Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе программы по «Истории Дагестана» для общеобразовательных учреждений Республики Дагестан подготовленной сектором педагогики Научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи.
Программа рассчитана на 34 часа при учебной нагрузке 1 час в неделю.
Учебное пособие: «История Дагестана ХХ век», автор Р. Ч-М. Разаков – Махачкала, 2009 – ДГУ.
Цели программы:
- дать учащимся необходимые представления о всех компонентах Истории Дагестана, включая экономику, политику, культуру, взаимоотношения с соседями и согражданами по Российскому государству,
- ознакомить учащихся с основными, заслуживающими внимания событиями сложных культурно-исторических процессов, протекавших в этом регионе Кавказа,
- воспитание патриотизма, гражданственности и толерантности на основах культуры и традиций народов Дагестана.
При освоении обязательного минимума содержания курса истории Дагестана учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
-называть даты и хронологические рамки значительных событий истории Дагестана;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях Дагестана, их участниках;
- составлять биографическую справку, характеристику деятельности дагестанских исторических личностей;
- соотносить единичные исторические факты и общие явления истории Дагестана и России.
Учебно-тематический план.
| № | Разделы. | Кол-во часов |
| 1 | Экономическое положение Дагестана в начале 20 в.. | 1 |
| 2 | Дагестан в период первой Российской революции 1905-1907 гг.
| 2 ч |
| 3 | Крестьянская реформа 1913 года | 1 ч |
| 4 | Дагестан в период первой мировой войны | 1 ч |
| 5 | Обстановка в Дагестане после февральской революции 1917 г. в России | 1 ч |
| 6 | Культура страны гор | 1 ч |
|
| Раздел 2. История Дагестана советского периода –1917-1991гг. |
|
| 7 | Дагестан в 1917-1921 гг. революция и гражданская война | 2 ч |
| 8 | Дагестан в 1921-1941 гг. | 3 ч |
| 9 | Общественно-политическая и культурная жизнь | 2 ч |
| 10 | Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 2 ч |
| 11 | Дагестан в период послевоенного восстановления и развития хозяйства 1946-1965 гг. | 2 ч |
| 12 | Развитие образования, науки и культуры Дагестана в 1946-1965 гг. | 1 ч |
| 13 | Дагестан в 1966-1990 гг. | 2 ч |
|
| Раздел 3. Дагестан в 1991-2005 годы | 1 ч |
| 14 | Изменение политической обстановки | 1 ч |
| 15 | Новая конституция республики Дагестан, её основные черты | 1 ч |
| 16 | Новое геополитическое положение Дагестана в связи с развалом СССР | 2 ч |
| 17 | Проблема межнациональных отношений | 1 ч |
| 18 | Военные действия в Дагестане в августе-сентябре 1999 г. | 1 ч |
| 19 | Народное хозяйство Дагестана в 1991-2005 гг. | 3 ч |
| 20 | Республика Дагестан на пути становления гражданского общества | 3 ч |
|
| Итого: | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
| № Урока | Кол- во часов
| Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся. Средства обучения | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата | ||||||||
| По плану | Фактическая | |||||||||||||||
| Глава 1 Дагестан в 1901-1907 гг. | ||||||||||||||||
| 1 | 1 | Экономическое положение Дагестана в начале 20 века. | Лекция
| Состояние экономики. Сельское хозяйство. Промышленость. Рабочее движение | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Устный рассказ. | Знать основные термины и понятия урока. Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий. | 9а 7.09 9б 6.09 | | |||||||
| 2-3 | 2 | Дагестан в период первой Российской революции 1905-1907 гг.. | Урок изучения нового материала | Революционные выступления дагестанских железнодорожников, бондарей, служащих почтово-телеграфных контор и рабочих печатников осенью 1905 года. Волнения среди крестьянства. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Устный рассказ. | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия | 9а 14.09 21.09 9б 13.09 20.09 | | |||||||
| 4 | 1 | Крестьянская реформа 1913 г. | Урок изучения нового материала | Отмена феодально-зависимых отношений в Дагестане. Введение всеобщего обучения в обязательной для всех четырёхлетней начальной школе, разрушение крестьянской общины. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Устный рассказ | Знать основные термины и понятия урока. Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий. | 9а 28.09 9б 27.09 | | |||||||
| 5 | 1 | Дагестан в период первой мировой войны | Урок изучения нового материала | Участие дагестанцев на фронтах войны о военно-оборонных работах. Дагестанские конные полки. Упадок сельского хозяйства в годы войны. Рост социальной напряжённости. Антивоенные настроения. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Устный рассказ | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия | 9а 5.10 9б 4.10 | | |||||||
