Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Румянцевская средняя общеобразовательная школа»
Истринского района
Утверждаю:
Директор школы
_______________________/Зайцева О.А./
«________»_____________2017г.
Рабочая программа
по истории
5 класс
(базовый уровень)
Составила:
учитель истории Балыкина Н.А.
2017г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2014.
В соответствии с федеральным базисным планом в рамках общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ «Румянцевская СОШ» программа рассчитана на преподавание истории на 68 часов ( из расчета 2 часа в неделю)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение,2012.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 20.
Цель программы:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи программы:
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов | Количество часов | Количество часов контроля | Форма контроля |
| Введение 1 час | Всего | контроль | |
1 | Первобытные собиратели и охотники | 7 | 1 | тестирование |
2 | Первобытные земледельцы и скотоводы | 8 | 1 | тестирование |
3 | Западная Азия в древности | 7 | 1 | тестирование |
4 | Индия и Китай в древности | 5 | 1 | тестирование |
5 | Древнейшая Греция | 5 | | |
6 | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | 1 | тестирование |
7 | Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии | 4 | 1 | тестирование |
8 | Македонские завоевания в IVвеке до н.э. | 5 | 1 | тестирование |
9 | Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией | 3 | | |
10 | Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | 4 | | |
11 | Гражданские войны в Риме | 4 | | |
12 | Римская империя в первые века н.э. | 5 | | |
13 | Могущество и гибель Римской империи | 3 | 3 | тестирование |
| | 68 часов | Из них 10 часов | |
Календарно-тематическое планирование.
| Тема урока, тип урока
| Основные виды учебной деятельности | Планируемый результат (предметным и метапредметным) | Характеристика УУД | По плану | По факту | |||
| |||||||||
1. | Введение в предмет. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Определять место исторических событий во времени, раскрывать значение терминов история, век, исторический источник Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Сопоставлять свидетельства разных исторических источников. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативный: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Познавательные: раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | 1 неделя |
| |||
| Раздел I. «Жизнь первобытных людей». Всего часов 7 Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | ||||||||
2. | Древнейшие люди. | Комментировать и формулировать понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство». Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Использовать историческую карту как источник информации о расселении древнейшего человека, рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей.. Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия. | Личностные: изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Регулятивные: показывать на карте места расселения древнейших людей. Коммуникативный: устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Познавательные: комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | 1 неделя |
| |||
3. | Родовые общины охотников и собирателей. | Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. | Описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей. Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. | Личностные: Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Регулятивные: Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Коммуникативный: Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Познавательные: Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. | 2 неделя |
| |||
4. | Возникновение религии и искусства. Диагностическая работа | Рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей. | Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе.
| Личностные: освоение общемирового культурного наследия. Регулятивные: охарактеризовать первобытные верования людей. Коммуникативный: рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах Познавательные: объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. |
2 неделя |
| |||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | |||||||||
5. | Возникновение земледелия и скотоводства. | Исследовать географию районов первобытного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. Составлять простой план ответа. | Личностные: уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей Регулятивные: охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека Коммуникативный: рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Познавательные: исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | 3 неделя |
| |||
6. | Появление неравенства и знати. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государство. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Объяснять причины появления неравенства и знати, причины выделения знати. Подтверждать выводы примерами, описывать факты. | Личностные: ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. Регулятивные: находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Коммуникативный: выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Познавательные: раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | 3 неделя |
| |||
7. | Повторение. Какой опыт дала человечеству эпоха древности? | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) о жизни первобытных людей. Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках. | Личностные: решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Коммуникативный: использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации. | 4 неделя |
| |||
Тема 3. Счёт лет в истории | |||||||||
8. | Измерение времени по годам. | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | Объяснять, как ведётся счёт лет до н.э. и н.э., используя «линию» времени. Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность событий.
