Июнь
«Считалочка-купалочка»
Цель: знакомство со свойствами воды: льётся, движется.
Материалы и оборудование. Ванночка с водой, игрушки.
Ход. Художественное слово
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Педагог предлагает детям поиграть с водой, обращает их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.
Результат. Дети двигали воду руками в разных направлениях.
Вывод. Вода льется, переливается, движется по направлению движения руки.
«Времена года»
Цель: Выявление свойств воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Материалы и оборудование. Ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Ход.
Художественное слово
Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.
Педагог берет две широких чашки. В одну наливает холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». Педагог предлагает детям потрогать рукой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем педагог берет четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку кладет маленький кусочек льда («зима»), в другую наливает чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Дети определяют, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.
Результат. Дети определяли температуру воды, какому времени года соответствует холодная вода, а какому –теплая.
Вывод. Вода может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
«Пейте куклы вкусный сок»
Цель: Выявление свойств воды и красок, способностей красок растворяться в воде и изменять её цвет.
Материалы и оборудование. Акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Ход. Художественное слово
Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.
Педагог предлагает детям приготовить для кукол разноцветный сок, привлекает внимание детей элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Педагог предлагает накрыть на стол, расставить стаканы, усадить кукол, угостить напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.
Результат. Дети раскрашивали воду, добавляя в нее краску .
Вывод. Краски растворяются в воде и изменяют ее цвет.
«Сказка о том, как радуга в воде купалась»
Цель: Знакомство с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной красок.
Материалы и оборудование. Семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.
Ход. Художественное слово
Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.
Радуга в воде бывает не только в сказке. Педагог предлагает детям раскрасить воду красками, предлагает окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди дети проделывают то же самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги. Затем предлагает добавить в окрашенную воду другие цвета для получения промежуточных оттенков.
Результат. Дети раскрашивали воду красками в семь цветов радуги.
Вывод. Воду можно раскрасить в определенный цвет, добавив в нее краску.
Июль
«Кто живёт в воде»
Цель: Развитие познавательного интереса и воображения.
Материалы и оборудование. Синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист
Ход.
Художественное слово
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.
В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Педагог предлагает детям синий и голубой карандаши или акварельные краски и просит их самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.
Результат. Дети изображали водяных и песочных «человечков»
Вывод. Если проявить фантазию, с помощью карандашей или красок можно создать воображаемых песочных и водяных человечков на бумаге.
«Что легче, что тяжелее?»
Цель: Выявление , что песок легче камней.
Материалы и оборудование. Стаканы, песок, камни, мелкие игрушки.
Ход. Дети берут два стакана с водой. В первый высыпают из ложки камушки, во второй — песок. Камушки опускаются на дно стакана быстрее, чем песок.
Результат. Дети насыпали в стаканы с водой песок и камни, определяли, что легче, а что тяжелее.
Вывод. Песок легче камней.
«Секретики в песке»
Цель: Обнаружение свойства песка.
Материалы и оборудование.
Ход. Педагог прячет в песок разные мелкие игрушки.
Можно спрятать всё в песок,
А потом идти искать,
1, 2, 3 — бери совок.
Постарайся угадать:
Где утёнок, где машинка,
Шарик, палочка, резинка?
Ты копай, копай, копай,
Все находки доставай!
Дети погружают руки в песок и проговаривают свои ощущения (песок тёплый, приятный, ласкает пальчики, сыплется, легко копается). Затем отыскивают названные в стихотворении предметы. Педагог предлагает детям поиграть с песком. Дети пробуют лепить куличики из сухого песка. Они рассыпаются. Педагог спрашивает, что нужно сделать, чтобы куличики получились (полить песок водой).
Результат. Дети выявляли свойства песка
Вывод. Песок легко копается, поэтому в земле прячут клады, закапывают «секретики». Сухой песок не лепиться, его нужно полить водой.
«Песок сохраняет форму»
Цель: Формирование представления детей о свойствах мокрого песка.
Материалы и оборудование. Формочки, песок, поднос, вода.
Ход. Дети лепят куличики из мокрого песка, выкладывают их на поднос и убеждаются, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился.
Результат. Дети лепили куличики, выявляли свойства мокрого песка.
Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.
Август
«Песок не растворяется в воде»
Цель: Показать детям, что песок не растворяется в воде.
Материалы и оборудование. Стаканы, вода, песок.
Ход. Дети насыпают в стакан 1/3 песка и заливают его водой, перемешивают. Спустя некоторое время (после физкультминутки) дети сливают воду, песок остаётся на дне.
Результат. Дети определяли свойства песка.
Вывод. Песок не растворяется в воде.
«Движение песка»
Цель: Знакомство детей с тем, что сухой песок не держит форму, он движется.
Материалы и оборудование. Воронка, песок.
Ход.
Дети берут воронку, насыпают через неё песок в одно и то же место, постепенно образуя конус. Замечают, что то в одном, то в другом месте возникают «сплывы».
Результат. Дети насыпали песок через воронку, образуя конус, и наблюдали за его движением.
Вывод. Песок движется, его движение похоже на течение воды.