Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Междуреченский агропромышленный колледж»
Рассмотрен на заседании методической комиссии и рекомендован к утверждению Руководитель МК____________ «____»___________ 2018г.
|
| Утверждаю Заместитель директора по УР
.__________ «____» ___________ 2018 г.
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2018 – 2019 учебный год
по дисциплине ОУД-04 История специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» для ___1____ курса, группы № __Д18-3
Преподаватель Мельников Николай Дмитриевич
Общее количество часов по учебному плану на дисциплину 176 час. В том числе: обязательная учебная нагрузка – 117 самостоятельная внеаудиторная нагрузка - 59
|
Распределение по семестрам
Курс | Номер семестра | Максимальная нагрузка работа | Самостоятельная внеаудиторная нагрузка | Обязательная аудиторная нагрузка | Учебные занятия | Число курсовых проектов (работ) | Консультации по курсовой работе | Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | |||||||
Аудиторные | |||||||||||||||
лекций, уроков | Семинаров | Контрольных работ | Лабораторных работ | Практических занятий |
|
|
| ||||||||
1курс | 1 |
|
| 52+30 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2 | 176 | 59 | 35 | 37 |
|
|
| 80 |
|
|
| ||||
2курс | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3курс | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Итого |
| 176 | 59 | 117 | 37 |
|
|
| 80 |
|
| Экзамен |
Составлен в соответствии с рабочей программой, одобренной методической комиссией __________________________________
«___» _________ 2018 г., обновленной «___» _________ 2018 г.
Протокол № от «___» __________ 2018 г. Руководитель методической комиссии _____________________/Илясова С.В._____________________
СОГЛАСОВАНО:
«_____»_________ 2018г
Календарно - тематический план на 2018-2019 учебный год
Специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение» группа Д18-3 предмет «История» 176 макс, в т.ч. 59-самост, 117-обяз, (37/80) 1 курс, 1 семестр-52 (+ 30 час), 2 семестр-65( - 30 час), экзамен (Перебросили со 2 полугодия 30 часов)
№ урока, занятия | Раздел, тема. | Кол-во часов | дата проведения | корректировка | Формируемые основные понятия | Форма аудиторной деятельности | Формы и виды текущего контроля | Дидактический материал | ||||||||||||||||
Аудиторная нагрузка | Самостоятельная внеаудиторная нагрузка | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||||||
1-2 | Введение. История России - часть всемирной истории | 2 |
| 01.09.18 | | Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Вспомогательные исторические дисциплины. Историческое событие и исторический факт. Концепции исторического развития (формационная, цивилизационная, их сочетание). Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории. | Обзорная лекция |
| проектор, | |||||||||||||||
| Раздел I.ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 час) | |||||||||||||||||||||||
3 | Периодизация истории | 1 |
| 05.09.18 |
| Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Источники знаний о древнейшем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида. | Лекция - информация |
|
| |||||||||||||||
4 | Древнейшая стадия истории человечества | 1 |
| 05.09.18 |
| Палеолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. Родовая община. Формы первобытного брака. Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности первобытной религии и искусства. Археологические памятники палеолита на территории России. Практические занятия Археологические памятники палеолита на территории России. Неолитическая революция и ее последствия. Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. Прародина производящего хозяйства. Последствия неолитической революции. Древнейшие поселения земледельцев и животноводов. Появление ремесла и торговли. Начало формирования народов. Индоевропейцы и проблема их прародины. Эволюция общественных отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы племен. Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности. Практическое занятие Неолитическая революция на территории современной России. | Практическое занятие | Устный опрос | карта , проектор, | |||||||||||||||
| Раздел 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 час
| |||||||||||||||||||||||
5 | Государства Древнего Востока | 1 |
| 06.09.18 |
| Древнейшие государства. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Специфика древнеегипетской цивилизации. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. | Лекция-информация | Устный опрос | карта, проектор, | |||||||||||||||
6 | Особенности цивилизаций Древнего мира |
|
| 06.09.18 |
| Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. Великие державы Древнего Востока.
| Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
7-8 | Цивилизации Древней Греции и Рима | 2 |
| 10.09.18 |
| Древняя Греция. Особенности географического положения и природы Греции. Развитие демократии в Афинах. Спарта и ее роль в истории Древней Греции. Греко-персидские войны, их ход, результаты, последствия. Расцвет демократии в Афинах. Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты. Эллинистические государства — синтез античной и древневосточной цивилизации. Древний Рим. Рождение Римской республики и особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания. Превращение Римской республики в мировую державу. Система управления в Римской республике. Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спартака. | Практическое занятие | Устный опрос | карта, учебник | |||||||||||||||
9 | Культурно-религиозное наследие античной цивилизации | 1 |
| 14.09.18 |
| Достижения культуры Древней Греции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство. Античная культура как фундамент современной мировой культуры. Религиозные представления древних греков и римлян. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры.Практическое занятие:Культурно-религиозное наследие античной цивилизации | Семинар | Подготовка устных сообщений с последующим обсуждением |
| |||||||||||||||
| Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений по теме: -Церковь в эпоху средневековья; -Крестовые походы и их влияние на культуру европейских стран; |
| 5 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| Раздел 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА 9 час | |||||||||||||||||||||||
10 | Великое переселение народов | 1 |
| 14.09.18 |
| Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Варвары и их вторжения на территорию Римской империи. Крещение варварских племен. Варварские королевства, особенности отношений варваров и римского населения в различных королевствах. Синтез позднеримского и варварского начал в европейском обществе раннего Средневековья. Варварские правды. | Практическое занятие | Устный опрос | карта проектор, | |||||||||||||||
11 | Рождение исламской цивилизации | 1 |
| 15.09.18 |
| Возникновение ислама. Арабские завоевания. Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания | Лекция-информация | Устный опрос | карта, проектор, учебник, информация из интернет. | |||||||||||||||
12 | Основы мусульманского вероучения
| 1 |
| 15.09.19 |
| Основы мусульманского вероучения. Мусульмане и христиане. Халифат Распад халифата. Культура исламского мира. Архитектура, каллиграфия, литература. Развитие науки. Арабы как связующее звено между культурами античного мира и средневековой Европы. | Практическое занятие | Подготовка устных сообщений с последующим обсуждением |
| |||||||||||||||
13 | Византийская империя | 1 |
| 18.09.18 |
| Территория Византии. Византийская империя: власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане. Попытка восстановления Римской империи. Кодификация права. Византия и славяне, славянизация Балкан. Принятие христианства славянскими народами. Византия и страны Востока. Турецкие завоевания и падение Византии. Культура Византии. Сохранение и переработка античного наследия. Искусство, иконопись, архитектура. Человек в византийской цивилизации. Влияние Византии на государственность и культуру России. | Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
14 | Принятие христианства славянскими народами | 1 |
| 18.09.18 |
| Византия и славяне, славянизация Балкан. Принятие христианства славянскими народами. Византия и страны Востока. | Практическое занятие | Подготовка устных сообщений с последующим обсуждением |
| |||||||||||||||
15 | Восток в средние века | 1 |
| 22.09.18 |
| Восток в Средние века. Средневековая Индия. Ислам в Индии. Делийский султанат. Культура средневековой Индии. Особенности развития Китая. Административно- бюрократическая система. Империи Суй, Тан. Монголы. Чингисхан. Монгольские завоевания, управление державой. Распад Монгольской империи. Империя Юань в Китае. Свержение монгольского владычества в Китае, империя Мин. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Становление и эволюция государственности в Японии. Самураи. | Практическое занятие | Подготовка устных сообщений с последующим обсуждением |
| |||||||||||||||
16 | Светская и духовная власть в Западной Европе | 1 |
| 22.09.18 |
| Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное землевладение, вассально-ленные отношения. Причины возникновения феодализма. Структура и сословия средневекового общества. Крестьяне, хозяйственная жизнь, крестьянская община. Феодалы. Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура. | Практическое занятие | Тестирование |
| |||||||||||||||
17 | Повседневная жизнь горожан в Средние века | 1 |
| 25.09.18 |
| Повседневная жизнь горожан в Средние века Средневековый западноевропейский город. Города Средневековья, причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры. Городские республики. Ремесленники и цехи. Социальные движения. Повседневная жизнь горожан. Значение средневековых городов. | Практическое занятие | Сообщения |
| |||||||||||||||
18 | Крестовые походы, их последствия.
| 1 |
| 25.09.18 |
| Крестовые походы. Христианская церковь в Средневековье. Церковная организация и иерархия. Усиление роли римских пап. Разделение церквей, католицизм и православие. Духовенство, монастыри, их роль в средневековом обществе. Клюнийская реформа, монашеские ордена. Борьба пап и императоров Священной Римской империи. Папская теократия. Крестовые походы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распространения. Инквизиция. Упадок папства. | Практическое занятие | Составление карты-схемы |
| |||||||||||||||
| Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений: - Представления о мире и человеке в Средние века. -Природа, Бог, космос и чудо в средневековой картине мира. - Представления об аде, рае. Идея чистилища. -Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.
|
| 5 |
|
|
|
| Устный опрос, оценка качества устных сообщений обучающихся | информация из интернет. | |||||||||||||||
| Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству 10 часов
| |||||||||||||||||||||||
19 | Образование Древнерусского государства | 1 |
| 25.09.18 |
| Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. | Лекция-информация |
| карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
20 | Крещение Руси | 1 |
| 25.09.18 |
| Крещение Руси и его значение. Начало правления князя Владимира Святославича. Организация защиты Руси от кочевников. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности. | Практическое занятие | Устный опрос | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
21 | Социально-экономическое развитие Древней Руси | 1 |
| 26.09.18 |
| Общество Древней Руси. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. .Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.
| Практическое занятие | Подготовка, заслушивание и обсуждение сообщений | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
22 | Политическая раздробленность Руси | 1 |
| 26.09.18 |
| Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро- Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель. | Практическое занятие | Работа с контурной картой | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
23 | Владимиро-Сузда Льс льское княжество
| 1 |
| 03.10.18 |
| Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро- Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель. | Практическое занятие | Подготовка сообщений |
| |||||||||||||||
24 | Зарождение русской цивилизации | 1 |
| 03.10.18 |
| Древнерусская культура. Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Былинный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Развитие местных художественных школ.
| Семинар | Подготовка сообщений | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
25-26 | Монгольское нашествие на Русь | 2 |
| 04.10.18 |
| Монгольское завоевание и его последствия. Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. . | л Комбинированный урок | Устный опрос | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
27 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 |
| 10.10.18 |
| Начало возвышения Москвы. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение. | Практическое занятие | Подготовка сообщений | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
28 | Образование единого Русского государства. | 1 |
| 10.10.18 |
| Образование единого Русского государства. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Автокефалия Русской православной церкви. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Войны с Казанью, Литвой, Ливонским орденом и Швецией. Образование единого Русского государства и его значение. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба России. Система землевладения. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы.
| Практическое занятие | Устный опрос | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
Раздел 5. Россия в XVI—XVII веках: от великого княжества к царству 6 часов | ||||||||||||||||||||||||
29 | Образование русского централизованного государства | 1 |
| 11.10.18 |
| Образование единого Русского государства. Россия в правление Ивана Грозного. Россия в период боярского правления. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. Укрепление армии. Стоглавый собор. | Практическое занятие | тестирование |
| |||||||||||||||
30 | Правление Ивана Грозного | 1 |
| 11.10.18 |
| Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян. Практическое занятие Опричнина, споры о ее смысле.
| Лекция-информация | Устный опрос | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
31 | Смутное время на Руси | 1 |
| 12.10.18 |
| Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Практическое занятие Окончание Смуты и возрождение российской государственности. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
32 | Начало династии Романовых | 1 |
| 12.10.18 |
| Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
33-34 | Культура и быт России в 14-16 веках | 2 |
| 15.10.18 |
| Культура Руси конца XIII—XVII веков. Культура XIII—XV веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И.Федоров). Публицистика. Зодчество (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Практическое занятие Культура России XVII века. | семинар | Устный опрос | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
| Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений по теме: - Литература, живопись, архитектура 15-16 веков; -«Домострой»; -Социальная роль женщины в 16 веке; - Быт и нравы в эпоху Ивана Грозного; - Просвещение в 16 веке |
| 5 |
|
|
|
|
| информация интернет. | |||||||||||||||
| Раздел 6. Страны Запада и Востока В XVI -XVIII ВВ. 9 час
| |||||||||||||||||||||||
35 | Страны Запада и Востока в ХVI—ХVШ веке. | 1 |
| 17.10.18 |
| Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Новые формы организации производства. Накопление капитала. Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство. Революции в кораблестроении и военном деле. Совершенствование огнестрельного оружия. Развитие торговли и товарно-денежных отношений. Революция цен и ее последствия. | Лекция-информация | Устный опрос |
| |||||||||||||||
36 | Великие географические открытия. | 1 |
| 17.10.18 |
| . Великие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х. Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.
| Семинар | Подготовка и заслушивание сообщений с обсуждением | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
37 | Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. | 1 |
| 18.10.18 |
| Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Великие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х. Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.
| Практическое занятие | Работа над составлением плана ответа | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
38 | Эпоха Возрождения | 1 |
| 18.10.18 |
| Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Ввозрождения. Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления культуры Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности. Идеи гуманизма в Северной Европе. Влияние гуманистических идей в литературе, искусстве и архитектуре. Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран Северного Возрождения. Практическое занятие Высокое Возрождение в Италии.
| семинар | Подготовка и заслушивание сообщений с обсуждением | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
39 | Установление абсолютизма в Западной Европе | 1 |
| 18.10.18 |
| Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм как общественно- политическая система. Абсолютизм во Франции. Религиозные войны и правление Генриха IV. Франция при кардинале Ришелье. Фронда. Людовик XIV — «король-солнце». Абсолютизм в Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII—XVIII веках. Англия в эпоху Тюдоров. Превращение Англии в великую морскую державу при Елизавете I. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. «Просвещенный абсолютизм», его значение и особенности в Пруссии, при монархии Габсбургов.
| Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
40 | Война за независимость и образование США. | 1 |
| 18.10.18 |
| Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. Начало освободительного движения. Декларация независимости США. Образование США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах. | Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
41 | Война за независимость как первая буржуазная революция в США.
| 1 |
| 23.10.18 |
| Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость. Начало освободительного движения. Декларация независимости США. Образование США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
42 | Французская революция конца XVIII века. | 1 |
| 23.10.18 |
| Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституционалисты, жирондисты и якобинцы. Конституция 1791 года. Начало революционных войн. Свержение монархии и установление республики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. От термидора к брюмеру. Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Международное значение революции. | Комбинированный урок |
|
| |||||||||||||||
43 | Якобинская диктатура.
| 1 |
| 24.10.18 |
| Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституционалисты, жирондисты и якобинцы. Конституция 1791 года. Начало революционных войн. Свержение монархии и установление республики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. От термидора к брюмеру. Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Международное значение революции. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| Раздел 7. Россия в конце ХVII – ХVIII веков: от царства к империи 8 часов
| |||||||||||||||||||||||
44 | Россия при Петре Великом | 1 |
| 24.10.18 |
| Россия в эпоху петровских преобразований. Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Стрелецкое восстание. Правление царевны Софьи. Крымские походы В. В. Голицына. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Первые преобразования. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики. Политика протекционизма и меркантилизма. Подушная подать. Введение паспортной системы. Социальные движения. Восстания в Астрахани, на Дону. Итоги и цена преобразований Петра Великого. Практическое занятие Итоги и цена преобразований Петра Великого | Лекция-информация | Устный опрос | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
45 | Итоги и цена преобразований Петра Великого.
| 1 |
| 27.10.18 |
| Итоги и цена преобразований Петра Великого. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
46 | Россия в период дворцовых переворотов | 1 |
| 27.10.18 |
| Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Русско-турецкая война 1735 —1739 годов. Участие России в Семилетней войне. Короткое правление Петра III. | Лекция-информация | Устный опрос | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
47 | Присоединение и освоение Крыма и Новороссии.
| 1 |
| 29.10.18 |
| Присоединение и освоение Крыма и Новороссии.
| Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
48 | Расцвет дворянской империи | 1 |
| 29.10.18 |
| . Короткое правление Петра III. Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I, его свержение. | Практическое занятие |
| карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
49 | Успехи внешней политики во второй половине 18 века | 1 |
| 1.11.18 |
| Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны и их итоги. Великие русские полководцы и флотоводцы (П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков). Присоединение и освоение Крыма и Новороссии; Г.А.Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф. Ф. Ушакова. Практическое занятие Присоединение и освоение Крыма и Новороссии. | Практическое занятие | Устный опрос | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
50-51 | Культура, духовная жизнь и быт в 18 веке. | 2 |
| 1.11.18
1 час 02.11.18 |
| Русская культура XVIII века. Нововведения в культуре петровских времен. Просвещение и научные знания (Ф.Прокопович. И.Т.Посошков). Литература и искусство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Культура и быт России во второй половине XVIII века. Становление отечественной науки; М.В.Ломоносов. Исследовательские экспедиции. Историческая наука (В. Н. Татищев). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Общественная мысль (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Литература: основные направления, жанры, писатели (А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). | семинар | Устный опрос, оценка качества устных сообщений обучающихся | информация из интернет | |||||||||||||||
| Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений по теме: -Личность Петра Великого; -Полководческое искусство А.В. Суворова (по выбору : Ф.Ф.Ушакова) -Быт русского народа в 18 веке
|
| 10 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| Раздел 8. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 4 часа | |||||||||||||||||||||||
52 | Промышленный переворот в Англии и его последствия. (1 полугодие) | 1 |
| 02.11.18
1 полугод |
| Промышленный переворот и его последствия. Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения. Технический переворот в промышленности. От мануфактуры к фабрике. Машинное производство. Появление новых видов транспорта и средств связи. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Экономическое развитие Англии и Франции в Х!Х веке. Конец эпохи «свободного капитализма». Концентрация производства и капитала. Монополии и их формы. Финансовый капитал. Роль государства в экономике.
| Обзорная лекция | Устный опрос | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
53 | Крымская (Восточная) война и ее последствия | 1 |
| 3.12.18 |
| Священный союз. Восточный вопрос и обострение противоречий между европейскими державами. Крымская (Восточная) война и ее последствия. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
54 | Политическое развитие стран Европы и Америки | 1 |
| 3.12.18 |
| Политическое развитие стран Европы и Америки. Пути объединения национальных государств: Италии, Германии. Социально-экономическое развитие США в конце XVIII — первой половине XIX века. Истоки конфликта Север — Юг. Президент А. Линкольн. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны. | Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
55 | Гражданская война в США | 1 |
| 5.12.18 |
| Гражданская война в США. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
Раздел 9.Процесс модернизации в традиционных обществах Востока 2 часа |
|
| ||||||||||||||||||||||
56-57 | Колониализм и кризис «традиционного общества» Востока | 2 |
| 5.12.18
1 час! 6.12.18 |
| Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.
