Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
по основам безопасности жизнидеятельности
предмет
Класс _______7_______
Учитель ____Якушев Анатолий Анатольевич___________________________________________
Количество часов
Всего 34 час; в неделю __1__ час.
Плановых контрольных уроков ______, зачетов _____, практических работ ____3____, тестов __11____ ч.;
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе _ комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-11 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова; Российская академия образования,издательство «Просвещение». – 7-е издание. – М. : Просвещение, 2011. – 207 с.
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература _____________________________________________________________________________________________________________________ название, автор, издательство, год издания
Календарно-тематическое планирование
№ раздела/урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Региональное содержание предмета (где требуется) | Предметно-информационная составляющая (знать, понимать) | Вид контроля, самостоятельной работы, задания | Подготовка к ВПР, ГИА | Домашнее задание (где требуется) | Дата урока | ||
план | факт | ||||||||||
Разделы 1-2 Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | |||||||||||
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3часа) | |||||||||||
1 | Различные природные явления и причины их возникновения.
| Урок изучение и первичного закрепления новых знаний
| Оболочки Земли, причины возникновения различных природных явлений на Земле, основные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельность человека
| Характерные природные явления, которые происходят в Камчатском крае. | Знать природные явления которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельность человека по месту возникновения (геологические, метеорологические, гидрологические, природные, биолого-социальные, космические) | Устный ответ Входной контроль
|
|
п.1.1. вопросы стр.8 |
|
| |
2 | Общая характеристика природных явлений
| Комбинированный урок | Опасные природные явления -геологические, метеорологические, гидрологические, биологические и космические. | Основные группы опасных природных явлений в нашем регионе (землетрясения, извержение вулканов, ураганы, бури, снежные бури, грозы, сильные морозы, туманы, цунами наводнения, природные пожары) | Знать основные группы опасных природных явлений. Природные явления геологического характера причины их возникновения, природные явления метеорологического и гидрологического характера их взаимосвязь. Природные явления биологического характера (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, инфекционные болезни) причины их появления. Космические опасные природные явления. | Устный ответ, Решение ситуативных задач |
|
п.1.2. вопросы стр.15 |
|
| |
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | Комбинированный урок | Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация природного характера и биолого-социального характера | Опасные ситуации, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации в истории Камчатского края | Знать наиболее вероятные чрезвычайные ситуации природного характера. Знать примеры стихийных бедствий геологического, метеорологического и гидрологического характера | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
|
п.1.3. вопросы стр.21 |
|
| |
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 часов) | |||||||||||
4 | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. | Комбинированный урок | Землетрясения и причины его возникновения, очаг землетрясения, магнитуда, эпицентр, измерений энергии землетрясений (шкала Рихтера) и силы землетрясений (шкала Меркалли) | Примеры землетрясений в Камчатском крае и разрушения | Знать, что такое землетрясение, как измеряется интенсивность землетрясения, что такое магнитуда землетрясения и что она характеризует, районы на территории России, где вероятность землетрясений велика, примеры крупных землятресений. | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
|
п.2.1. вопросы стр.29 |
|
| |
5 | Защита населения от последствий землетрясений | Комбинированный урок | Прогноз землетрясений, оповещение населения, обучение населения, организация аварийно-спасательных работ. Задачи РСЧС. | Мероприятия проводимые в Камчатском крае | Знать какие мероприятия включает в себя организация защиты населения от последствий землетрясений; какие особенности природных явлений, происходящих в земной коре, учитываются при разработке прогнозов землетрясений, виды прогнозов для определения времени землетрясений. | Устный ответ. |
|
п. 2.2. вопросы стр.35
|
|
| |
6 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении
| Комбинированный урок | Подготовка населения к действиям при землетрясении | Сейсмо-опасные районы Камчатского края | Знать как подготовиться к землетрясению, как вести себя во время землетрясения, как действовать после землетрясения. | Тест.№1 Решение ситуативных задач |
| п.2.3. вопросы стр.43
|
|
| |
7
| Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле | Комбинированный урок | Что такое вулкан и какие бывают вулканы, описание основных элементов вулкана, где встречаются вулканы. | Название и расположение вулканов Камчатского края их опасность для региона. | Знать что такое вулкан и каковы причины его извержения; что представляет собой извержение вулкана и какие существуют предвестники извержений, в каких регионах планеты больше всего сосредоточено вулканов | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
|
п. 2.4. вопросы стр. 51 |
|
| |
8 | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | Комбинированный урок | Продукты извержения вулканов, их опасность для населения, защита населения. | Организация защиты населения в Камчатском крае | Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от извержения вулканов, основные явления которые характерны для извержения вулканов. Понимать опасность для человека и окружающей среды от извержений вулканов.
| Тест.№2 Решение ситуативных задач |
| п. 2.5. вопросы стр. 57
|
|
| |
9 | Оползни и обвалы, их последствия, защита населения | Комбинированный урок | Причины возникновения оползней, обвалов их причины и последствия. Способы защиты населения | Места Камчатского края и региона проживания где есть опасность возникновения оползней и обвалов.
| Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от оползней и обвалов | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
|
п. 2.6. вопросы стр. 65
|
|
| |
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3часа) | |||||||||||
10 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | Комбинированный урок | Понятия погоды, ураган, буря, циклон. Определение силы ветра (Шкала Бофорта) | Определение силы ветра по внешним признакам в районе проживания | Знать как проявляются стихийные бедствия – ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Понимать чем обусловлена разрушительная сила ураганов и бурь. | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 3.1. вопросы стр. 74
|
|
| |
11 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | Комбинированный урок | Правила поведения во время ураганов и бурь | Снежные бури в Камчатском крае и способы выживания. | Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать в случае их наступления. | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 3.2. вопросы стр. 74
|
|
| |
12 |
Смерчи | Комбинированный урок | Что такое смерч. Шкала по которой оценивается разрушительная сила смерча. Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча. |
| Знать что представляет собой смерч как метеорологическое явление; какую опасность представляет для жизни человека; признаки появления смерча. | Тест.№3 Решение ситуативных задач. |
| п. 3.3. вопросы стр. 83
|
|
| |
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (8 часов) | |||||||||||
13 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | Комбинированный урок | Понятие наводнения, виды наводнений. | Места Камчатского края где возможны наводнения | Знать виды наводнений и их причины, какие природные явления гидрологического происхождения могут вызвать наводнения | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 4.1. вопросы стр. 89
|
|
| |
14 | Защита населения от последствий наводнений | Комбинированный урок | Мероприятия по защите населения от последствий наводнений |
| Знать какие меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от наводнений проводятся заблаговременно и какие мероприятия по защите населения проводятся во время наводнения. | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 4.2. вопросы стр. 93
|
|
| |
15 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения | Комбинированный урок | Как подготовиться к наводнению, как действовать вовремя наводнения и после него. | Отрабатываются ситуации по действиям в случае наводнения на р.Пахача | Знать правила безопасного поведения при наводнении. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления | Тест.№4 Решение ситуативных задач |
| п. 4.3. вопросы стр. 98
|
|
| |
16 | Сели и их характеристика | Комбинированный урок | Селевой поток, его основные элементы. |
| Знать чем опасен селевой потоккак подразделяются селевые потоки по мощности их воздействия на окружающую среду | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 4.4. вопросы стр.101
|
|
| |
17 | Защита населения от последствий селевых потоков | Комбинированный урок | Защитные меры населения от последствий селей |
| Знать эффективные способы защиты населения от селей | Тест№5 Решение ситуативных задач |
| п. 4.5. вопросы стр.104 |
|
| |
18 | Цунами и их характеристика | Комбинированный урок | Цунами, причины возникновения, где они чаще случаются, оценка интенсивности цунами. | Возможные причины возникновения цунами на побережье Камчатского края | Уметь дать характеристику природному явлению цунами, знать какие последствия цунами создают опасность для жизнедеятельности человека, примеры цунами. | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 4.6. вопросы стр.109 |
|
| |
19 | Защита населения от цунами | Комбинированный урок | Комплекс мероприятий по защите населения от цунами. | Мероприятия по защите населения от цунами Камчатки | Знать какие мероприятия проводятся для защиты населения от цунами. Как подготовиться к цунами, что делать во время цунами и после него. Безопасные места от цунами. | Тест№6 Решение ситуативных задач |
| п. 4.7. вопросы стр.112 |
|
| |
20 | Снежные лавины | Комбинированный урок | Образование лавин, защита населения от последствий лавин, правила поведения в лавиноопасных зонах | Лавиноопасные места Камчатки. | Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от снежных лавин. Причины возникновения. правила безопасного поведения при возникновении снежной лавины. | Тест.№7 Решение ситуативных задач |
| п. 4.8. вопросы стр.117 |
|
| |
Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (4часа) | |||||||||||
21 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | Комбинированный урок | Понятие лесного пожара, пожароопасного сезона, виды пожаров, классификация пожаров в зависимости от площади возгорания, последствия лесных пожаров.
| Лесные пожары в Камчатском крае, примеры. причины и последствия. | Знать основные причины возникновения лесных пожаров, признаки по которым классифицируются лесные пожары и последствия для населения и окружающей среды. | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 5.1. вопросы стр.124 |
|
| |
22 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | Комбинированный урок | Основные причины пожаров, правила разведения костров в лесу; правила поведения при пожаре в лесу. | Правила поведения при выходе на природу в лес, тундру. | Знать меры пожарной безопасности при нахождении в лесу; как осуществляется защита населения от последствий лесных пожаров в нашей стране. | Тест.№8 Решение ситуативных задач |
| п. 5.2. вопросы стр.130 |
|
| |
23 | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения | Комбинированный урок | Понятие инфекционных болезней, пути распространения инфекций, последовательность развития и течения болезни; эпидемии, противоэпидемические мероприятия. Основные виды инфекционных заболеваний | Примеры инфекционных заболеваний их сезонность на Камчатке | Знать основные виды инфекционных болезней и причины их возникновения; что такое эпидемический процесс и каковы факторы, определяющие его; что такое эпидемия и в чём опасность её для населения; проводимые мероприятия для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний, меры профилактики инфекционных заболеваний | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 5.3. вопросы стр.139 |
|
| |
24 | Эпизоотии и эпифитотии. Промежуточный контроль | Комбинированный урок | Инфекционные болезни животных, понятия эпизоотия; инфекционные болезни растений -эпифитотия. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия |
| Знать определения эпизоотии и эпифитотии и как они проявляются. Меры которые предпринимаются для борьбы с болезнями животных и растений на государственном и бытовом уровне. | Тест. №9 Решение ситуативных задач |
| п. 5.4. вопросы стр.142 |
|
| |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | |||||||||||
Тема 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (2 часа) | |||||||||||
25 | Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность | Урок изучения нового материала | Понятие терроризм, классификация видов терроризма по характеру общественного проявления и формам технического осуществления. Телефонные террор. | Опасность появления террористической идеологии в Камчатском крае | Знать какую угрозу для личности и общества представляет терроризм; какое наказание предусмотрено за террористическую деятельность и телефонный терроризм. Меры безопасного поведения. | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 6.1. вопросы стр.154 |
|
| |
26 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения | Комбинированный урок | Возрастные особенности школьного возраста и опасность влияния идеологии насилия. Нравственная позиция в формировании антитеррористического поведения, профилактика вредных привычек, антитеррористическое поведение |
| Понимать какие жизненные позиции можно считать нравственными, Уметь оценивать свои взгляды и нормы поведения с точки зрения надёжности защиты от возможности попасть под влияние идеологии насилия. | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 6.2. вопросы стр.166 задания 1-2 на стр.167 |
|
| |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни | |||||||||||
Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | |||||||||||
27 | Психологическая уравновешенность | Комбинированный урок | Эмоции человека, понятие психологической уравновешенности, уверенности; пути самосовершенство-вания |
| Знать что следует понимать под понятием психологическая уравновешенность; Понимать какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность, чтобы завести друзей.
| Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 7.1. вопросы стр.174
|
|
| |
28 | Стресс и его влияние на человека | Комбинированный урок | Стресс и его воздействие на организм человека |
| Знать, что следует понимать под стрессом, содержание общих принципов борьбы со стрессом. | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 7.2. вопросы стр.179
|
|
| |
29 | Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | Комбинированный урок | Понятие подросткового возраста и особенности развития организма, правила личной гигиены |
| Понимать в чём заключаются особенности развития человека в подростковом возрасте; каково значение личной гигиены для сохранения здоровья. Уметь выстраивать систему здорового образа жизни | Устный ответ. Решение ситуативных задач |
| п. 7.3. вопросы стр.182
|
|
| |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи | |||||||||||
Тема 8. Первая помощь при неотложных состояниях(5часов) | |||||||||||
30 | Общие правила оказания первой медицинской помощи | Комбинированный урок | Общий порядок действий по оказанию первой медицинской помощи
|
| Знать что такое первая помощь и кем она оказывается; каковы общие правила оказания первой помощи | Устный ответ. Практическая работа |
| п. 8.1. вопросы стр.186
|
|
| |
31 | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. | Комбинированный урок | Первая помощь при незначительных ранах, при сильном кровотечении, виды кровотечений, способ наложения давящей повязки и жгута
|
| Знать способы оказания первой медицинской помощи. Владеть навыками оказания первой мед. помощи при различных кровотечениях. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни. | Устный ответ. Практическая работа |
| п. 8.2. |
|
| |
32 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. | Комбинированный урок | Общие правила оказания первой помощи при ушибах, переломах конечностей, при травме плечевого сустава, голеностопного сустава.
|
| Знать способы первой медицинской помощи при травмах, ушибах, переломах. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, ушибах, переломах | Устный ответ. Практическая работа |
| п. 8.3. вопросы стр.196
|
|
| |
33 | Общие правила транспортировки пострадавшего | Комбинированный урок | Правила транспортировки пострадавших при получении различных повреждений. |
| Знать и уметь применять различные способы транспортировки пострадавшего. | Устный ответ. Решение ситуативных задач. Тест№10 по разделу основы мед знаний.
|
| п. 8.4 вопросы стр.199
|
|
| |
34 | Итоговый контроль знаний за курс «Основы безопасности жизнедеятельности | Урок контроля знаний | Тестовые работы по изученным разделам |
| Знать об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, гидрологического происхождения, биолого-социального происхождения и природных пожарах, уметь применять знания в повседневной жизни для безопасного поведения при ЧС. Практически использовать знания о ЗОЖ и уметь оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. Уметь противодействовать террористической и экстремисткой деятельности, и различать её особенности. | Решение ситуативных задач. Тест №11 |
|
|
|
|