| 6 | 1 | Обстановка в Дагестане после Февральской революции 1917 г. в России | Урок изучения нового материала | Политика Временного правительства. Создание в Дагестане особого комиссариата по управлению областью. Расстановка общественно-политических сил и течений. Создание Совета рабочих и крестьянских дпутатов в городах и округах Дагестана. Возникновение большевистских организаций в Порт-Петровске и Дербенте. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Устный рассказ | Знать основные термины и понятия урока. Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий. | 9а 12.10 9б 11.10 | | |||||||
| 7 | 1 | Культура страны гор | Урок изучения нового материала | Состояние школьного образования. Обучение детей-горцев в мечетских школах на арабском языке. Периодическая печать. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Устный рассказ. | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия | 9а 19.10 9б 18.10 | | |||||||
| Глава 2. История Дагестана советского периода 1917-1991 гг. | ||||||||||||||||
| 8-9 | 2 | Дагестан в 1917-1921 г.. революция и гражданская война | Урок изучения нового материала | Установление Советской власти. Первые социально-экономические мероприятия Советской власти в Дагестане. Основные этапы гражданской войны в Дагестане. Декларация об автономии Дагестана. Декрет ВЦИК об образовании Дагестанской АССР. Первая Конституция Дагестана. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Устный рассказ. | Знать основные термины и понятия урока. Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий. | 9а 26.10 9.11 9 б 25.10 8..11 | | |||||||
| 10-12 | 3 | Дагестан в 1921-1941гг. | Урок изучения нового материала | Участие трудящихся республики в хозяйственном возрождении Дагестана. Строительство новых промышленных предприятий и местных электростанций. Состояние сельского хозяйства и мероприятия по его восстановлению. Первые пятилетние планы развития народного хозяйства Дагестана, их итоги.. земельно-водная реформа в Дагестане. Перегибы и ошибки в методах и темпах колхозного строительства. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Устный рассказ. | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия | 9а 16.11 23.11 30.11 9б 15.11 22.11 29.11 | | |||||||
| 13-14 | 2 | Общественно-политическая и культурная жизнь. | Урок изучения нового материала | Культура Дагестана. Формирование дагестанской национальной интеллигенции. Организация научно-исследовательской работы. создание первых национальных театров республики, национального ансамбля песни и пляски. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Устный рассказ. | Знать основные термины и понятия урока. Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий. | 9а 7.12 14.12 9 б 6.12 13.12 | | |||||||
| 15-18 | 4 | Дагестан в период Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. | Урок изучения нового материала | Экономика Дагестана – фронту! Переключение промышленности Дагестана на выполнение военных заказов. Самоотверженный труд крестьянства в годы войны. Культура Дагестана в военные годы.деятельностьвысших и средних учебных заведений. Культурно-просветительная работа. Научно-техническое творчество. Репрессии. Выселение чеченцев-аккинцев в 1944 году из Дагестана в Среднюю Азию, Казахстан. Насильственное переселение аварцев, даргинцев, кумыков и лакцев в районы ранее населённые чеченцами. Негативные последствия выселений и расселений. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Устный рассказ. | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия | 9а 21.12 28.12 11.01 18.01 9 б 20.12 27.12 10.01 17.01 | | |||||||
| 19-20 | 2 | Дагестан в период послевоенного восстановленяе и развития хозяйства 1946-1965 г.г. | Лекция | Трудовая активность рабочего класса. Строительство Чирюртовской ГЭС. Сельское хозяйство. Тридцатитысячники. Ликвидация МТС, перевод колхозов на денежную оплату труда. Совхозное производство. Переселение горцев на равнину и его последствия. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Устный рассказ | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия | 9а 25.01 1.02 9 б 24.01 31.01 | | |||||||
| 21 | 1 | Развитие образования, науки и культуры Дагестана в 1946-1965 гг. | Лекция | Школьное образование. Усиление трудового воспитания школьников, создание ученических производственных бригад. Завершение ликвидации неграмотности взрослого населения. Достижения в области науки, литературы и искусства Дагестана. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Проверка опорного конспекта | Знать основные термины и понятия урока. Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий. | 9а 8.02 9 б 7.02 | | |||||||