| Практическое занятие | Устный опрос | Учебник, информация из интернет | |||||||||||||||
| Раздел 10. РОССИЯ империя В ХIХ ВЕКЕ 12 часов | |||||||||||||||||||||||
58 | Россия в начале 19 века | 1 |
| 6.12.18 |
| Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М.М.Сперанского. Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 года и его последствия. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816 —1825 годах. Аракчеевщина. Военные поселения.
| Лекция-информация | Устный опрос | Индивидуальные логические задания | |||||||||||||||
59 | Начало Отечественной войны 1812 года | 1 |
| 7.12.18 |
| . Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др Патриотический подъем; дубина народной войны; Полководческий талант М.И.Кутузова;
| Лекция-информация | сообщения обучаемых | карта , проектор, | |||||||||||||||
60-61 | Отечественная война 1812 года | 2 |
| 7.12.18 1 час 11.12.18 |
| Причины победы России в Отечественной войне 1812 года Заграничный поход русской армии 1813 —1814 годов. Венский конгресс. Роль России в европейской политике в 1813 —1825 годах. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816 —1825 годах. Закулисные интриги Заграничный поход Решения Венского конгресса | Комбинированный урок | Устный опрос, заслушивание сообщений | карта проектор, у | |||||||||||||||
62 | Выступление декабристов | 1 |
| 11.12.18 |
| Движение декабристов. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. | Семинар | Составление таблицы | проектор, | |||||||||||||||
63 | Общественная жизнь России при Николае 1. | 1 |
| 11.12.18 |
| Внутренняя политика Николая I. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально- экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крымская война. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. | Лекция-информация | Заслушивание сообщений | информация из интернет | |||||||||||||||
64 | Начало промышленного переворота в Росси и его экономические и социальные последствия | 1 |
| 11.12.18 |
| . Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Политика в области образования. Теория официальной народности (С. С. Уваров). | Урок - практикум | Заслушивание сообщений |
| |||||||||||||||
65-66 | Золотой век русской культуры | 2 |
| 13.12.18 |
|
Практическое занятие Золотой век русской литературы. | Семинар | оценка качества устных сообщений обучающихся | информация из интернет | |||||||||||||||
67 | Накануне отмены крепостного права | 1 |
| 14.12.18 |
| Россия после Крымской войны. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Разработка проекта реформы в Редакционных комиссиях. Подготовка крестьянской реформы. Противостояние политических сил общества | Лекция-информация | Устный опрос | аналитическая работа с документом, | |||||||||||||||
68 | Отмена крепостного права в России | 1 |
| 14.12.18 |
| Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. | Лекция-информация | Устный опрос | аналитическая работа с документом, | |||||||||||||||
69 | Государственные преобразования 60-х -70-х годов 19 века | 1 |
|
|
| Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860 — 1870-х годов. | Практическое занятие | Устный опрос | Индивидуальные логические задания | |||||||||||||||
Раздел 11. От новой истории к новейшей 9 часов | ||||||||||||||||||||||||
70 | Мир в начале ХХ века. | 1 |
|
|
| Мир в начале ХХ века. Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков в Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними. Военно-политические планы сторон. Гонка вооружений. Балканские войны. Подготовка к большой войне. Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы. Реформизм в деятельности правительств. Влияние достижений научно-технического прогресса.
| Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
71 | Промышленность и транспорт в пореформенной России | 1 |
|
|
| Экономическое развитие во второй половине XIX века. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Русско-японская война 1904 —1905 годов Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. | Семинар | Подготовка устных сообщений | карта проектор, | |||||||||||||||
72 | Революция 1905 —1907 годов в России. | 1 |
|
|
| Причины революции. «Кровавое воскресенье» и начало революции. Развитие революционных событий и политика властей. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Легальные политические партии. Опыт российского парламентаризма 1906 —1917 годов: особенности парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах. | Практическое занятие | Устный опрос | карта, проектор, учебник | |||||||||||||||
73 | Россия в период столыпинских реформ. | 1 |
|
|
| . П. А. Столыпин как государственный деятель. Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. П. А. Столыпин и III Государственная дума. Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы. Другие реформы и их проекты. Экономический подъем. Политическая и общественная жизнь в России в 1910— 1914 годы. Обострение внешнеполитической обстановки. | Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
74 | Серебряный век русской культуры | 1 |
|
|
| Серебряный век русской культуры. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Сборник «Вехи». Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм, его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка. | Семинар | оценка качества устных сообщений обучающихся | карта, проектор, информация интернет. | |||||||||||||||
75 | Первая мировая война | 1 |
|
|
| Первая мировая война. Боевые действия 1914 —1918 годов. Особенности и участники войны. Начальный период боевых действий (август— декабрь 1914 года). Восточный фронт и его роль в войне. Успехи и поражения русской армии. Переход к позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915 — 1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Боевые действия в Африке и Азии. Вступление в войну США и выход из нее России. Боевые действия в 1918 году. Поражение Германии и ее союзников.
| Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
76 | Февральская революция в России | 1 |
|
|
| От Февраля к Октябрю. Причины революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Вопросы о войне и земле. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина и программа партии большевиков о переходе от буржуазного этапа революции к пролетарскому (социалистическому). Причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства. Конец двоевластия. На пороге экономической катастрофы и распада: Россия в июле — октябре 1917 года. Деятельность А. Ф. Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л. Г. Корнилова и его провал. | Практическое занятие | Составление хроники событий |
| |||||||||||||||
77 | Октябрьская революция в России и ее последствия. | 1 |
|
|
| События 24 — 25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным. Союз большевиков и левых эсеров. Установление власти Советов в основных регионах России. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование новых органов власти. Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии. Отношение большевиков к созыву Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного собрания. Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года. Советско-германские переговоры и заключение Брестского мира, его условия, экономические и политические последствия. Разрыв левых эсеров с большевиками, выступление левых эсеров и его разгром. Установление однопартийного режима. | Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
78 | Россия в годы гражданской войны
| 1 |
|
|
| Гражданская война в России. Причины Гражданской войны. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы участия иностранных государств в Гражданской войне. | Семинар | оценка качества устных сообщений обучающихся |
| |||||||||||||||
| Раздел 12. Между мировыми войнами 10 часов | |||||||||||||||||||||||
79 | Европа и США | 1 |
|
|
| Европа и США. Государственное регулирование экономики и социальных отношений. «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта и его результаты. | Обзорная лекция |
|
| |||||||||||||||
80 | Недемократические режимы в начале 20 века | 1 |
|
|
| Рост фашистских движений в Западной Европе. Захват фашистами власти в Италии. Режим Муссолини в Италии. Победа нацистов в Германии. А. Гитлер — фюрер германского народа. Внутренняя политика А. Гитлера, установление и функционирование тоталитарного режима, причины его устойчивости. Авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и национальные особенности. Создание и победа Народного фронта во Франции, Испании. Реформы правительств Народного фронта. Гражданская война в Испании. Помощь СССР антифашистам. Причины победы мятежников. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
81 | Новая экономическая политика в Советской России | 1 |
|
|
| Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Политическая жизнь в 1920-е годы. | Лекция - информация |
|
| |||||||||||||||
82 | Образование СССР | 1 |
|
|
| Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти. Укрепление позиций страны на международной арене. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
83 | Советская модель модернизации
| 1 |
|
|
| Индустриализация и коллективизация в СССР. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве. Советская модель модернизации. Начало индустриализации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты.
| Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
84 | Культ вождя | 1 |
|
|
| Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Стахановское движение. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года.
| Семинар |
|
| |||||||||||||||
85 | СССР в предвоенные годы | 1 |
|
|
| Советская модель модернизации. Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Стахановское движение. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года.
| Лекция-информация | Устный опрос, оценка качества устных сообщений обучающихся | карта, проектор, информация интернет. | |||||||||||||||
86-87 | «Культурная рево- люция»: задачи и напра вления
| 2 |
|
|
| Советская культура в 1920— 1930-е годы. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Культурное разнообразие 1920-х годов. Идейная борьба среди деятелей культуры. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Достижения литературы и искусства. Развитие кинематографа. Введение обязательного начального преподавания. Восстановление преподавания истории. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Развитие советской науки. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
| Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений по теме: -Россия в Первой мировой войне. -Почему победили красные? -СССР и Германия в 30-е годы. |
| 10 |
|
|
| Сообщение | сообщение | информация интернет. | |||||||||||||||
| Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война (8 часов) | |||||||||||||||||||||||
88 | Вторая мировая война: причины, ход, значение | 1 |
|
|
| Накануне мировой войны. Мир в конце 1930-х годов: три центра силы. Нарастание угрозы войны. Политика «умиротворения» агрессора и переход Германии к решительным действиям. Англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне.
| Лекция-информация | Устный опрос | карта, проектор, | |||||||||||||||
89 | Первый период Второй мировой войны | 1 |
|
|
| Бои на Тихом океане. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции. Оккупация и подчинение Германией стран Европы. Битва за Англию. Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины, Советско-финляндская война, Советизация прибалтийских республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941 — 1945 годах. | Практическое занятие | Устный опрос | карта, учебник | |||||||||||||||
90 | Историческое значение Московской битвы
| 1 |
|
|
| Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы. | Семинар | Заслушивание сообщений, обсуждение |
| |||||||||||||||
91 | Второй период Второй мировой войны | 1 |
|
|
| Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Военные действия в Северной Африке. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции глав союзных держав и их решения. Курская битва и завершение коренного перелома. Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. | Семинар |
|
| |||||||||||||||
92 | Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. | 1 |
|
|
| Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Военные действия в Северной Африке. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции глав союзных держав и их решения. | Семинар |
|
| |||||||||||||||
93 | Курская битва и завершение коренного перелома | 1 |
|
|
| Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции глав союзных держав и их решения. Курская битва и завершение коренного перелома. Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. | Семинар |
|
| |||||||||||||||
94-95 | Решающая роль СССР в разгроме нацизма | 2 |
|
|
| Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов | Семинар | Устный опрос, дискуссия | карта ПК, проектор, учебник. | |||||||||||||||
| Самостоятельная внеаудиторная деятельность. -«Если завтра война…»: была ли страна готова к отражению агрессии? -Тыл в годы войны; -Движение Сопротивления. - Полководцы Отечественной. -Восстановление разрушенного в послевоенный период; -ГУЛАГ в системе советской экономики; -Апогей культа личности И.В.Сталина; |
| 10 |
|
|
|
|
| информация из интернет. | |||||||||||||||
| Раздел 14. Мир во второй половине XX - начале XX! в. 7 часов | |||||||||||||||||||||||
96 | Послевоенное устройство мира | 1 |
|
|
| Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конференции. Создание ООН и ее деятельность. Раскол антифашистской коалиции. Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ. Особая позиция Югославии. Формирование двухполюсного (биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений.
| Лекция-информация | Устный опрос | карта, проектор, | |||||||||||||||
97 | Послевоенное восстановление стран Западной Европы | 1 |
|
|
| Создание ООН и ее деятельность. Ведущие капиталистические страны. Превращение США в ведущую мировую державу. Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США. Развитие научно-технической революции. Основные тенденции внутренней и внешней политики США. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ. Падение авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия. Особенности развития Японии. | Практическое занятие | Устный опрос | политическая карта , проектор, | |||||||||||||||
98 | Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века | 1 |
|
|
| Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века. Объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах. «Шоковая терапия» и социальные последствия перехода к рынку. Восточная Европа в начале ХХ века. | Лекция-информация | Устный опрос, оценка качества устных сообщений обучающихся | политическая карта , проектор, информация из интернет. | |||||||||||||||
99 | Кубинская революция | 1 |
|
|
| Кубинская революция. | Семинар |
|
| |||||||||||||||
100 | Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе | 1 |
|
|
| Образование КНР. Мао Цзэдун. «Большой скачок», народные коммуны и «культурная революция» в КНР. Реформы в Китае. Дэн Сяопин. Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе. | Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
101 | Распад колониальной системы | 1 |
|
|
| Крушение колониальной системы. Освобождение от колониальной зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии). Деколонизация Африки. Освобождение Анголы и Мозамбика. Падение режима апартеида в ЮАР. Основные проблемы освободившихся стран. Социалистический и капиталистический пути развития. Поиск путей модернизации. «Азиатские тигры». Основы ускоренного экономического роста. Исламская революция в Иране. Вторжение войск западной коалиции в Ирак. «Арабская весна», ее причины и последствия. | Практическое занятие |
| политическая карта, проектор, учебник. | |||||||||||||||
102 | Глобализация и национальные культуры в конце ХХ — начале ХХ! века
| 1 |
|
|
| Глобализация и национальные культуры в конце ХХ — начале ХХ! века. | Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
| Раздел 15. Апогей и кризис советской системы в 1945-1991гг. 8 часов | |||||||||||||||||||||||
103 | СССР в послевоенный период Восстановление хозяйства | 1 |
|
|
| СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Конверсия, возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Голод 1946 года. Послевоенное общество, духовный подъем людей. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Власть и общество. Репрессии. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов. Практическое занятие Послевоенное советское общество, духовный подъем людей. | Практическое занятие | Устный опрос | карта, проектор, учебник. | |||||||||||||||
104 | Советский Союз в период частичной либерализации режима. |
1
|
|
|
| СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Достижения в промышленности. Ситуация в сельском хозяйстве. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Социальная политика; жилищное строительство. Усиление негативных явлений в экономике. Выступления населения. Практическое занятие XX съезд КПСС и его значение. | Семинар | Устный опрос | карта, проектор, учебник. | |||||||||||||||
105 | XX съезд КПСС и его значение. | 1 |
|
|
| XX съезд КПСС и его значение. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
106 | СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов. | 1 |