Решать исторические задачи, объяснять алгоритм их решений. | Личностные: решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени Регулятивные: уметь определять историческое время по ленте времени. Коммуникативный: понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные: осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | 4 неделя |
| |||
Раздел II. «Древний Восток». Всего часов 20. Тема 4. Древний Египет. | |||||||||
9. | Государство на берегах Нила. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Показывать на карте территорию и центры дренеегипетского государства, характеризовать основные группы населения, их занятие, положение. Давать оценку системе управления страной. Работа в парах: составлять простые схемы управления государством. | Личностные: самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. Коммуникативный: характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Познавательные: раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | 5 неделя |
| |||
10. | Как жили земледельцы и ремесленники. | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. | Рассказывать о жизни людей в Египте, работать с письменными источниками, помещёнными в учебнике. Группировать информацию из текста учебника, дополнительных источников, комментировать понятия. | Личностные: экологическое сознание. Регулятивные: оценивать достижения культуры. Коммуникативный: находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Познавательные: комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | 5 неделя |
| |||
11. | Жизнь египетского вельможи. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. | Описывать жизнь египетского вельможи, составлять рассказ, используя иллюстрации учебника. Характеризовать особенности власти и управления страной, работать в малой группе. | Личностные: ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм Регулятивные: характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Коммуникативный: учиться работать в малой группе над общим заданием.
Познавательные: выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока |
6 неделя |
| |||
12. | Военные походы фараонов. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Читать историческую карту с опорой на легенду, рассказывать о военных походах фараонов, о снаряжении воинов, о результатах походов для разных слоёв населения. Показывать на карте места главных событий. Работать с картой в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку. | Личностные: подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. Регулятивные: анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. Коммуникативный: работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Познавательные: показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. | 6 неделя |
| |||
13. | Религия древних египтян. | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа | Рассказывать о религиозных верованиях египтян, о роли храмов, деятельности жрецов, главных богах, правилах их изображения; сравнивать религию египтян и первобытных людей. Разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа, характеризовать религию, устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | Личностные: творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. Регулятивные: характеризовать религию древних египтян. Коммуникативный: устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Познавательные: объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | 7 неделя |
| |||
14. | Искусство древних египтян. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды. | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древнеегипетской культуры в мировую культуру. | Личностные: освоение общекультурного наследия древних египтян. Регулятивные: описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Коммуникативный: искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Познавательные: подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | 7 неделя |
| |||
15. | Письменность и знания древних египтян. | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | Раскрывать особенности научных знаний египтян, рассказывать об изобретениях и школьном образовании в древнем Египте, анализировать иллюстративный материал. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Составлять краткие сообщения о изобретениях. | Личностные: составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативный: осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Познавательные: характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | 8 неделя |
| |||
16. | Повторение. Достижения древних египтян. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Рассказывать о религии, искусстве, достижениях древних египтян, а так же о искусстве управления страной. Анализировать факты, выполнять индивидуальные и групповые задания по определённой схеме. | Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. Регулятивные: анализировать достижения в земледелии. Коммуникативный: сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Познавательные: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | 8 неделя |
| |||
Тема 5. Западная Азия в древности. | |||||||||
17. | Древнее Двуречье. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особые признаки. | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье. Предоставлять результаты своей деятельности в различных формах: презентация о культовых сооружениях, научных знаниях. | Личностные: экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. Регулятивные: характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Коммуникативный: использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Познавательные: прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | 9 неделя |
| |||
18. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | Характеризовать деятельность Хаммурапи, анализировать его законы. Характеризовать законы Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Соотносить позицию автора с собственной позицией. | Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим Регулятивные: объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Коммуникативный: работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Познавательные: выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | 9 неделя |
| |||
19. | Финикийские мореплаватели. Контрольная работа | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Характеризовать условия и образ жизни, занятия финикийцев, читать историческую карту, описывать иллюстрации. Работать в малой группе: составлять опорную схему по материалам учебника. | Личностные: формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. Регулятивные: формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. Коммуникативный: подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Познавательные: рассказывать с помощью карты о местоположении иникии и занятиях её жителей | 10 неделя |
| |||
20. | Библейские сказания. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям. Составлять развёрнутый план ответа | Личностные: рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей Регулятивные: рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей Коммуникативный: проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям Познавательные: объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | 10 неделя |
| |||
21. | Древнееврейское царство. | Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео-, и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей, анализировать исторические источники. Высказывать суждения о роли религиозных верований в Палестине, о наследии иудаизма в мировой истории. | Личностные: формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. Регулятивные: дать оценку поступков Давиду и Самсону Коммуникативный: выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) Познавательные: уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | 11 неделя |
| |||
22. | Ассирийская держава. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. | Читать историческую карту, рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративные материалы. Работать в малых группах: предоставлять результаты своей деятельности в виде презентации. | Личностные: формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. Регулятивные: Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Коммуникативный: работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала Познавательные: определять причины падения Ассирийской державы | 11 неделя |
| |||
23. | Персидская держава «царя царей». | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях. | Использовать историческую карту как источник информации, объяснять, как управлялась Персидская держава. Характеризовать общественный строй Персидской державы, работать с несколькими источниками информации. | Личностные: составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях Регулятивные: работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы Коммуникативный: систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Познавательные: установить причины возникновения Персидской державы | 12 неделя |
| |||
Тема 6. Индия и Китай в Древности. | |||||||||
24. | Природа и люди Древней Индии. | Рассказывать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру. | Показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы. Работать в группах: составлять опорные схемы по предложенному материалу. | Личностные: формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа Регулятивные: показывать на карте основные географические объекты Древней Индии Коммуникативный: выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) Познавательные: выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | 12 неделя |
| |||
25. | Индийские касты. | Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев.
| Анализировать миф, описывать наиболее значимые события, высказывать собственное мнение к тем или иным событиям и личностям.
Характеризовать религию буддизм, сравнивать исторические факты и явления. | Личностные: формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа Регулятивные: дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану Коммуникативный: подготовить сообщение о жизни Будды Познавательные: доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | 13 неделя |
| |||
26. | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. | Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. | Личностные: формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа Регулятивные: работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом Коммуникативный: вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая Познавательные: определять и формировать особенности китайской религии | 13 неделя |
| |||
27. | Первый властелин единого Китая. | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать деятельность Цинь Шихуана. Анализировать иллюстративный материал. Высказывать суждение о значении научных открытий и изобретений древних китайцев в мировую историю. | Личностные: формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа Регулятивные: дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Коммуникативный: дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Познавательные: рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | 14 неделя |
| |||
28. | Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать по карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае и Индии. | Анализировать вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | Личностные: формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев Регулятивные: перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае Коммуникативный: выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам Познавательные: искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета | 14неделя |
| ||
Раздел III. «Древняя Греция». Всего часов 21. Тема 7. Древнейшая Греция. | |||||||||
29. | Греки и критяне. | Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки Критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. | Показывать на карте территории древнегреческих государств, рассказывать об условиях жизни, основных занятиях населения. Сопоставлять свидетельства различных источников о жизни населения в Древней Греции. | Личностные: формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа Регулятивные: работать с картой, заданиями рабочей тетради Коммуникативный: рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) Познавательные: называть отличительные признаки критской культуры | 15неделя |
| |||
30. | Микены и Троя. | Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение ЦиньШихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и на сколько по сравнению с другими. | Анализировать мифы, описывать облик города – крепости. Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | Личностные: определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации Регулятивные: показывать по карте местоположение Микен Коммуникативный: работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты Познавательные: выделять различия между микенской и критской культурой | 15неделя |
| |||
31. | Поэма Гомера «Илиада». | Рассказывать легенду о жизни Гомера, раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. | Анализировать мифы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. Характеризовать памятники античной литературы, участвовать в ролевой игре. | Личностные: развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. Регулятивные: характеризовать образы основных героев «Илиады» Коммуникативный: принимать участие в ролевой игре. Познавательные: раскрывать кратко суть поэмы Гомера | 16 неделя |
| |||
32. | Поэма Гомера «Одиссея». | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. | Анализировать отрывки поэмы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. | Работать в парах: составлять план путешествия главного героя. | Личностные: воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея» Регулятивные: последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия Коммуникативный: в группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой Познавательные: читать текст, выделяя основные понятия, определения и события | 16неделя |
| ||
33. | Религия древних греков. | Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». | Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Высказывать суждения о значении и месте культурного наследия Древней Греции в мировой истории. | Личностные: дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. Регулятивные: давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) Коммуникативный: выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» Познавательные: объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | 17неделя |
| |||
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | |||||||||
34. | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятие ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. Составлять простой план ответа. | Личностные: сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции Регулятивные: дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь Коммуникативный: перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) Познавательные: выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | 17 неделя |
| |||
35. | Зарождение демократии в Афинах. | Показать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. | Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Проводить поиск информации в исторических источниках. Характеризовать общественный строй в Афинах, составлять исторический портрет. | Личностные: выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции Регулятивные: дать собственную оценку поступкам Солона Коммуникативный: вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем Познавательные: показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения | 18неделя |
| |||
36. | Древняя Спарта. | Показать на карте и рассказать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев. | Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты. Характеризовать общественный строй Спарты, представлять результаты своей деятельности в виде эссе. | Личностные: определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию Регулятивные: показывать на карте расположение Спарты Коммуникативный: составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Познавательные: сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | 18неделя |
| |||
37. | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд греков. | Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | Личностные: осознавать принадлежность греков к единой культуре Регулятивные: описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты Коммуникативный: составлять план «Причины переселения греков» Познавательные: объяснять причины и значение возникновения колоний | 19неделя |
| |||
38. | Олимпийские игры в древности. | Составлять развернутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени. | Рассказывать о роли олимпийских игр в древности, высказывать собственное мнение к традиции прошлого. Составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий. | Личностные: пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека Регулятивные: описывать основные правила проведения Олимпийских игр Коммуникативный: с опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя Познавательные: раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | 19неделя |
| |||
39. | Победа греков над персами в Марафонской битве. | Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве. | Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Давать оценку происходящим событиям. Систематизировать информацию, предоставленную в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации. | Личностные: понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства Регулятивные: описывать ход боевых действий между персами и греками Коммуникативный: делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве Познавательные: объяснять причины победы греков в Марафонской битве | 20неделя |
| |||
40. | Нашествие персидских войск на Элладу. | Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу, инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:-о создании военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве. | Читать историческую карту, давать характеристику историческим личностям и событиям. Работать в малых группах: писать отзыв о происходящих событиях или характеристику исторической личности.
| Личностные: Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства Регулятивные: Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения Коммуникативный: Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника Познавательные: Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | 20неделя |
| |||
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | |||||||||
41. | В гаванях афинского порта Пирей. | Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. Давать сравнительную характеристику различных слоёв общества. | Личностные: высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» Регулятивные: устно описывать торговый порт Афин Коммуникативный: сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа Познавательные: делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | 21неделя |
| |||
42. | В городе богини Афины. Контрольная работа | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в PowerPoint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).
| Использовать иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян. Объяснять, в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. | Личностные: объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились Регулятивные: объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие Коммуникативный: описывать произведения древнегреческой архитектуры Познавательные: характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей | 21неделя |
| |||
43. | В афинских школах и гимнасиях. | Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять сравнительную таблицу. | Личностные: описывать собственные представления о важности образования Регулятивные: описывать особенности древнегреческого воспитания Коммуникативный: сравнивать воспитание в Афинах и Спарте Познавательные: рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | 22 неделя |
| |||
44. | В театре Диониса. | Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества. | Рассказывать о роли театра в жизни древних греков. Работать в группах: представлять результаты своей деятельности в виде презентации. | Личностные: высказывать суждения о роли театра в жизни греков Регулятивные: объяснять отличия трагедий и комедий Коммуникативный: сравнивать современный театр и древнегреческий Познавательные: рассказывать о развитии древнегреческого тетра | 22 неделя |
| |||
45. | Афинская демократия при Перикле. | Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла | Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку деятельности историческим личностям. Сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте | Личностные: объяснять значение участия граждан в управлении государством Регулятивные: рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле Коммуникативный: сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте Познавательные: характеризовать афинскую демократию при Перикле | 23 неделя |
| |||
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | |||||||||
46. | Города Эллады подчиняются Македонии. | Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Греции. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. | Раскрыть значение понятия эллинизм, читать историческую карту с опорой на легенду, составлять исторический портрет героев событий. Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. | Личностные: описывать значение потери Грецией независимости Регулятивные: показывать на карте места сражений Коммуникативный: характеризовать македонское войско Познавательные: объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | 23 неделя |
| |||
47. | Поход Александра Македонского на Восток. | Используя карту и ее легенду, рассказывать о военных событиях, походах А.Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского. Оценивать поступки А.Македонского, его противников. | Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет А.Македонского. Работать в парах: составлять схему продвижения главного героя к местам описываемых событий. | Личностные: рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей Регулятивные: показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского Коммуникативный: составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского Познавательные: объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | 24 неделя |
| |||
48. | В Александрии египетской. | Называть причины распада державы А.Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии – центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины. | Читать карту, анализировать причины распада державы Александра Македонского, давать оценку происходящим событиям. Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой достопримечательностей. | Личностные: описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока Регулятивные: определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней Коммуникативный: составлять рассказ- описание города Александрия Познавательные: объяснять причины распада державы Александра Македонского |