| 22-23 | 2 | Дагестан в 1966-1990 гг. | Комбинированный | Дальнейшееразвите промышленности и транспорта в республике в 1966-1980-е годы. Негативные последствия командно-бюрократических методов управления, создавших кризис в экономике. Культура Дагестана. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Устный рассказ | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия | 9а 15.02 22.02 9 б 14.02 21.02 | | |||||||
| Глава 3 Дагестан в 1991-2005 годы | ||||||||||||||||
| 24 | 1 | Изменение политической обстановки | Урок изучения нового материала | Процесс расслоения общества и социального сознания. Конституционное собрание Республики Дагестан, её цели и задачи. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Проверка опорного конспекта | Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия | 9а 1.03 9б 28.02 | | |||||||
| 25 | 1 | Новая конституция Республики Дагестан, её основные черты. | Урок изучения нового материала | Переход к рыночным отношениям. Программа развития различных форм собственности и хозяйствования. Программа разгосударствления и приватизации государственного и муниципального имущества Дагестана. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта Работа с историческим источником | Проверка опорного конспекта | . Уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа | 9а 8.03 9 б 7.03 | | |||||||
| 26 | 1 | Новое геополитическое положение Дагестана. | Комбинирован ный | Дагестан – субъект Российской Федерации. Роль Дагестана в развитии экономических, внешнеполитических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Устный рассказ | Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий. Развивать навыки работы с историческими источниками. | 9а 15.03 9б 14.03
|
| |||||||
| 27 | 1 | Проблема межнациональных отношений | Урок изучения нового материала | Реабилитация депортированных народов. Разгул преступности и терроризма. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта | Устный рассказ | . Уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа | 9а 22.03 9 б 21.03 | | |||||||
| 28 | 1 | Военные действия в Дагестане в августе-сентябре 1999 года | Урок изучения нового материала | Приближение чеченской войны к границам Дагестана. Трагедия в г. Кизляре и с. Первомайском. Вооружённое нападение на войсковую часть в г. Буйнакске. Хасавюртовское соглашение в августе 1996 г. | Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
| Устный рассказ | Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий. Развивать навыки работы с историческими источниками | 9а 5.04 9 б 4.04 |
| |||||||
| 29-30 | 2 | Народное хозяйство Дагестана в 1991-2005 гг. | Урок изучения нового материала | Экономический кризис в Республике Дагестан. Оценка ситуации и пути выхода из кризиса. | Урок изучения нового материала | Устный рассказ | Уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа | 9б- 12.04 19.04 9 б 11.04 18.04 | | |||||||
| 31-32 | 2 | Республика Дагестан на пути становления гражданского общества | Урок изучения нового материала | Гражданское общество, его признаки. Совершенствование системы образования и воспитания – главное условие формирования гражданского общества. | Урок изучения нового материала | Устный рассказ | Уметь проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа | 9а 26.04 3.05 9б 25.04 3.05 | | |||||||
| 33-34 | 2 | Повторительно-обобщающие уроки |
|
|
| |
| 9а 10.05 17.05 9б 16.05 23.05 | | |||||||
| ИТОГО: 34 ЧАСА | ||||||||||||||||
| № | Разделы. | Кол-во часов |
| 1 | Экономическое положение Дагестана в начале 20 в.. | 1 |
| 2 | Дагестан в период первой Российской революции 1905-1907 гг.
| 2 ч |
| 3 | Крестьянская реформа 1913 года | 1 ч |
| 4 | Дагестан в период первой мировой войны | 1 ч |
| 5 | Обстановка в Дагестане после февральской революции 1917 г. в России | 1 ч |
| 6 | Культура страны гор | 1 ч |
|
| Раздел 2. История Дагестана советского периода – 1917-1991гг. |
|
| 7 | Дагестан в 1917-1921 гг. революция и гражданская война | 2 ч |
| 8 | Дагестан в 1921-1941 гг. | 3 ч |
| 9 | Общественно-политическая и культурная жизнь | 2 ч |
| 10 | Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 2 ч |
| 11 | Дагестан в период послевоенного восстановления и развития хозяйства 1946-1965 гг. | 2 ч |
| 12 | Развитие образования, науки и культуры Дагестана в 1946-1965 гг. | 1 ч |
| 13 | Дагестан в 1966-1990 гг. | 2 ч |
|
| Раздел 3. Дагестан в 1991-2005 годы | 1 ч |
| 14 | Изменение политической обстановки | 1 ч |
| 15 | Новая конституция республики Дагестан, её основные черты | 1 ч |
| 16 | Новое геополитическое положение Дагестана в связи с развалом СССР | 2 ч |
| 17 | Проблема межнациональных отношений | 1 ч |
| 18 | Военные действия в Дагестане в августе-сентябре 1999 г. | 1 ч |
| 19 | Народное хозяйство Дагестана в 1991-2005 гг. | 3 ч |
| 20 | Республика Дагестан на пути становления гражданского общества | 3 ч |
|
| Итого: | 34 ч |
7