|
|
| СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. Противоречия внутриполитического курса Н.С.Хрущева. Причины отставки Н.С.Хрущева. Л.И.Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Усиление позиций партийно- государственной номенклатуры. Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Социальная политика, рост благосостояния населения. Причины усиления недовольства. СССР в системе международных отношений. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности. Участие СССР в военных действиях в Афганистане. | Лекция-информация | Устный опрос | политическая карта, проектор, учебник. | |||||||||||||||
107 | Теория развитого социализма | 1 |
|
|
| Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат» | Урок-дискуссия | Устный опрос | политическая карта, проектор, учебник. | |||||||||||||||
108 | СССР в период перестройки. | 1 |
|
|
| СССР в годы перестройки. Предпосылки перемен. М.С.Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. Причины нарастания проблем в экономике. Экономические реформы, их результаты. Разработка проектов приватизации и перехода к рынку. Реформы политической системы. Изменение государственного устройства СССР. Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании. Власть и церковь в годы перестройки. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий | Лекция-информация | Устный опрос | политическая карта, проектор, учебник. | |||||||||||||||
109 | Распад СССР | 1 |
|
|
| Образование политических партий и движений. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР. | Лекция-информация | Письменная работа |
| |||||||||||||||
110 | Политика гласности и ее последствия | 1 |
|
|
| Политика гласности в СССР и ее последствия. Развитие советской культуры (1945 —1991 годы). Развитие культуры в послевоенные годы. | Урок-дискуссия |
|
| |||||||||||||||
| Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений по теме: -Карибский кризис и его последствия; -Диссидентское движение 80-х годов; -Культурная жизнь общества. «Оттепель» |
| 5 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| Раздел 16. Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков. 6 часов | |||||||||||||||||||||||
111 | Начало кардинальных перемен в стране | 1 |
|
|
| Формирование российской государственности. Изменения в системе власти. Б.Н.Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б. Н. Ельцина. | Лекция-информация |
|
| |||||||||||||||
112 | Российская Федерация в конце 20 века-начале 21 века | 1 |
|
|
| Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы в начале XXI века. Роль государства в экономике. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Президентские выборы 2008 года. Президент России Д. А. Медведев. Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Президентские выборы 2012 года. Разработка и реализация планов дальнейшего развития России. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 года. Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. | Лекция-информация | Устный опрос | политическая карта, проектор, учебник. | |||||||||||||||
113 | Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты.
| 1 |
|
|
| Принятие Конституции России 1993 года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Развитие экономики и социальной сферы в начале XXI века. Роль государства в экономике. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. | Практическое занятие |
|
| |||||||||||||||
114 | Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. | 1 |
|
|
| Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. | Урок-дискуссия |
|
| |||||||||||||||
115 | Итоговое повторение по теме: РФ в 1990-х - начале 20 века | 1 |
|
|
| | Урок контроля знаний |
|
| |||||||||||||||
116-117 | зачет |
|
|
|
|
| зачет |
|
| |||||||||||||||
| Самостоятельная внеаудиторная деятельность по подготовке к зачету |
| 9 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| Всего максим. – 176 (в том числе 59 сам.) 117-обяз. в т.ч. 37лекций, 80-практ. | 117 | 59 |
|
|
|
|
|
|
Составитель Мельников Н.Д.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Происхождение человека: дискуссионные вопросы.
Начало цивилизации.
Древний Восток и Античность: сходство и различия.
Феномен западноевропейского Средневековья
Восток в Средние века.
Основы российской истории.
Происхождение Древнерусского государства.
Русь в эпоху раздробленности.
Возрождение русских земель (XIV—XV века).
Рождение Российского централизованного государства.
Смутное время в России.
Россия в XVII веке: успехи и проблемы.
Наш край с древнейших времен до конца XVII века.
Истоки модернизации в Западной Европе.
Революции XVII—XVIII веков как порождение модернизационных процессов.
Страны Востока в раннее Новое время.
Становление новой России (конец XVII — начало XVIII века).
Россия XVIII века: победная поступь империи.
Наш край в XVIII веке.
Рождение индустриального общества.
Восток и Запад в XIX веке: борьба и взаимовлияние.
Отечественная война 1812 года.
Россия XIX века: реформы или революция.
Наш край в XIX веке.
Мир начала XX века: достижения и противоречия.
Великая российская революция.
Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.
Советский вариант модернизации: успехи и издержки.
Наш край в 1920 — 1930-е годы
Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.
Великая Отечественная война: значение и цена Победы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
Конец колониальной эпохи.
СССР: триумф и распад.
Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.
Российская Федерация и глобальные вызовы современности.
Наш край на рубеже ХХ—ХХ! веков.
Объяснить понятия и термины:
Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис
Объяснить понятия и термины:
Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис
Объяснить понятия и термины:
Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис
Объяснить понятия и термины:
Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис
Объяснить понятия и термины:
Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис
Объяснить понятия и термины:
Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис
Объяснить понятия и термины:
Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;
Объяснить термины и понятия:
Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;