Конспект урока изо Хохломская роспись

Класс: 5

Тема: Хохломская роспись

Форма проведения: комбинированный

Цель: познакомить учащихся с традиционным народным промыслом России. Способствовать формированию представлений о принципах гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой динамики.

Задачи:

  1. Способствовать формированию знаний о народном художественном промысле – хохлома и о элементах ее росписи;
  2. Формирование знаний о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах;
  3. Способствовать формированию умений работать кистью; совершенствование навыков кистевой росписи по мотивам хохломской росписи;
Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки















Конспект урока по изо 5 класс

«Хохломская роспись»












Исполнитель:

Головкова Т.В.











Класс: 5

Тема: Хохломская роспись

Форма проведения: комбинированный

Цель: познакомить учащихся с традиционным народным промыслом России. Способствовать формированию представлений о принципах гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой динамики.

Задачи:

  1. Способствовать формированию знаний о народном художественном промысле – хохлома и о элементах ее росписи;

  2. Формирование знаний о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах;

  3. Способствовать формированию умений работать кистью; совершенствование навыков кистевой росписи по мотивам хохломской росписи;

  4. Способствовать формированию развития конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.

Универсальные учебные действия:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

  • Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

  • Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства.

Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета. Развитие умения взаимодействовать с одноклассниками.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Формирование умений определять и характеризовать отдельные детали росписи доски, как проявление декоративной и изобразительной деятельности.

Развитие умения использования выразительных средств живописи для создания образа доски.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • Формирование художественного вкуса и способности к эстетической оценке. Эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.


Оборудований учителя: тонированный шаблон доски, гуашь, кисти, пед.рисунок, презентация.

Оборудование учащихся: бумага, гуашь, кисти, палитра.


Структура:

  1. Организационный момент;

  2. Проверка готовности к уроку;

  3. Сообщение темы урока;

  4. Изучение нового материала;

  5. Практическая работа;

  6. Итог урока

  • Выставка и обсуждение работ;

  • Обсуждение: что нового узнали на уроке;

  • Уборка рабочих мест.

ХОД УРОКА:



Содержание

Орг.момент

Приветствие.

Проверка рабочих мест

Сегодня на урок вам понадобятся краски: гуашь или акварель, кисти, палитра, шаблон доски. (учащиеся проверяют свою готовность)

Сообщение темы и цели урока

Ребус (слайд 1)

Тема нашего урока «Хохломская роспись».

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с элементами хохломской росписи. Нам предстоит украсить шаблон доски в стиле хохломской росписи. Для этого нам необходимо узнать особенности этого вида росписи.

Изучение нового материала.

Вводная беседа

Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, и расположен он в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготовляли и продавали изделия хохломской росписи.

  • Хохломская роспись выполняется на деревянной посуде сделанной из липы.

  • Деревянную посуду натирали серебристым порошком. Смахивали последние пылинки и по блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в печь – так появлялся золотой цвет.

  • Для изделий Хохломы характерное сочетание красного и черного цвета с золотистым. Главным мотивом хохломской росписи является – травка. Травка – это узор из тонких стеблей, цветов и ягод.

  • Кроме растительных узоров, мастера любят изображать рыб, птиц и особенно – петухов. Ими украшают посуду, панно, детскую мебель.

  • В хохломской росписи используют такие цвета как: золотой, красный, черный.

(слайд 2)

А сейчас давайте познакомимся с этапами хохломской росписи.

Этапы хохломской росписи:

  • Заготовка изделия.

  • Грунтовка полуфабриката.

  • Роспись.

  • Покрытие лаком.

  • Закалка в печи (слайд 3).

В хохломе существуют различные приемы росписи. Иногда можно увидеть золотые листья на черном или красном фоне. Этот прием называется «под фон». А красный и черный рисунок на золотом фоне – «верховая» роспись (слайд 4).








(слайд 5- 7)

Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной краской, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна

(слайд 8 – 13)

Учащиеся смотрят видеоролик о хохломской росписи.

(слайд 14 – 15)

Планирование детьми предстоящей работы.







Практическая работа

Сегодня вы будите расписывать шаблон разделочной доски. По мотивам хохломской росписи (учитель демонстрирует готовые работы выполненные учащимися).

Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:

- компоновка в соответствии с формой;

- ритм;

- Использование разных элементов при росписи;

- умение работать кистью и краской;

- аккуратность.

А сейчас можете приступить к росписи шаблона доски. Все элементы выполняются кистью без использования карандаша. Либо очень тонкими линиями выполнять рисунок.

(педагог оказывает помощь учащимся)

Выставка работ учащихся.


Защита работ (что изобразил, какие цвета использовали и т.д.).

Анализ по ранее обговоренному плану.

Итог урока

(рефлексия)

Выставка и анализ детских работ.

Вопросы в конце занятия (ответы учащихся).

  • Из какого дерева изготавливают посуду под роспись? (липа)

  • Порошком какого цвета натирали посуду? (серебристый)

  • Что является главным мотивом хохломской росписи? («травка»)

  • Что еще на посуде изображали мастера? (петухов, рыб, птицы)

  • Назовите основные цвета хохломской росписи? (красный, золотой, черный) (слайд 16)

А сейчас каждый убирает свое рабочее место.

До свидание.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее