Картотека прогулок (ранний возраст) ВЕСНА
КАРТОЧКА 1
Наблюдение за погодой.
Цель: Учить детей вместе с воспитателем отмечать состояние погоды / дует ветер, пригревает солнышко: оно яркое, погреть ладошки на солнышке.
П/и:“Поезд”.
Цель: ходить и бегать друг за другом небольшими группами.
Игровое упражнение: “Лошадка”.
Цель: упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием ног.
Трудовое поручение. Предложить ребятам помочь воспитателю собрать игрушки и сложить их в корзину после прогулки.
Цель: приучать детей выполнять простейшие трудовые поручения.
Д/и: “Покажи, что я назову”. /Нос, рот, уши…/
Цель: закрепит знания об органах чувств.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение “Зайки”.
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей играть дружно, самостоятельно подбирать атрибуты и игрушки – заместители для игр.
КАРТОЧКА 2
Наблюдение за транспортом.
Цель: учит узнавать и называть транспорт на улице. Выделять общие признаки /руль, кабина, фары, колеса/.
Игровое упражнение: “Шоферы”.
Цель: имитировать движения шофера, звуковой сигнал.
П/п: “Воробушки и автомобиль”.
Цель: упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Менять направление по сигналу воспитателя.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение “Зайки”.
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Рисование палочкой на снегу: “Дорожка для машин”.
Цель: закрепить умение детей рисовать прямые линии.
Д/и: “Кто как кричит”.
Цель: развивать слуховое внимание, звукоподражать животным.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей группироваться по два-три человека для совместных игр.
КАРТОЧКА 3
Наблюдение за небом.
Цель: знакомить детей с различными природными явлениями. Научить отмечать состояние неба /ясно, облачно, пасмурно/. Активизировать слова: облака, тучи.
Игровое упражнение: “Через ручеек”.
Цель: упражнять детей в перешагивании через преграду.
П/и: “Волк и зайцы”.
Цель: учить детей бегать врассыпную, имитировать движения зайки.
Инд работа по ФИЗО. Упражнение: “Попади в цель”.
Цель: закрепить умение детей метать шишки в горизонтальную цель.
Д/и: “Кто где живет”.
Цель: уточнить знания о диких животных. Различать их по внешнему виду и называть.
Трудовое поручение: очистить лопатками снег со скамеечек.
Цель: приучать выполнять элементарные трудовые поручения по просьбе взрослого.
Инд работа по сенсорному развитию: положить льдинку на ладошку.
Цель: обогащать чувственный опыт детей.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Цель: учить играть дружно, делиться игрушками.
КАРТОЧКА 4
Наблюдение за птицами.
Цель: закрепить знания детей о повадках птиц, их внешнем виде. Вызвать желание заботиться о птицах.
П/и: “Птички в гнездышках”.
Цель: свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал.
Игровое упражнение: “Попади в круг”.
Цель: упражнять в метании снежков в вертикальную цель левой и правой рукой поочередно.
Д/и: “Кто позвал”.
Цель: развивать слуховое внимание.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “По извилистой дорожке”.
Цель: упражнять в ходьбе по извилистой линии, нарисованной на снегу.
Рассказывание стихотворения В.Даля “Ворона”.
Цель: учить детей слушать внимательно текст, повторять за воспитателем отдельные слова.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей играть дружно, делиться игрушками.
КАРТОЧКА 5
Наблюдение за следами на снегу.
Цель: Обучать детей в определении следов на снегу: детские, взрослые, следы птиц или животных. Сравнить следы воспитателя и детей.
Игровое упражнение: “Большие ноги и маленькие”.
Цель: Учить детей согласовывать свои действия с текстом.
Большие ноги шли по дороге.
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Топ-топ-топ.
Игровое упражнение: “В гости к зайке”.
Цель: Учить детей подлезать под арку домика.
Трудовое поручение: сгребать снег при помощи лопатки в определенное место.
Цель: Учить выполнять элементарные трудовые поручения.
Д/и: “Кто ушел”.
Цель: Развивать внимание.
П/и: “Птички в гнездышках”.
Цель: Свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал.
Д/и: “Кто в домике живет”.
Цель: Закрепить знания о диких животных.
Катание на санках.
Цель: Доставить детям радость.
Самостоятельные игры детей с выносным материалом.
Цель: Учить играть дружно, делиться игрушками.
КАРТОЧКА 6
Наблюдение за снегом.
Цель: Продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом его свойствами. /Снег белый, пушистый, мягкий, тает в руках, холодный, на солнце искриться, из него можно лепить/.
Игровое упражнение: “Птички”.
Цель: учить детей спрыгивать с лавочки, приземляясь на обе ноги, держа равновесие.
Предложите детям лопатки.
Цель: учить детей набирать снег на лопатку и бросать его в общую кучу. Воспитывать трудолюбие.
П/и: “Зайка беленький”
Цель: учить выполнять действия в соответствии с текстом.
П/и: “Найди пару”.
Цель: упражнять в беге, развивать выносливость и ловкость.
Д/и: “Что у нас какого цвета”.
Цель: закрепить с детьми названия предметов одежды, определять цвет одежды, развивать внимание.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: побуждать детей к совместным играм, учить играть, не ссорясь, делиться игрушками.
КАРТОЧКА 7
Наблюдение за деревьями.
Цель: закрепить знания о различных лиственных и хвойных деревьях. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Д/и: “Узнай по описанию”.
Цель: закрепить умение детей узнавать ель по описанию взрослого, называть ее основные признаки: зеленая, у нее много иголок, есть ветки, ствол.
Все деревья облетели, зеленеют только ели.
Ели на опушке – до небес макушки,
П/и: “Самолеты”.
Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу. Имитировать движения самолета /размах крыльев/.
Игровое упражнение: “Не успели”.
Цель: упражнять детей в ходьбе по валу, чередуя ноги и сохраняя равновесие.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “Допрыгни до руки”.
Цель: упражнять детей в подпрыгивании детей на двух ногах.
Трудовое поручение: собрать игрушки в конце прогулки.
Цель: прививать детям элементарные трудовые навыки.
Игры со снегом.
Цель: учить детей набивать формочки снегом, переворачивать ее, украшать куличик.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: побуждать детей к совместным играм. Учить играть не ссорясь.
КАРТОЧКА 8
Наблюдение за снегом.
Цель: показать свойства снега весной. Весной снег начинает таять, на крышах появляются сосульки. Снег становиться сырым и постепенно весь растает.
П/и: “Воробушки и автомобиль”.
Цель: упражнять в беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Игровое упражнение: “Поскачи как зайчик”.
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать равновесие. Имитировать движения зайчика.
Трудовое поручение: помочь воспитателю вынести игрушки на участок.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым.
Д/и: “Назови, что надел”.
Цель: закрепить знания детей о предметах одежды.
Хороводная игра: “На дворе мороз и ветер”.
Цель: упражнять в выполнении различных движений.
Игры со снегом.
Цель: учить набивать формочки снегом, переворачивать их, украшать куличики.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей играть дружно, делиться игрушками.
КАРТОЧКА 9
Наблюдение за падающим снегом.
Цель: рассмотреть снежинки, уточнить свойства снега /белый, холодный, мягкий, пушистый/.
Рассказ стихотворения А.Воронкова “Снег идет”.
Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы, повторять отдельные слова.
Д/и: “Назови птиц на кормушке”.
Цель: формировать умение различать птиц по внешнему виду /воробей, ворона, синица/.
П/и: “Бегите ко мне”.
Цель: учить детей упражнять в беге в определенном направлении, не наталкиваясь друг на друга. Выполнять действия по сигналу воспитателя.
Игровое упражнение: “Скачут зайки по дорожке”.
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, сохраняя равновесие.
Трудовое поручение: помочь воспитателю вынести выносной материал.
Цель: воспитывать желание трудиться, помогать взрослым.
Игры со снегом.
Цель: учить строить постройки из снега, играть с ними.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей играть небольшими группами, не ссориться, делиться игрушками.
КАРТОЧКА 10
Наблюдение за сосульками.
Цель: показать детям, что весной солнце светит ярче, пригревает землю. /На крышах появились сосульки, они красиво блестят на солнце/.
Кап, кап, я – капель. У меня в апреле
На весеннем тепле капельки поспели.
Кап, кап, - на скамью, детям на игрушки.
Кап, кап – воробьям прямо на макушки.
Трудовое поручение: смести песок со скамеечек.
Цель: выполнять элементарные трудовые поручения.
П/и: “Птички в гнездышках”.
Цель: упражнять в беге врассыпную, действовать по сигналу воспитателя /занимать гнездышки/, не наталкиваясь друг на друга.
Игровое упражнение: “Попади в круг”.
Цель: упражнять в метании снежков в вертикальную цель правой и левой рукой поочередно.
Д/и: “Кто позвал”.
Цель: развитие слухового внимания.
Хороводная игра: “Мы – веселые ребята”.
Цель: учить бегать в прямом направлении, видеть бегущего впереди и рядом. Развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Игры со снегом.
Цель: закрепить представления детей о свойствах снега /если крепко сжать снег в ладошке – он растает, превратиться в воду/.
Самостоятельные игры детей с выносным материалом.
Цель: учить детей играть небольшими группами, делиться игрушками.
КАРТОЧКА 11
Наблюдение за деревьями.
Цель: рассмотреть деревья, обратить внимание на набухшие почки, как раскачиваются деревья /их качает ветер/.
Игровое упражнение: “Деревце растет”.
Цель: имитировать движения роста деревьев, качания веток.
Трудовое поручение: предложить собрать на участке палочки ,камешки в ведерки
Цель: выполнять элементарные трудовые поручения.
П/и: “Зайка беленький сидит…”
Цель: доставить детям радость, выполнять движения в соответствии с текстом.
Дидактическое задание: “Найди елочку”, и т.п.
Цель: учить детей ориентироваться в ближайшем окружении.
Д/и: “Большой – маленький”.
Цель: учить отличать большие и маленькие камушки. Побуждать различать их и правильно называть.
Пальчиковая игра: “Этот пальчик дедушка…”
Цель: развитие мелкой моторики.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: побуждать детей к совместным играм, учить играть не ссорясь, делиться игрушками.
КАРТОЧКА 12
Наблюдение за собакой.
Цель: обратить внимание на внешний вид собаки. Учить различать части тела / у собаки – голова, туловище, хвост, лапы. Она бегает, виляет хвостом/. Познакомить детей с особенностями поведения.
Трудовое поручение: собрать игрушки после прогулки в корзину.
Цель: учить детей выполнять простейшие трудовые поручения.
П/и: “Лохматый пес”.
Цель: учит детей внимательно слушать текст, проговаривать его вместе с воспитателем. Начинать движение после последних слов.
Игровое упражнение: “Поймай собачку”.
Цель: упражнять детей в подпрыгивании на двух ногах, имитировать движения собачки.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “Ворота”.
Цель: упражнять детей в умении подлезать под дугой.
Д/и: “Найди пару”.
Цель: классифицировать предметы по цвету /форме/.
Малоподвижная игра: “Попади в корзину”.
Цель: упражнять детей в бросании мяча от груди двумя руками, развивать меткость, глазомер.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей группироваться по два-три человека для совместных игр.
КАРТОЧКА 13
Наблюдение за дождем.
Цель: учит детей замечать изменения, которые происходят вокруг. /Появляются лужи, все вокруг мокрое: крыши домов, деревья, асфальт, земля/.
П/и: “Солнышко и дождик”.
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя. /В игре использовать скамейку/.
Игровое упражнение: “Поймай – покати”.
Цель: учит детей отталкивать мяч в определенном направлении.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “По дорожке”.
Цель: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной плоскости, перешагивая через препятствия, держать равновесие.
Хороводная игра: “Мы – веселые ребята”.
Цель: учить бегать в прямом направлении, видеть бегущего впереди и рядом. Развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями других детей.
Д/и: “Найди и назови”.
Цель: закрепить умения детей находить предметы по просьбе воспитателя и называть их.
Трудовое поручение: собрать игрушки после прогулки в корзину.
Цель: продолжать учить детей выполнять простейшие трудовые поручения.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: учить детей группироваться по два-три человека для совместных игр.
КАРТОЧКА 14
Наблюдение за ветром.
Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер. /Если ветер дует – деревья качаются, вертушки крутятся, ветер гонит по небу облака./
П/и: “Зайка серый умывается”.
Цель: упражнять детей в поскоках на двух ногах, выполнять действия в соответствии с текстом, развивать равновесие.
Игровое упражнение: “Покачаемся как деревца”.
Цель: развивать равновесие, имитировать движения деревьев, произносить звукоподражание ш-ш-ш .
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “По дорожке”.
Цель: упражнять детей в ходьбе и беге по ограниченной поверхности, не выходя за ее пределы , не наталкиваясь друг на друга.
Трудовое поручение: собрать мусор на участке после таяния снега в ведерки.
Цель: выполнять элементарные трудовые поручения по просьбе взрослого.
Рисование палочкой на песке: “Тучи, облака”.
Цель: закрепить проем рисования округлых форм.
Д/и: “Что лишнее”.
Цель: классификация предметов.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: побуждать детей к совместным играм, учить играть не ссорясь, делиться игрушками.
КАРТОЧКА 15
Наблюдение за дождем.
Цель: показать, что весенний дождь может быть разным /теплым и холодным, после дождя появляются лужи. По лужам ходить нельзя – промокнут ноги/.
Худ. слово: Дождик, дождик, кап да кап-
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять-
Мы промочим ножки.
П/и: “Солнышко и дождик”.
Цель: упражнять детей врассыпную, быстро реагировать на сигнал.
Игровое упражнение: “Перешагни через лужу”.
Цель: упражнять детей в перешагивании, чередуя ноги, развивать равновесие, действовать по сигналу.
Трудовое поручение: собрать камушки в корзинки.
Цель: приучать детей выполнять элементарные трудовые поручения.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “Попади в цель”.
Цель: закрепить умения детей бросать предметы в цель каждой рукой поочередно.
Упражнение: “Нарисуй палочкой на песке тучи, дождик”.
Цель: развитие мелкой моторики.
Д/и: “Что лишнее”
Цель: классификация предметов /одежда/.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: побуждать детей к совместным играм, учить играть не ссорясь, делиться игрушками.
КАРТОЧКА 16
Наблюдение за кошкой.
Цель: обратить внимание на внешний вид кошки. Учить различать части тела / у кошки есть голова, туловище, хвост, лапы. У нее мягкая шерсть, она мяукает. Звукоподражать голосу кошки/.
П/и: “Кот и мыши”.
Цель: приучать детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Игровое упражнение: “По камушкам через ручеек”.
Цель: упражнять детей в перешагивании через предметы, развивать равновесие.
Трудовое поручение: смести веником песок со скамеечек.
Цель: прививать трудолюбие, желание выполнить работу самостоятельно.
Хороводная игра: “Мыши водят хоровод”.
Цель: упражнять в выполнении различных движений.
Д/и: “Волшебный мешочек”.
Цель: учить детей различать предметы на ощупь, называть их.
Игры с песком: “Я пеку, пеку, пеку…”
Цель: расширить знания детей о свойствах песка /сухой сыплется, из влажного можно лепить/. Научить правильно набивать формочку песком, переворачивать ее, украшать готовый куличик.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: побуждать детей к совместным играм, приучать делиться игрушками.
КАРТОЧКА 17
Наблюдение за работой дворника.
Цель: учить приходить на помощь окружающим. Воспитывать уважение к труду взрослых. Обратить внимание на убранную территорию. Рассказать об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту.
П/и: “Самолеты”.
Цель: упражнять в беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал.
Игровое упражнение: “По длинной извилистой дорожке”.
Цель: упражнять детей в ходьбе по ограниченной плоскости, держа равновесие.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “Попади в цель”.
Цель: упражнять детей в метании мяча /шишки/ в горизонтальную цель обеими руками поочередно.
Трудовое поручение: подмести песок с дорожек.
Цель: приучать детей помогать взрослым, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Дид. упражнение: “Расскажи, как осторожно катать кукол в коляске”.
Цель: формировать представления об осторожном поведении детей во время совместных игр.
Д/и: “Кто где живет”.
Цель: узнавать животных, называть их, рассказать, где они живут, чем питаются
Игры с песком. Игра: “Сыплем, лепим”.
Цель: расширить знания детей о свойствах песка /сухой - сыплется, мокрый – лепится/.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: приучать детей к совместным играм небольшими группами.
КАРТОЧКА 18
Наблюдение за деревьями.
Цель: закрепить представления о деревьях : у дерева есть ствол, ветки, листья
П\и: “Лошадки”.
Цель: приучать детей двигаться вдвоем / один за другим/, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди.
Игровое упражнение: “Подбрось выше”.
Цель: упражнять детей в подбрасывании мяча двумя руками над головой, стараясь поймать его.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “К кукле в гости”.
Цель: упражнять детей в ходьбе по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы. Развивать чувство равновесия.
Д/и: “Найди машину, которую назову”.
Цель: закрепить умение детей различать разные виды транспорта: грузовой, легковой. Называть части машин: колеса, кабина, кузов и т.д.
Трудовое поручение: убрать мусор на участке.
Цель: прививать детям элементарные трудовые навыки, доводить начатое дело до конца.
П/и: “Воробушки и автомобиль”.
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его только по сигналу воспитателя, находить свое место.
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: приучать детей к совместным играм небольшими группами.
КАРТОЧКА 19
Наблюдение за первой весенней травкой.
Цель: формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. Предложить потрогать ее. Стебельки у травки очень тонкие, легко гнуться и ломаются.
Худ. слово: С теплым ветром травушка, подружись,
Золотому солнышку поклонись.
Чтобы цвела яблонька на горе,
Чтобы гулялось весело детворе…
П/и: “Бегите ко мне”.
Цель: упражнять детей в беге врассыпную, меняя направление, не наталкиваться друг на друга.
Игровое упражнение: “Лови мяч”.
Цель: развивать чувство равновесия, координацию движений, умение ловить мяч двумя руками.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “Вверх – вниз”.
Цель: упражнять детей в лазании по лесенке произвольно.
Д/и: “Где чей домик”.
Цель: закрепить представления детей о весне, уточнить, как называются жилища различных животных.
Трудовое поручение: собрать игрушки перед уходом с прогулки.
Цель: приучать детей к выполнению простейших трудовых действий.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Цель: учить детей самостоятельно отбирать игрушки для игр.
КАРТОЧКА 20
Наблюдение за дождем.
Цель: показать, что весенний дождь может быть разным /теплым, холодным, с громом/. После дождя появляются лужи. Деревья, асфальт, земля мокрые.
Худ. слово: Дождик, дождик, припусти
Дай цветочкам подрасти.
Лей, лей веселей.
Землю-матушку полей .
П/и: “Солнышко и дождик”.
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Игровое упражнение: “Через ручеек”.
Цель: упражнять детей в ходьбе по доске, развивать ловкость, чувство равновесия.
Трудовое поручение: собрать на участке веточки, камушки в ведерко.
Цель: привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Вызвать желание самостоятельно выполнить порученное дело.
Д/и: “Где чья мама”.
Цель: закрепить умение детей узнавать и называть животных и их детенышей. Звукоподражать некоторым из них.
Рисование мелками на асфальте: “Дождик”.
Цель: закрепить прием рисования прерывистых вертикальных линий.
Самостоятельная двигательная активность.
Цель: воспитывать у детей желание выполнять физические упражнения на прогулке.
КАРТОЧКА 21
Наблюдение за солнышком.
Цель: дать первые представления о ранней весне: почему растаял снег, куда исчез снег.
Игровое упражнение: “Прятки /от солнышка/”.
Цель: упражнять детей в беге, учить действовать по сигналу.
П/и: “Курочка-хохлатка”.
Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, быстро реагировать на сигнал.
Игровое упражнение: “Найди свой домик”.
Цель: упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, находить свое место.
Инд. работа по ФИЗО. Упражнение: “Перебрось через веревочку”.
Цель: упражнять детей в метании мяча на дальность.
Трудовое поручение: очистить дорожки от остатков снега.
Цель: воспитывать желание выполнять элементарные трудовые действия.
Игры со снегом.
Цель: показать разнообразные действия с талым снегом: хорошо лепится, превращается в воду под воздействием солнечных лучей.
Д/и: “Что где находится”.
Цель: в процессе игры продолжать знакомить с выражениями, которые содержат предлоги / на, под, за/ и местоимения / там, тут, такой же и др./
Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: побуждать детей к совместным играм, учить играть не ссорясь, делиться игрушками.