![Выполнила: Семенец Лариса Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Тохтуевская СОШ» СП «Тюлькинская школа»](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_0.jpg)
Выполнила: Семенец Лариса Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Тохтуевская СОШ»
СП «Тюлькинская школа»
![А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_1.jpg)
А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области.
![Ныне существует фабрика «Хохломской художник» в селе Семино.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_2.jpg)
Ныне существует фабрика «Хохломской художник» в селе Семино.
Легенда о "Хохломе"
Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
![](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_4.jpg)
![Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели выполненную золотистым и красным (а также желтым и зелёным) цветом...](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_5.jpg)
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели выполненную золотистым и красным (а также желтым и зелёным) цветом...
![Золотая хохлома! И богата, и красива, Гостю рада от души. Кубки, чашки и ковши — И чего здесь только нету! Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета, И ромашки луговин, Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент Древне-суздальской парчи!](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_6.jpg)
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши —
И чего здесь только нету!
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин,
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!
![Рождение «золотой» посуды Сперва кружку сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. «БЕЛЬЁ»](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_7.jpg)
Рождение «золотой» посуды
Сперва кружку сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись.
«БЕЛЬЁ»
![Изделие обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом . Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой . Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. ГРУНТ](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_8.jpg)
Изделие обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом . Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой . Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева.
ГРУНТ
![Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. Втирание полуды называется лужением . Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском. ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_9.jpg)
Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал.
Втирание полуды называется лужением . Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском.
ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ
![И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из белечьих хвостов,](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_10.jpg)
И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из белечьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.
РОСПИСЬ
![Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов. Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_11.jpg)
Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов.
Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.
![РОСПИЬ ИЗДЕЛИЯ Приёмы письма Верховое письмо Фоновое письмо Золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_12.jpg)
РОСПИЬ ИЗДЕЛИЯ
Приёмы письма
Верховое письмо
Фоновое письмо
Золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.
Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.
![](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_13.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_14.jpg)
![«осочки» «завиток» «капельки» «кустики»](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_15.jpg)
«осочки»
«завиток»
«капельки»
«кустики»
![](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_16.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_17.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_18.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_19.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_20.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_21.jpg)
![Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ. А на ярмарке товары: Бочата, ложки, самовары. Поставцы, розетки, чаши. Ложки золочёные, Бочата кручёные. Нет изделий краше Хохломы нашей!](http://fsd.compedu.ru/html/2023/10/16/i_652d78e12953c/img_phpgT7ZGV_Hohlomskaya-rospis_22.jpg)
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары.
Поставцы, розетки, чаши.
Ложки золочёные,
Бочата кручёные.
Нет изделий краше
Хохломы нашей!