнениимузыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальныеинструменты,такинеобычные,например,собственноетело(хлопки,постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграцияиндивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошоотрабатываютсяразличныекоммуникативныенавыки,устраняетсяповышеннаязастенчивость,крометого,формируетсявыдержкаисамоконтроль.
Посвоему назначениюклассическиепроизведенияделятсянадетские,релаксационные,активизирующиеисмешанные.Музыкальныеэтюды
действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующийэффект: расслабляют, успокаиваютит.д.
Спокойнаяклассическаямузыкаувеличиваетинтеллектуальнуюработумозгачеловека,понижаетдавлениеиактивизируетиммуннуюсистемуорганизма.
Кещеодномутерапевтическомунаправлениюзвукотерапииможноотнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной несуществует,ноонаорганичновписываетсявомногиенаправлениятрадиционноймедицины,вчастности,впсихотерапию.
СенсорноеразвитиедетейсОВЗ.
СенсорномуразвитиюдетейсОВЗотводитсяособоевнимание.Удетейразвиваютсявсевидывосприятия:зрительное,слуховое,тактильно-двигательное,обонятельное,вкусовое,наихосновеформируютсяполноценныепредставленияовнешнихсвойствахпредметов,ихформе,цвете,величине,запахе,вкусе,положениивпространствеивремени.Сенсорноевоспитаниепредполагаетразвитиемыслительныхпроцессов:отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации иабстрагирования,атакжестимулируетразвитиевсехсторонречи(номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению ирасширениюсловаря.
ПриорганизацииработысдетьмисОВЗследуетучитыватьпсихофизическиеособенности каждогоребенка.
Обратимся к программе, и рассмотрим, какие дети относятся к группе детей сОВЗ.
Категориидетейснарушениямиразвития(согласнопрограмме«Отрождениядошколы»):
-детиснарушениямислуха(неслышащие ислабослышащие), первичноенарушениеноситсенсорныйхарактер–нарушенослуховоевосприятие,вследствиепоражения слуховогоанализатора;
детиснарушениямизрения(незрячие,слабовидящие),первичноенарушениеноситсенсорныйхарактер,страдаетзрительноевосприятие,вследствиеорганическогопоражениязрительного анализатора;
детистяжелыминарушениямиречи,первичнымдефектомявляетсянедоразвитиеречи;
детиснарушениямиопорно-двигательногоаппарата,первичнымнарушением являются двигательные расстройства, вследствие органическогопоражениядвигательных центровкорыголовногомозга;
детисзадержкойпсихическогоразвития,которыххарактеризуетзамедленный темп формирования высших психических функций, вследствиеслабовыраженных органических поражений центральной нервной системы(ЦНС);
дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение-органическоепоражениеголовногомозга,обуславливающеенарушениявысшихпознавательныхпроцессов;
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детскимаутизмом(РДА))представляютсобойразнороднуюгруппу,характеризующуюсяразличнымиклиническимисимптомамиипсихолого-педагогическимиособенностями;
детискомплексными(сложными)нарушениямиразвития,укоторыхсочетаютсядваиболеепервичныхнарушения(слабослышащиесДЦП,слабовидящиесЗПР и др.).
ЗначительнуюпочисленностигруппудетейсоставляютдетисНерезковыраженными,а,следовательно,трудновыявляемымиотклонениямивразвитиидвигательной,сенсорнойилиинтеллектуальнойсферы.Группадетейсминимальнымилибопарциальныминарушениямиполиморфна(«Группариска»)иможетбытьпредставленаследующимивариантами:
Детисминимальныминарушениямислуха.
Детисминимальныминарушениямизрения,втомчислеамблиопией,косоглазием.
Детиснарушениямиречи(дислалия,ОНР,заикание,нарушениялексико-грамматическогостроя,нарушенияфонематического восприятия),ЗРР.
Дети с легкой ЗПР (конституциональной, соматогенной, психогенной).Педагогическизапущенныедети.
Дети-носителинегативныхпсихическихсостояний(утомляемость,психическаянапряженность,тревожность,фрустрация,нарушениясна,аппетита),соматогеннойилицеребрально-органическойприродыбезнарушенийинтеллектуальногоразвития(частоболеющие,постравматики,аллергики,скомпенсированнойисубкомпенсированнойгидроцефалией,цереброэндокриннымисостояниями).
Детиспсихопатоподобнымиформамиповедения(потипуаффективнойвозбудимости,истероидности,психастенииидр.).
Детиснарушеннымиформамиповеденияорганическогогенеза(гиперактивность,синдромдефицита внимания).
Детиспсихогениями(неврозами).
Детисначальнымпроявлениемпсихическихзаболеваний(шизофрения,раннийдетскийаутизм,эпилепсия).
Детислегкимипроявлениямидвигательнойпатологиицеребрально-органическойприроды.
Дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозгаили нарушения их функционального или органического генеза (в том числепо типуминимальной мозговой дисфункции).
Такие дети нуждаются в организации своевременной коррекционной помощисцельюпредотвращения дальнейшего усложненияпроблем.