24 неделя |
| |||
49. | Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. | Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. | Анализировать вклад древних эллинов в мировую историю и культуру. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | Личностные: формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа Регулятивные: планирование последовательности действий Коммуникативный: называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения. Познавательные: объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры | 25неделя |
| |||
Раздел IV. «Древний Рим». Всего часов 19. Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | |||||||||
50. | Древнейший Рим. | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. | Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию Регулятивные: планирование последовательности действий Коммуникативный: участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками Познавательные: сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | 25 неделя |
| |||
51. | Завоевание Римом Италии. | Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины ее возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II-III вв. до н.э. | Читать историческую карту, проводить поиск информации в отрывках исторических текстов. Работать в малых группах: исследовать территории, завоёванные Римом. | Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию Регулятивные: планирование последовательности действий Коммуникативный: организация и планирование работы в группе Познавательные: исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. | 25неделя |
| |||
52. | Устройство Римской республики. | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | Раскрывать значение понятий, объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Давать характеристику общественного строя Римской республики. | Личностные: формирование активной позиции в учебной деятельности Регулятивные: организация самоконтроля и самооценивания Коммуникативный: овладение средствами решения коммуникативных задач Познавательные: сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | 26неделя |
| |||
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | |||||||||
53. | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. | Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | Читать историческую карту, рассказывать о событиях древней истории. Анализировать ответы одноклассников. | Личностные: характеризовать цели и поступки Ганибала Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативный: анализировать ответы одноклассников Познавательные: называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | 26 неделя |
| |||
54. | Вторая война Рима с Карфагеном. | Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | Использовать карту при характеристике военных походов римлян, аргументировать своё отношение к событиям и личностям. Работать в парах: представлять информацию о военных походах в виде схемы. | Личностные: характеризовать цели и поступки Ганибала Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативный: анализировать ответы одноклассников Познавательные: называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | 27неделя |
| |||
55. | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. | Использовать историческую карту как источник информации, анализировать причины и итоги войн Рима. Давать оценку происходящим событиям. Работать с картой в процессе изучения событий. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативный: работать с картой в процессе изучения событий. Познавательные: формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | 27 неделя |
| |||
56. | Рабство в Древнем Риме. | Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. | На основе фактов описывать события, высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях. Составлять рассказ от имени очевидца. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий Коммуникативный: определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах Познавательные: формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | 28неделя |
| |||
Тема 13. Гражданские войны в Риме. | |||||||||
57. | Земельный закон братьев Гракхов. | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т.Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян. | Проводить поиск информации в исторических источниках, давать оценку происходящим событиям и личностям.
Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. | Личностные: оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян Регулятивные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативный: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Познавательные: формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | 28 неделя |
| |||
58. | Восстание Спартака. | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака». | Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме, анализировать события, составлять исторический портрет Спартака. Работать в малых группах: писать заметки в газету о происходящих событиях. | Личностные: давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака Регулятивные: участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» Коммуникативный: составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. Познавательные: понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | 29 неделя |
| |||
59. | Единовластие Цезаря. | Составлять рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю.Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Ю.Цезаря. | На основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, составлять исторический портрет Цезаря. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян. | Личностные: анализировать действия и поступки Ю. Цезаря Регулятивные: умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативный: умение работать в группе Познавательные: подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. | 29 неделя |
| |||
60. | Установление империи. | Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков. | Раскрывать значение понятий, осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов, давать оценку происходящим событиям. Составлять конспект, используя материал учебника. | Личностные: рассказывать о судьбах знаменитых римлян Регулятивные: умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативный: организация и планирование работы в группе Познавательные: Формирование умений работать с исторической картой. | 30 неделя |
| |||
Тема 14. Римская империя в первые века н.э. | |||||||||
61. | Соседи Римской империи. | Показывать на карте территорию расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | Рассказывать о исторических событиях, характеризовать образ жизни и верования германцев, предков славянских народов, Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, презентовать материал. | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам
Регулятивные: умение составлять простой план Коммуникативный: обмениваться в группе результатами поиска Познавательные: изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | 30 неделя |
| |||
62. | Рим при императоре Нероне. | Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н.э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версии о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. | Описывать условия жизни римлян при императоре Нероне, составлять его исторический портрет. Составлять рассказ от имени очевидца. | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем Регулятивные: планирование и организация деятельности Коммуникативный: планирование учебных действий Познавательные: уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону | 31 неделя |
| |||
63. | Первые христиане и их учение. | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказать о судьбе первых христиан в Риме. Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире. | Личностные: комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан Регулятивные: умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативный: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Познавательные: формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | 31неделя |
| |||
64. | Расцвет Римской империи во II в. | Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во втором веке. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность. | Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий, выявлять существенные признаки исторических событий. Извлекать информацию из нескольких источников, анализировать и обобщать факты. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные: формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты Коммуникативный: умение слушать и вступать в диалог Познавательные: постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | 32 неделя |
| |||
65. | Вечный город и его жители. Выходная диагностика
| Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора, об одном дне в Риме. | Описывать условия существования, образ жизни людей в «вечном городе», анализировать иллюстрационный материал. Работа в малых группах: составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой исторических памятников. | Личностные: развитие эстетического сознания Регулятивные: развитие эстетического сознания Коммуникативный: анализировать ответы одноклассников Познавательные: инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме | 32 неделя |
| |||
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | |||||||||
66. | Римская империя при Константине. | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в первом веке и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи . Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. | Характеризовать период правления Константина, составлять его исторический портрет, рассказывать о положении христиан, об основании новой столицы. Анализировать ответы одноклассников. | Личностные: умение выражать и отстаивать свою позицию Регулятивные: осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативный: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях | 33 неделя |
| |||
67. | Взятие Рима варварами. | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. | Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи. Работа в малых группах: проводить репортаж с места описываемых событий. | Личностные: оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей Регулятивные: организация самоконтроля и самооценивания Коммуникативный: интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем Познавательные: умение структурировать знания, строить речевые высказывания | 33 неделя |
| |||
68. | Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. | Показывать на карте этапы расширении границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты. | Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл основных понятий и терминов, описывать памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории. Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной Регулятивные: осознание учащимися качества и уровня усвоения Коммуникативный: планирование учебных действий Познавательные: рефлексия способов и условий действия | 34 неделя |
|
Список литературы
Основная литература
Экспертное заключение по результатам экспертизы рабочей программы
Предмет: история
Класс: 5
Количество часов: 68
Учитель:Балыкина Н,А
УМК : Поурочные разработки._________________________________________________
___________________________________________________________________________
Эксперты____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Цель – экспертиза соответствия рабочей программы ФКГСОО или ФГОС
Оценочный лист
№ | Критерии анализа | Количество баллов по критерию |
1 | Конкретность пояснительной записки | 1 2 3 4 5 |
2 | Наличие основных структурных элементов рабочей программы | 1 2 3 4 5 |
3 | Нормативно-правовая основа составления программы | 1 2 3 4 5 |
4 | Соответствие рабочей программы ФКГСОО (ФГОС), Учебному плану, Образовательной программе школы | 1 2 3 4 5 |
5 | Целеполагание (конкретность целей, чёткость задач, их системность и последовательность) | 1 2 3 4 5 |
6 | Структура содержания программы (определены основные разделы, темы и их содержание, время на их освоение) | 1 2 3 4 5 |
7 | Планируемые результаты (конкретно описаны, классифицируются по определённым критериям) | 1 2 3 4 5 |
8 | Диагностичность планируемых результатов (наличие системы диагностики, разнообразие форм диагностики) | 1 2 3 4 5 |
9 | Планирование повторения при подготовке к экзаменам (ЕГЭ, ГИА - 9, 11 классы) | 1 2 3 4 5 |
10 | Оценка надпредметной составляющей рабочей программы (направленность на развитие личностных и межпредметных результатов) | 1 2 3 4 5 |
11 | КТП соответствует содержанию программы | 1 2 3 4 5 |
12 | Эстетичность оформления | 1 2 3 4 5 |
13 | Итоговый балл |
|
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________________________________
Председатель экспертной группы_________________________________________________
Члены экспертной группы_______________________________________________________
______________________________________________________
«___»_________________2017г
Примечание
Интерпретация итогового балла:
45-60 баллов — рабочая программа соответствует ФКГСОО или ФГОС,
30-44 баллов — программа требует доработки,
менее 30 баллов — программа не соответствует требованиям.
«Рассмотрена» на методическом объединении учителей гуманитарного цикла,
«___»________2017г
Протокол заседания №____ от
Руководитель ________/______________/
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
____________ Н.П.Руденко
«__»_________ 2017 г.
Руководитель ________/______________/