«Зимний фестиваль знаний 2025»

Карточки "Русский язык повторение за 3класс"

Карточки "Русский язык повторение за 3класс"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Русский язык.

Повторение 3 класса

Карточка 1


Упражнение 1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Рядом в скобках напиши проверочные слова.

1. У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки. Лоша…ка беж…т по у…кой доро…ке.

2. Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами. Весной птицы вернутся д…мой.


Упражнение 2. Спиши. Выдели грамматическую основу предложения:

По берегам речки растут осины.


Упражнение 3. Спиши. Поставь ударение в словах. Подчеркни одной чертой имена существительные.

Лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник.


Карточка 2


Замени неуместные повторы. Спиши правильно в тетрадь.




Карточка 3


Упражнение 1. Спиши. Вставь парные согласные Д-Т в корне слова. Обозначь орфограмму. Устно подбери проверочные слова.


Малые де…ки, дя…ька, тё…ка, солда…, бра…, акроба…, отря…, го…, ро…ственник, открыть ро…, оса…ки, дроз…, кро…, сле…, сала…, салю…, восхо…, зака…, рассве…, предме…, наро….


Упражнение 2. Спиши. В каждом предложении подчеркни главные члены.

1.Опадают жёлтые листья. 2.В лесу росла стройная ель. 3.Девочка читает интересную книгу. 4.В лесу мама нашла красивый гриб. 5.Ярко светит солнышко.


Упражнение 3. Выполни фонетический разбор слова юбка.







Карточка 4

Главные и второстепенные члены предложения

Упражнение 1. Дополните предложения второстепенными членами. Спишите. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Задайте вопросы ко всем словам.

1. Вырос город. 2. Девочка шьёт. 3. Осина дрожит. 4. Поспели ягоды. 5. Жужжат пчёлы. 6. Бегут ручьи. 7. Звенит звонок.

Слова для справок: новый; платье для куклы; тонкая, на ветру; в лесу, земляники; на лугу, трудолюбивые; прозрачные; последний.


Упражнение 2. Выпишите из предложений слова, связанные между собой (кроме подлежащего и сказуемого). Поставьте вопросы.

1. Лебеди летели из холодной стороны в тёплые земли.

стороны (...?) ...

земли (...?) ...

летели (...?) из ...

летели (...?) в ...

2. На небе был полный месяц.

месяц (...?) ...

был (...?) ...


Упражнение 3. Выпишите второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы где? куда? откуда? вместе со сказуемым, к которому они относятся.

1. Птенчик выпал из гнезда. 2. В глубине сада есть красивая беседка. 3. На город спустилась огромная туча. 4. Школа стояла на краю города. 5. Дерево росло у крыльца. 6. Из избушки вышел дряхлый старичок. 7. Ёжик забрался под кровать. 8. Белка отнесла свои зимние запасы в дупло. 9. Пёс отошёл в сторонку. 10. В лесу зацвёл дуб. 11. На груди у птицы перья взъерошились.


Упражнение 4. Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корни. Подчеркните ударные и безударные гласные. Поставьте знак ударения.

Образец: ходьба — ходит.

Голубка, варенье, гроза, моряк, синева, далёкий, светлячок, зверьки, ветерок, полевой, носильщик, зимовать, звонок, часовщик, значок, слонёнок.


Упражнение 5. Подбери проверочные слова. Спиши, вставляя буквы, если потребуется. Подчеркните сочетания -стн-, -здн-, -вств-.

Мес ный, звёз ный, радос ный, здра_ствуй, грус ный, поз ний, ярос ный, со_нце.



Карточка 5


Упражнение 1. Прочитайте предложения. Выпишите сначала главные члены, а потом второстепенные.

1. Весной цветёт душистая сирень.

2. Дикие животные живут в лесах и полях.

3. В пруду быстро плавают зеркальные карпы.

4. Незаметно пролетело жаркое лето.

5. В лужах мокнут осенние листья.


Упражнение 2. Составьте предложения из трёх слов. Поставьте вопросы к второстепенным членам.

1. Подул ... ветер. 2. Улетают ... птицы. 3. ... каркает ворона. 4. Белка тащит ... . 5. Ёжик строит ... . 6. Волнуется ... рожь. 7. Зеленеет ... берёзка. 8. Медведь спит ... .

Слова для справок: в берлоге, резкий, громко, орешки, перелётные, золотая, стройная.


Упражнение 3. Выпишите второстепенные члены, которые отвечают на вопрос какой? какая? какие?

Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило белые леса и поля. Только кое-где на пригорке ветер сдул снежный наряд зимы. Там темнела мёрзлая земля. Где-то высоко летала небольшая серенькая птичка — жаворонок. С голубой высоты лилась на землю радостная звенящая песня. В этой песне слышались и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.

(По Г. Скребицкому)


Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова с суффиксами -очк-, -ечк-, -еньк-. Подчеркните сочетания –чк-, -шк- и парные звонкие и глухие согласные в середине слова.

Узкая тро...ка (...), тёмная но...ка (...), карто(н, нн)ая коро...ка (...), золотая кле...ка (...), цветная бума...ка (...), вкусная карто...ка (...), меховая ша...ка (...), половая тря...ка (...), канцелярская скре...ка (...), любимая игру...ка (...), острая була...ка (...).


Упражнение 5. Спишите предложения. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

1. Лодка отплыла от берега. 2. Мальчик нашёл на дороге монетку. 3. Солнце зашло за тучу. 4. Всадник слез с коня. 5. По дорожкам сада побежали мутные ручейки. 6. До лагеря мы добрались только ночью. 7. Весной сбрасывают снег с крыш. 8. Коля зашёл за своим другом.



Карточка 6


Упражнение 1. Из каждой группы слов составьте и запишите по два предложения. Задайте вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Наступила, пора, осенняя, тучи, плывут, по, серые, небу;

На, юг, летят, птицы, на, зиму, зиме, к, готовятся, звери;

Поляны, лесные, опустели, ветер, только, листьями, шуршит, сухими;

Землю, укроет, снег, белый, скоро, пушистый, до, весны, жители, заснут, лесные.


Упражнение 2. Выпишите из каждого предложения подлежащее и второстепенный член, который с ним связан. Связь установите по вопросу.

Образец: лето (какое?) жаркое.

1. В доме поселились страшные великаны. 2. В темноте засверкал кошачий глаз. 3. Голубая чашка стояла на столе. 4. Узенькая дорожка вела к пруду. 5. Новая квартира понравилась всем жильцам. 6. Старший брат подсмеивался надо мной. 7. Рыжая белка прыгала с ветки на ветку. 8. Голодный волк рыскал по лесу. 9. За зиму больное крылышко зажило. 10. Еловые лапы скрыли зайца-беляка.


Упражнение 3. Спишите. Задайте вопросы к выделенным словам.

У каждого дела

Запах особый.

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской,

Стружкою пахнет

И свежей доской.

(Дж. Родари)


Упражнение 4. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Укажите, какими частями речи они выражены. Устно задайте вопросы к глаголам.

Летн... грозы (пр...)ходят (над) з...млёй и (з...)валиваются (за) горизонт. Молнии то с размаху б...ют (в) землю пр...мым ударом, то полыхают (на) ч...рн... тучах, как (вы)рванные (с) корнем в...твист... з...л...т... д...рев...я. Радуги сверкают (над) дымн..., сыр... дал...ю. Гром п...р...катывается, гр...хочет, ворчит, рокочет, (в)стряхивает землю. (К. Паустовский)


Упражнение 5. Спишите. Выделите приставки. Подчеркните гласные и согласные в приставках. Подчеркните безударные гласные в корне.

Вытащил, наварил, осветил, зашил, вылепил, прокричал, покачал, напилил, допустил, заплясал, посмотрел, покраснел, облетел, слетел, подпрыгнул, надписал, отводил, открыл, сделал, обвязал, вписал, сбил, сдал, сшил.




Карточка 7


Спиши текст, вставляя буквы, если нужно.

Луковица с радостью

Папа привёз мне с юга б_льшую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана рад_сть.

Я уд_вилась. В такой серой луковице и вдруг – рад_сть! Мама посадила мою луковицу в горшочек и (о/а)тнесла в подполье. Пр(о/а)шло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький ж_лтый торчок. Мы п(о/а)ставили горшочек на _кно.

И перед самым праз_ником он ра(с/з)цвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душ_стых-душ_стых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок з_вут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней.

И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку ж_вые, а цветок – ж_вой по-настоящему.

  1. Разбери первое предложение по составу.

  2. Найди в тексте предложение с однородными членами, подчеркни их, составь схему этого предложения.

  3. Найди в тексте слово с разделительным мягким знаком (ь), разбери слово по составу.


  1. Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения. Составь схему каждого предложения.

1) Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли.

2) Заря бывает не только утренняя но и вечерняя.

3) В саду чувствовался запах яблок свежести и тишины.

4) Хозяйка принялась жарить варить тушить и печь.

  1. Распространите предложения, заменив выделенные слова однородными членами. Укажите их часть речи.

1) Птицы летели над рекой.

2) Яркие листья уже опадают.

3) Детям подарили игрушки.

4) Мама купила сладости.

5) В лесу растут деревья.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее