«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Хромотерапия в работе с дошкольниками

Хромотерапия в работе с дошкольниками.

Хромотерапия, ее применение помогает мне более эффективно, интересно и творчески организовать свою работу с детьми с особыми возможностями здоровья.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Хромотерапиявработесдошкольниками



Хромотерапия, ее применение помогает мне более эффективно, интересно итворческиорганизоватьсвоюработусдетьмисособымивозможностямиздоровья. Я, как волшебник, использую всю магию света и цвета. Данный видтерапиидаѐтхорошуювозможностьребѐнкувыразитьсвоенастроение,

передать эмоции и чувства,которые сложно объяснитьсловами.

Коррекционно-развивающиезанятияпохромотерапиипроходятвсенсорнойкомнате.

Сенсорноеразвитиеребенка– это развитие еговосприятия и

формированиепредставленийовнешнихсвойствахпредметов:ихформе,цвете,величине,

положениивпространстве,атакжезапахе,вкусеит.д.

Сенсорнаясистемасовокупностьпериферическихицентральныхструктурнервной системы, ответственных завосприятиесигналов различныхмодальностейизокружающейиливнутреннейсреды.Сенсорнаясистемасостоит изрецепторов, нейронных проводящих путей и отделовголовногомозга,ответственныхзаобработкуполученныхсигналов.Наиболееизвестными сенсорными системами являютсязрение,слух,осязание,вкусиобоняние.Спомощьюсенсорнойсистемыможнопочувствоватьтакиефизическиесвойства,кактемпература,вкус,звукилидавление.

Такжесенсорнымисистемаминазываютанализаторы.Понятие

«анализатор»ввѐлроссийскийфизиологИ. П. Павлов.Анализаторы(сенсорныесистемы) —этосовокупностьобразований,которыевоспринимают,передаютианализируютинформациюизокружающейивнутреннейсредыорганизма.


Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда,состоящаяизмножестваразличногородастимуляторов,которыевоздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярныерецепторы.

Всенсорнойкомнатеспомощьюразличныхэлементовсоздаѐтсяощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки,мягкийсвет,приятныеароматы,тихаянежнаямузыка-всеэтосоздает

ощущениепокоя,умиротворѐнности.Созданныеусловиянетолькодаютприятныеощущения,ноиприменяютсядлятерапии.Незрясенсорнуюкомнатуназывают"комната-доктор".


Пребываниевсенсорнойкомнатеспособствует:

  • улучшениюэмоциональногосостояния

  • снижениюбеспокойстваиагрессивности

  • снятиюнервноговозбужденияитревожности

  • нормализациисна

  • активизациимозговойдеятельности

  • ускорению восстановительных процессов после заболеванийМетодикиработы.

Дляработывсенсорнойкомнатеможноиспользоватьметодикисвето-,цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента черезсоответствующиеорганы чувств.

Зрениюпринадлежитнаиболееответственнаярольвпроцессепознаниявнешнегомира.Посредствомглазмыполучаемдо90%информации.Помимоэтого,красиваяпищадляглаз‖-лучшеесредстводляснятиянервногоимышечногонапряжения.Свето-ицветотерапияоснованынавоздействиина организмчеловека черезорганзрения-глаза.

Светотерапия может помочь детям с нарушением зрительных функций и тем,ктострадаетсезоннойсветовойдепрессией.Чащевсегоеѐсимптомыпроявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют напроцессы,происходящие ворганизме:

  • осуществляютпередачуинформацииизокружающейсреды,атакжевнутриорганизмамеждуклетками,тканямииорганами;

  • улучшаютсостояниеиммуннойсистемы;

  • регулируютфункциимногихгормонов;

  • задаютиподдерживаютритмсуточныхколебаний;

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояниечеловека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета.Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разныерезультаты.

Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторыхцветов:

КРАСНЫЙ-активизирует,стимулирует;

ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;ЖЕЛТЫЙ-укрепляет,тонизирует;

ЗЕЛЕНЫЙ-компенсируетэнергетическиепотери,ослабляетнапряжение,успокаивает;

СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции;ФИОЛЕТОВЫЙ-вдохновляет,успокаивает,снимаетнапряжение.

Звукиокружаютнассовсехсторон.Онимогутбытьдлячеловекаприятныиполезныили вызыватьвнемотторжение,диссонируясегодушевныммиром.

Известно,чтошумнарушаетлогику мышления,вызываетнеуверенность,раздражительность.Чтобыизбежатьэтого,необходимоправильноепониманиевоздействиямузыки илюбых звуковнаживойорганизм.

Темнаясенсорнаякомната—этопространственнаясреда,котораянасыщенаразличногородааудиальными,визуальнымиитактильнымистимуляторами.АдекватнодозированныезанятиясдетьмиразноговозрастасразнымУровнеминтеллектуальногоисенсомоторногоразвитияактивизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовыхчувств:зрения,слуха,обоняния,осязанияисоздаютусловиядлясаморегулированияпроцессоввозбужденияиторможения.


Сенсорные комнаты используютсяв работекак со взрослыми, так и сдетьми.

Вусловияхэтойкомнатыможносниматьстрахи,невротическиесостояния,проводитькоррекциюповедения.Внейможнопроводитьспециальныезанятияили просто использоватьдлярелаксации.

Сенсорнаякомнатаиспользуетсякакдополнительныйинструменттерапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных наулучшениепсихического и физического здоровьячеловека.

Время сеансов в сенсорной комнате 20 - 30 минут. Для возбудимых детейдлительностьсеансадолжнабытьсокращена.


После посещения сенсорной комнаты человек должен ощущать покой иотдых,дажееслизанятиябылинаправленынаразвитиеопределенныхкогнитивныхпроцессов,темболее,еслибылапоставленачеткоопределеннаяцель:нормализацияпсихоэмоциональногосостояния.Здесьважно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большуюпродуктивностьзаминимальное время.

Сенсорнаякомнатасодержитследующееоборудование:

МЯГКАЯ СРЕДА - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной еѐцельюявляетсясоздание условий длярелаксациииспокойногосостояния.

ЗРИТЕЛЬНАЯИЗВУКОВАЯСРЕДА-спокойнаямузыкаимедленноменяющиесярасплывчатыесветовыеэффектыдействуютначеловекауспокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффектыпривлекаютиподдерживаютвнимание,используютсядлязрительнойислуховойстимуляции,стимуляциидвигательнойактивностииисследовательскогоинтереса.

ТАКТИЛЬНАЯСРЕДА-позволяетосвоитьновыеощущенияиразвитьтактильнуючувствительность,учитразличатьсвойствапредметовиулучшаетзрительно-моторнуюкоординацию.

Методикиработывсенсорнойкомнате:

Дляработывсенсорнойкомнатеможноиспользоватьметодикисвето-,цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка черезсоответствующиеорганы чувств.

Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познаниявнешнегомира.Посредствомглазмыполучаемдо90%информации.Помимоэтого,"красиваяпищадляглаз"-лучшеесредстводляснятиянервногоимышечногонапряжения.Свето-ицветотерапияоснованынавоздействиина организмчеловека черезорганзрения-глаза.

Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чащевсего еѐ симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца(обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны -воздействуютна процессы,происходящие ворганизме:


  • осуществляютпередачуинформациииз окружающейсреды, атакжевнутриорганизмамеждуклетками,тканямии органами

  • улучшаютсостояниеиммуннойсистемы

  • регулируютфункциимногихгормонов

  • задаютиподдерживаютритмсуточныхколебаний

Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованныхнаправленийтрадиционноймедицины.Терапевтическийэффектэтойметодикибазируетсяначастотномколебанииразличныхзвуков,резонирующихсотдельнымиорганами,системамииливсеморганизмомчеловекавцелом.

Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяетсяна ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и впоследнеевремяполучила большоепризнание музыкотерапия.


Музыкотерапия-психотерапевтическийметод,основанныйнацелительномвоздействиимузыкинапсихологическое состояние.

Сдревнихвременизвестноблагоприятноевлияниемузыкальныхпроизведенийнасостояниездоровьячеловека.Положительныеэмоциональныепереживаниявовремязвучанияприятныхслухумузыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральнуюнервнуюсистему.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивноймузыкотерапиипациентампредлагаютпрослушиватьразличныемузыкальныепроизведения,соответствующиесостояниюихпсихологического здоровья.

Приактивноймузыкотерапиипациентысамиучаствуютвисполнениимузыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальныеинструменты,такинеобычные,например,собственноетело(хлопки,постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграцияиндивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошоотрабатываютсяразличныекоммуникативныенавыки,устраняетсяповышеннаязастенчивость,крометого,формируетсявыдержкаисамоконтроль.

Посвоему назначениюклассическиепроизведенияделятсянадетские,релаксационные,активизирующиеисмешанные.Музыкальныеэтюды

действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующийэффект: расслабляют, успокаиваютит.д.

Спокойнаяклассическаямузыкаувеличиваетинтеллектуальнуюработумозгачеловека,понижаетдавлениеиактивизируетиммуннуюсистемуорганизма.

Кещеодномутерапевтическомунаправлениюзвукотерапииможноотнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной несуществует,ноонаорганичновписываетсявомногиенаправлениятрадиционноймедицины,вчастности,впсихотерапию.

СенсорноеразвитиедетейсОВЗ.

СенсорномуразвитиюдетейсОВЗотводитсяособоевнимание.Удетейразвиваютсявсевидывосприятия:зрительное,слуховое,тактильно-двигательное,обонятельное,вкусовое,наихосновеформируютсяполноценныепредставленияовнешнихсвойствахпредметов,ихформе,цвете,величине,запахе,вкусе,положениивпространствеивремени.Сенсорноевоспитаниепредполагаетразвитиемыслительныхпроцессов:отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации иабстрагирования,атакжестимулируетразвитиевсехсторонречи(номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению ирасширениюсловаря.

ПриорганизацииработысдетьмисОВЗследуетучитыватьпсихофизическиеособенности каждогоребенка.

Обратимся к программе, и рассмотрим, какие дети относятся к группе детей сОВЗ.

Категориидетейснарушениямиразвития(согласнопрограмме«Отрождениядошколы»):

-детиснарушениямислуха(неслышащие ислабослышащие), первичноенарушениеноситсенсорныйхарактер–нарушенослуховоевосприятие,вследствиепоражения слуховогоанализатора;

  • детиснарушениямизрения(незрячие,слабовидящие),первичноенарушениеноситсенсорныйхарактер,страдаетзрительноевосприятие,вследствиеорганическогопоражениязрительного анализатора;

  • детистяжелыминарушениямиречи,первичнымдефектомявляетсянедоразвитиеречи;

  • детиснарушениямиопорно-двигательногоаппарата,первичнымнарушением являются двигательные расстройства, вследствие органическогопоражениядвигательных центровкорыголовногомозга;

  • детисзадержкойпсихическогоразвития,которыххарактеризуетзамедленный темп формирования высших психических функций, вследствиеслабовыраженных органических поражений центральной нервной системы(ЦНС);

  • дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение-органическоепоражениеголовногомозга,обуславливающеенарушениявысшихпознавательныхпроцессов;

  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детскимаутизмом(РДА))представляютсобойразнороднуюгруппу,характеризующуюсяразличнымиклиническимисимптомамиипсихолого-педагогическимиособенностями;

  • детискомплексными(сложными)нарушениямиразвития,укоторыхсочетаютсядваиболеепервичныхнарушения(слабослышащиесДЦП,слабовидящиесЗПР и др.).

ЗначительнуюпочисленностигруппудетейсоставляютдетисНерезковыраженными,а,следовательно,трудновыявляемымиотклонениямивразвитиидвигательной,сенсорнойилиинтеллектуальнойсферы.Группадетейсминимальнымилибопарциальныминарушениямиполиморфна(«Группариска»)иможетбытьпредставленаследующимивариантами:

Детисминимальныминарушениямислуха.

Детисминимальныминарушениямизрения,втомчислеамблиопией,косоглазием.

Детиснарушениямиречи(дислалия,ОНР,заикание,нарушениялексико-грамматическогостроя,нарушенияфонематического восприятия),ЗРР.

Дети с легкой ЗПР (конституциональной, соматогенной, психогенной).Педагогическизапущенныедети.

Дети-носителинегативныхпсихическихсостояний(утомляемость,психическаянапряженность,тревожность,фрустрация,нарушениясна,аппетита),соматогеннойилицеребрально-органическойприродыбезнарушенийинтеллектуальногоразвития(частоболеющие,постравматики,аллергики,скомпенсированнойисубкомпенсированнойгидроцефалией,цереброэндокриннымисостояниями).

Детиспсихопатоподобнымиформамиповедения(потипуаффективнойвозбудимости,истероидности,психастенииидр.).

Детиснарушеннымиформамиповеденияорганическогогенеза(гиперактивность,синдромдефицита внимания).

Детиспсихогениями(неврозами).

Детисначальнымпроявлениемпсихическихзаболеваний(шизофрения,раннийдетскийаутизм,эпилепсия).

Детислегкимипроявлениямидвигательнойпатологиицеребрально-органическойприроды.

Дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозгаили нарушения их функционального или органического генеза (в том числепо типуминимальной мозговой дисфункции).

Такие дети нуждаются в организации своевременной коррекционной помощисцельюпредотвращения дальнейшего усложненияпроблем.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее