«Осенний фестиваль знаний 2024»

Календарно-тематический план по предмету История для СПО

по дисциплине ОУД-04 История специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» для 1 курса

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Междуреченский агропромышленный колледж»


Рассмотрен на заседании

методической комиссии

и рекомендован к утверждению

Руководитель МК____________

«____»___________ 2018г.



Утверждаю

Заместитель директора по УР


.__________

«____» ___________ 2018 г.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2018 – 2019 учебный год


по дисциплине ОУД-04 История

специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» для ___1____ курса, группы № __Д18-3


Преподаватель Мельников Николай Дмитриевич


Общее количество часов по учебному плану на дисциплину 176 час.

В том числе: обязательная учебная нагрузка – 117

самостоятельная внеаудиторная нагрузка - 59

Распределение по семестрам

Курс

Номер семестра

Максимальная нагрузка работа

Самостоятельная внеаудиторная нагрузка

Обязательная аудиторная нагрузка

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ)

Консультации по курсовой работе

Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Аудиторные

лекций, уроков

Семинаров

Контрольных работ

Лабораторных работ

Практических занятий




1курс

1



52+30









2

176

59

35

37




80




2курс

3












4












3курс

5













6












Итого


176

59

117

37




80



Экзамен

Составлен в соответствии с рабочей программой, одобренной методической комиссией __________________________________

«___» _________ 2018 г., обновленной «___» _________ 2018 г.

Протокол № от «___» __________ 2018 г. Руководитель методической комиссии _____________________/Илясова С.В._____________________

СОГЛАСОВАНО:

«_____»_________ 2018г


Календарно - тематический план на 2018-2019 учебный год

Специальность «Документационное обеспечение управления и архивоведение» группа Д18-3 предмет «История» 176 макс, в т.ч. 59-самост, 117-обяз, (37/80) 1 курс, 1 семестр-52 (+ 30 час), 2 семестр-65( - 30 час), экзамен (Перебросили со 2 полугодия 30 часов)

№ урока, занятия

Раздел, тема.

Кол-во часов

дата проведения

корректировка

Формируемые основные понятия

Форма аудиторной деятельности

Формы и виды текущего контроля

Дидактический материал

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная внеаудиторная нагрузка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-2

Введение. История России - часть всемирной истории

2


01.09.18


Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исто­рические источники, их виды, основные методы работы с ними. Вспомогательные исторические дисциплины. Историческое событие и исторический факт. Концеп­ции исторического развития (формационная, цивилизационная, их сочетание). Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории.


Обзорная лекция


проектор,


Раздел I.ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 час)

3

Периодизация истории

1


05.09.18


Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Источники знаний о древней­шем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида.

Лекция - информация



4

Древнейшая стадия истории человечества

1


05.09.18


Па­леолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. Родовая община. Формы первобытного брака. Достижения людей палеолита. При­чины зарождения и особенности первобытной религии и искусства. Археологические памятники палеолита на территории России.

Практические занятия

Археологические памятники палеолита на территории России.

Неолитическая революция и ее последствия. Зарождение производящего хозяйства, появление земледелия и животноводства. Прародина производящего хозяйства. Последствия неолитической революции. Древнейшие поселения земледельцев и жи­вотноводов. Появление ремесла и торговли. Начало формирования народов. Индоевропейцы и проблема их прародины. Эволюция обще­ственных отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы племен. Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности.

Практическое занятие

Неолитическая революция на территории современной России.

Практическое занятие

Устный опрос

карта , проектор,


Раздел 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 час


5

Государства Древнего Востока

1


06.09.18


Древнейшие государства. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древ­него мира — древневосточной и античной. Специфика древнеегипетской цивилиза­ции. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине.


Лекция-информация

Устный опрос

карта, проектор,

6

Особенности цивилизаций Древнего мира



06.09.18


Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной.

Великие державы Древнего Востока.


Практическое занятие



7-8

Цивилизации Древней Греции и Рима

2


10.09.18


Древняя Греция. Особенности географического положения и природы Греции. Развитие демократии в Афинах. Спарта и ее роль в истории Древней Греции. Греко-персидские войны, их ход, результаты, послед­ствия. Расцвет демократии в Афинах. Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты. Эллинистические государства — синтез античной и древневосточной цивилиза­ции.

Древний Рим. Рождение Римской республики и особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания. Превращение Римской республики в мировую державу. Система управления в Римской республике. Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спарта­ка.

Практическое занятие

Устный опрос

карта, учебник

9

Культурно-религиозное наследие античной цивилизации

1


14.09.18


Достижения культуры Древней Гре­ции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия, наука, литерату­ра, архитектура, изобразительное искусство. Античная культура как фундамент современной мировой культуры. Религиозные представления древних греков и римлян. Превращение христианства в государственную религию Римской империи.

Возникновение христианства.

Особенности христианского вероучения и церковной структуры.Практическое занятие:Культурно-религиозное наследие античной цивилизации




Семинар

Подготовка устных сообщений с последующим обсуждением



Самостоятельная внеаудиторная деятельность.

Подготовка сообщений по теме:

-Церковь в эпоху средневековья;

-Крестовые походы и их влияние на культуру европейских стран;


5








Раздел 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА

В СРЕДНИЕ ВЕКА 9 час

10

Великое переселение народов

1


14.09.18


Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе.

Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Варвары и их втор­жения на территорию Римской империи. Крещение варварских племен. Варварские королевства, особенности отношений варваров и римского населения в различных королевствах. Синтез позднеримского и варварского начал в европейском обществе раннего Средневековья. Варварские правды.


Практическое занятие

Устный опрос

карта проектор,

11

Рождение исламской цивилизации

1


15.09.18


Возникновение ислама. Арабские завоевания. Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания

Лекция-информация

Устный опрос

карта, проектор, учебник, информация из интернет.

12

Основы

мусульманского

вероучения


1


15.09.19


Основы мусульманского вероучения.

Мусульмане и христиане. Халифат

Распад халифата. Культура исламского мира. Архитектура, каллигра­фия, литература. Развитие науки. Арабы как связующее звено между культурами античного мира и средневековой Европы.


Практическое занятие

Подготовка устных сообщений с последующим обсуждением


13

Византийская

империя

1


18.09.18


Территория Византии. Византийская империя: власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане. Попытка восстановления Римской империи. Кодификация права. Византия и славяне, славянизация Балкан. Приня­тие христианства славянскими народами. Византия и страны Востока. Турецкие завоевания и падение Византии. Культура Византии. Сохранение и переработка античного наследия. Искусство, иконопись, архитектура. Человек в византийской цивилизации. Влияние Византии на государственность и культуру России.

Лекция-информация



14

Принятие

христианства

славянскими

народами


1


18.09.18


Византия и славяне, славянизация Балкан. Приня­тие христианства славянскими народами. Византия и страны Востока.

Практическое занятие

Подготовка устных сообщений с последующим обсуждением


15

Восток в средние

века

1


22.09.18


Восток в Средние века. Средневековая Индия. Ислам в Индии. Делийский султа­нат. Культура средневековой Индии. Особенности развития Китая. Административно- бюрократическая система. Империи Суй, Тан. Монголы. Чингисхан. Монгольские завоевания, управление державой. Распад Монгольской империи. Империя Юань в Китае. Свержение монгольского владычества в Китае, империя Мин. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. Становление и эволюция государствен­ности в Японии. Самураи.

Практическое занятие

Подготовка устных сообщений с последующим обсуждением


16

Светская и духовная власть в Западной Европе

1


22.09.18


Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное землевладение, вассально-ленные отношения. Причины возникновения феодализма. Структура и сословия средневе­кового общества. Крестьяне, хозяйственная жизнь, крестьянская община. Феодалы. Феодальный замок. Рыцари, рыцарская культура.


Практическое занятие

Тестирование


17

Повседневная жизнь горожан в Средние века

1


25.09.18


Повседневная жизнь горожан в Средние века Средневековый западноевропейский город. Города Средневековья, причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры. Городские респуб­лики. Ремесленники и цехи. Социальные движения. Повседневная жизнь горожан. Значение средневековых городов.


Практическое занятие

Сообщения


18

Крестовые

походы, их

последствия.


1


25.09.18


Крестовые походы. Христианская церковь в Средневековье. Церковная организация и иерархия. Усиление роли римских пап. Разделение церквей, католицизм и православие. Духовенство, монастыри, их роль в средневековом обществе. Клюнийская реформа, монашеские ордена. Борьба пап и императоров Священной Римской империи. Папская теократия. Крестовые по­ходы, их последствия. Ереси в Средние века: причины их возникновения и распро­странения. Инквизиция. Упадок папства.


Практическое занятие

Составление карты-схемы



Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений:

- Представления о мире и человеке в Средние века.

-Природа, Бог, космос и чудо в средневековой картине мира.

- Представления об аде, рае. Идея чистилища.

-Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.



5





Устный опрос, оценка качества устных сообщений обучающихся

информация из интернет.


Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству 10 часов



19

Образование Древнерусского государства

1


25.09.18


Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.


Лекция-информация


карта, проектор, учебник

20

Крещение Руси

1


25.09.18


Крещение Руси и его значение. Начало правления князя Владимира Святослави­ча. Организация защиты Руси от кочевников. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности.


Практическое занятие

Устный опрос

карта, проектор, учебник

21

Социально-экономическое развитие Древней Руси

1


26.09.18


Общество Древней Руси. Социально-экономический и политический строй Древ­ней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. .Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.


Практическое занятие

Подготовка, заслушивание и обсуждение сообщений

карта, проектор, учебник

22

Политическая раздробленность Руси

1


26.09.18


Политическая раздробленность: причины и послед­ствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро- Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель.

Практическое занятие

Работа с контурной картой

карта, проектор, учебник

23

Владимиро-Сузда

Льс льское княжество


1


03.10.18


Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Новгородская земля. Владимиро- Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель.

Практическое занятие

Подготовка сообщений


24

Зарождение русской цивилизации

1


03.10.18


Древнерусская культура. Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Бы­линный эпос. Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Развитие местных художественных школ.


Семинар

Подготовка сообщений

карта, проектор, учебник

25-26

Монгольское нашествие на Русь

2


04.10.18


Монгольское завоевание и его последствия. Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Централь­ной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

.

л Комбинированный урок

Устный опрос

карта, проектор, учебник

27

Объединение русских земель вокруг Москвы

1


10.10.18


Начало возвышения Москвы. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дми­трий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение.

Практическое занятие

Подготовка сообщений

карта, проектор, учебник

28

Образование единого Русского государства.

1


10.10.18


Образование единого Русского государства. Русь при преемниках Дмитрия Дон­ского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Автокефалия Русской православной церкви. Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Пре­кращение зависимости Руси от Золотой Орды. Войны с Казанью, Литвой, Ливонским орденом и Швецией. Образование единого Русского государства и его значение. Уси­ление великокняжеской власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба России. Система землевладения. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпо­сылки и начало складывания крепостнической системы.


Практическое занятие

Устный опрос

карта, проектор, учебник

Раздел 5. Россия в XVI—XVII веках: от великого княжества к царству 6 часов

29

Образование русского централизованного государства

1


11.10.18


Образование единого Русского государства. Россия в правление Ивана Грозного. Россия в период боярского правления. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление при­казной системы. Укрепление армии. Стоглавый собор.

Практическое занятие

тестирование


30

Правление Ивана Грозного

1


11.10.18


Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение За­падной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян.

Практическое занятие

Опричнина, споры о ее смысле.


Лекция-информация

Устный опрос

карта, проектор, учебник

31

Смутное время на Руси

1


12.10.18


Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участ­ники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободи­тельная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

Практическое занятие

Окончание Смуты и возрождение российской государственности.


Практическое занятие



32

Начало династии Романовых

1


12.10.18


Смутное время начала XVII века. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участ­ники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободи­тельная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.


Практическое занятие



33-34

Культура и быт России в 14-16 веках

2


15.10.18


Культура Руси конца XIII—XVII веков. Культура XIII—XV веков. Летописа­ние. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказа­ния, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И.Федоров). Публицистика. Зодчество (шатровые храмы). «До­мострой». Культура XVII века. Традиции и новые веяния, усиление светского ха­рактера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков).

Практическое занятие

Культура России XVII века.

семинар

Устный опрос

карта, проектор, учебник


Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений по теме:

- Литература, живопись, архитектура 15-16 веков;

-«Домострой»;

-Социальная роль женщины в 16 веке;

- Быт и нравы в эпоху Ивана Грозного;

- Просвещение в 16 веке


5






информация интернет.


Раздел 6. Страны Запада и Востока В XVI -XVIII ВВ. 9 час


35

Страны Запада и Востока в ХVI—ХVШ веке.

1


17.10.18


Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Новые формы организации производства. Накопление капитала. Зарождение ранних ка­питалистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство. Революции в корабле­строении и военном деле. Совершенствование огнестрельного оружия. Развитие торговли и товарно-денежных отношений. Революция цен и ее последствия.

Лекция-информация

Устный опрос


36

Великие географические открытия.

1


17.10.18


. Вели­кие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х. Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономи­ческие и культурные последствия Великих географических открытий.


Семинар

Подготовка и заслушивание сообщений с обсуждением

карта, проектор, учебник

37

Политические,

экономические и

культурные

последствия

Великих

географических

открытий.

1


18.10.18


Великие географические открытия. Образование колониальных империй. Вели­кие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х. Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономи­ческие и культурные последствия Великих географических открытий.


Практическое занятие

Работа над составлением плана ответа

карта, проектор, учебник

38

Эпоха Возрождения

1


18.10.18


Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Ввозрождения. Понятие «Воз­рождение». Истоки и предпосылки становления культуры Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности. Идеи гуманизма в Северной Европе. Влияние гуманистических идей в литературе, искусстве и архитектуре. Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран Северного Возрождения.

Практическое занятие

Высокое Возрождение в Италии.


семинар

Подготовка и заслушивание сообщений с обсуждением

карта, проектор, учебник

39

Установление абсолютизма в Западной Европе

1


18.10.18


Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм как общественно- политическая система. Абсолютизм во Франции. Религиозные войны и правление Ген­риха IV. Франция при кардинале Ришелье. Фронда. Людовик XIV — «король-солнце». Абсолютизм в Испании. Испания и империя Габсбургов в XVII—XVIII веках. Англия в эпоху Тюдоров. Превращение Англии в великую морскую державу при Елизавете I. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. «Просвещенный абсолю­тизм», его значение и особенности в Пруссии, при монархии Габсбургов.


Лекция-информация



40

Война за независимость и образование США.

1


18.10.18


Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских ко­лоний в Северной Америке за независимость. Начало освободительного движения. Декларация независимости США. Образование США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах.


Лекция-информация



41

Война за

независимость как

первая

буржуазная

революция в США.


1


23.10.18


Война за независимость и образование США. Причины борьбы английских ко­лоний в Северной Америке за независимость. Начало освободительного движения. Декларация независимости США. Образование США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах.


Практическое занятие



42

Французская революция конца XVIII века.

1


23.10.18


Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины Француз­ской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституционалисты, жирондисты и якобинцы. Конституция 1791 года. Начало революционных войн. Свержение монархии и установление респу­блики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. От термидора к брюмеру. Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Между­народное значение революции.


Комбинированный урок



43

Якобинская

диктатура.


1


24.10.18


Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины Француз­ской революции конца XVIII века. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституционалисты, жирондисты и якобинцы. Конституция 1791 года. Начало революционных войн. Свержение монархии и установление респу­блики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. От термидора к брюмеру. Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Между­народное значение революции.


Практическое занятие














Раздел 7. Россия в конце ХVII – ХVIII веков: от царства к империи 8 часов


44

Россия при Петре Великом

1


24.10.18


Россия в эпоху петровских преобразований. Дискуссии о Петре I, значении и цене его преобразований. Начало царствования Петра I. Стрелецкое восстание. Прав­ление царевны Софьи. Крымские походы В. В. Голицына. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Первые преобразования. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Провозглашение России империей. Государствен­ные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие эконо­мики. Политика протекционизма и меркантилизма. Подушная подать. Введение паспортной системы. Социальные движения. Восстания в Астрахани, на Дону. Итоги и цена преобразований Петра Великого.

Практическое занятие

Итоги и цена преобразований Петра Великого

Лекция-информация

Устный опрос

карта, проектор, учебник

45

Итоги и

цена

преобразований

Петра Великого.


1


27.10.18


Итоги и цена преобразований Петра Великого.

Практическое занятие



46

Россия в период дворцовых переворотов

1


27.10.18


Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя по­литика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Русско-турецкая война 1735 —1739 годов. Участие России в Семилетней войне. Короткое правле­ние Петра III.

Лекция-информация

Устный опрос

карта, проектор, учебник

47

Присоединение

и освоение Крыма

и

Новороссии.


1


29.10.18


Присоединение и освоение Крыма и Новороссии.


Практическое занятие



48

Расцвет дворянской империи

1


29.10.18


. Короткое правле­ние Петра III. Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Пав­ла I, его свержение.

Практическое занятие


карта, проектор, учебник

49

Успехи внешней политики во второй половине 18 века

1


1.11.18


Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны и их итоги. Великие русские полководцы и флотоводцы (П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков). Присоединение и освоение Крыма и Новороссии; Г.А.Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I. Ита­льянский и Швейцарский походы А.В.Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф. Ф. Ушакова.

Практическое занятие

Присоединение и освоение Крыма и Новороссии.


Практическое занятие

Устный опрос

карта, проектор, учебник

50-51

Культура, духовная жизнь и быт в 18 веке.

2


1.11.18


1 час

02.11.18


Русская культура XVIII века. Нововведения в культуре петровских времен. Про­свещение и научные знания (Ф.Прокопович. И.Т.Посошков). Литература и искус­ство. Архитектура и изобразительное искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Культура и быт России во второй половине XVIII века. Становление отечественной науки; М.В.Ломоносов. Исследовательские экспедиции. Историческая наука (В. Н. Татищев). Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Обще­ственная мысль (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Литература: основные направления, жанры, писатели (А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков).


семинар

Устный опрос, оценка качества устных сообщений обучающихся

информация из интернет


Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений по теме:

-Личность Петра Великого;

-Полководческое искусство А.В. Суворова (по выбору : Ф.Ф.Ушакова)

-Быт русского народа в 18 веке



10








Раздел 8. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 4 часа


52

Промышленный переворот в Англии и его последствия.

(1 полугодие)

1


02.11.18


1 полугод


Промышленный переворот и его последствия. Промышленный переворот (про­мышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения.

Технический переворот в промышленности. От мануфактуры к фабрике. Машинное производство. Появление новых видов транспорта и средств связи. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Экономическое развитие Англии и Франции в Х!Х веке. Конец эпохи «свободного капитализма». Концентрация производства и капитала. Монополии и их формы. Финансовый ка­питал. Роль государства в экономике.


Обзорная лекция

Устный опрос

карта, проектор, учебник

53

Крымская

(Восточная) война

и ее последствия


1


3.12.18


Священный союз. Восточный вопрос и обострение противоречий между европейскими державами. Крымская (Восточная) война и ее последствия.

Практическое занятие



54

Политическое

развитие стран

Европы и Америки

1


3.12.18


Политическое развитие стран Европы и Америки. Пути объединения национальных государств: Италии, Германии. Социально-экономическое развитие США в конце XVIII — первой половине XIX века. Истоки конфликта Север — Юг. Президент А. Линкольн. Гражданская война в США. Отмена рабства. Итоги войны.

Лекция-информация



55

Гражданская

война в США


1


5.12.18


Гражданская война в США.


Практическое занятие



Раздел 9.Процесс модернизации в традиционных обществах Востока 2 часа



56-57

Колониализм и кризис «традиционного общества» Востока

2


5.12.18


1 час!

6.12.18


Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.


Практическое занятие

Устный опрос

Учебник, информация из интернет


Раздел 10. РОССИЯ империя В ХIХ ВЕКЕ 12 часов

58

Россия в начале 19 века

1


6.12.18


Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Император Алек­сандр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах.

Меры по развитию системы образования. Проект М.М.Сперанского. Учреждение Государственного совета. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 года и его последствия. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816 —1825 годах. Аракчеевщина. Военные поселения.


Лекция-информация

Устный опрос

Индивидуальные логические задания

59

Начало Отечественной войны 1812 года

1


7.12.18


. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др Патриотический подъем; дубина народной войны;

Полководческий талант М.И.Кутузова;


Лекция-информация

сообщения обучаемых

карта , проектор,

60-61

Отечественная

война 1812 года

2


7.12.18

1 час

11.12.18


Причины победы России в Отечественной войне 1812 года Заграничный по­ход русской армии 1813 —1814 годов. Венский конгресс. Роль России в европейской политике в 1813 —1825 годах. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816 —1825 годах. Закулисные интриги

Заграничный поход

Решения Венского конгресса

Комбинированный урок

Устный опрос, заслушивание сообщений

карта проектор, у

62

Выступление декабристов

1


11.12.18


Движение декабристов. Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

Семинар

Составление таблицы

проектор,

63

Общественная жизнь России при Николае 1.

1


11.12.18


Внутренняя политика Николая I. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально- экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крымская война. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева.

Лекция-информация

Заслушивание сообщений

информация из интернет

64

Начало

промышленного

переворота в Росси

и его

экономические

и социальные

последствия

1


11.12.18


. Начало про­мышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Политика в области образования. Теория официальной народности (С. С. Уваров).

Урок - практикум

Заслушивание сообщений


65-66

Золотой век русской культуры

2


13.12.18


  1. С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.). Общественное звучание литера­туры (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Становление и развитие национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Мо­гучая кучка). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Место российской культуры в миро­вой культуре XIX века.

Практическое занятие

Золотой век русской литературы.

Семинар

оценка качества устных сообщений обучающихся

информация из интернет

67

Накануне отмены крепостного права

1


14.12.18


Россия после Крымской войны. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Разработка проекта реформы в Редакционных комиссиях. Подготовка крестьянской реформы. Противостояние политических сил общества

Лекция-информация

Устный опрос

аналитическая работа с документом,

68

Отмена крепостного права в России

1


14.12.18


Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение от­мены крепостного права.

Лекция-информация

Устный опрос

аналитическая работа с документом,

69

Государственные преобразования 60-х -70-х годов 19 века

1




Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860 — 1870-х годов.

Практическое занятие

Устный опрос

Индивидуальные логические задания

Раздел 11. От новой истории к новейшей 9 часов

70

Мир в начале ХХ века.

1




Мир в начале ХХ века. Понятие «новейшая история».

Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за

передел мира. Окончательное формирование двух блоков в

Европе (Тройственного союза и Антанты), нарастание противоречий между ними. Военно-политические планы сторон. Гонка вооружений. Балканские войны. Под­готовка к большой войне. Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы. Реформизм в деятельности правительств. Влияние достижений научно-технического прогресса.


Лекция-информация



71

Промышленность и транспорт в пореформенной России

1




Экономическое развитие во второй половине XIX века. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Русско-японская война 1904 —1905 годов Возрастание роли госу­дарства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности.

Семинар

Подготовка устных сообщений

карта проектор,

72

Революция 1905 —1907 годов в России.

1




Причины революции. «Кровавое воскресе­нье» и начало революции. Развитие революционных событий и политика властей. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Легальные политические партии. Опыт россий­ского парламентаризма 1906 —1917 годов: особенности парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах.

Практическое занятие

Устный опрос

карта, проектор, учебник

73

Россия в период столыпинских реформ.

1




. П. А. Столыпин как государственный деятель. Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. П. А. Столыпин и III Государственная дума. Основное содержание и этапы реализа­ции аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы. Другие реформы и их проекты. Экономический подъем. Политическая и общественная жизнь в России в 1910— 1914 годы. Обострение внешнеполитической обстановки.

Лекция-информация



74

Серебряный век

русской культуры

1




Серебряный век русской культуры. Открытия российских ученых в науке и тех­нике. Русская философия: поиски общественного идеала. Сборник «Вехи». Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм, его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка.


Семинар

оценка качества устных сообщений обучающихся

карта, проектор, информация интернет.

75

Первая мировая война

1




Первая мировая война. Боевые действия 1914 —1918 годов. Особенности и участники войны. Начальный период боевых действий (август— декабрь 1914 года). Восточный фронт и его роль в войне. Успехи и поражения русской армии. Переход к позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915 — 1917 годах. Брусиловский прорыв и его значение. Боевые действия в Африке и Азии. Вступление в войну США и выход из нее России. Боевые действия в 1918 году. Поражение Германии и ее союзников.


Лекция-информация



76

Февральская революция в России

1




От Февраля к Октябрю. Причины революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Вопросы о войне и земле. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина и программа партии большевиков о переходе от буржуазного этапа революции к пролетарскому (социалистическому). Причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства. Конец двоевластия. На пороге эко­номической катастрофы и распада: Россия в июле — октябре 1917 года. Деятельность А. Ф. Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л. Г. Корнилова и его провал.

Практическое занятие

Составление хроники событий


77

Октябрьская революция в России и ее последствия.

1




События 24 — 25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным. Союз больше­виков и левых эсеров. Установление власти Советов в основных регионах России. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование новых органов власти. Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии. Отношение большевиков к созыву Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного собрания. Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года. Советско-германские переговоры и заключение Брестского мира, его условия, экономические и политические последствия. Разрыв левых эсеров с большевиками, выступление левых эсеров и его разгром. Установле­ние однопартийного режима.

Лекция-информация



78

Россия

в годы

гражданской войны


1




Гражданская война в России. Причины Гражданской

войны. Красные и белые: политические ориентации,

лозунги и реальные действия, социальная опора.

Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы

участия иностранных государств в Гражданской войне.


Семинар

оценка качества устных сообщений обучающихся



Раздел 12. Между мировыми войнами 10 часов

79

Европа и США

1




Европа и США. Государственное

регулирование экономики и социальных

отношений. «Новый курс» президента

США Ф. Рузвельта и его результаты.


Обзорная лекция



80

Недемократические режимы в начале 20 века

1




Рост фашистских движений в Западной Европе. Захват фашистами власти в Италии. Режим Муссолини в Италии. Победа наци­стов в Германии. А. Гитлер — фюрер германского народа. Внутренняя политика А. Гитлера, установление и функционирование тоталитарного режима, причины его устойчивости. Авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и национальные особенности. Создание и победа Народного фронта во Франции, Ис­пании. Реформы правительств Народного фронта. Гражданская война в Испании. Помощь СССР антифашистам. Причины победы мятежников.

Практическое занятие



81

Новая экономическая политика в Советской России

1




Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Эконо­мический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. Политическая жизнь в 1920-е годы.

Лекция - информация



82

Образование СССР

1




Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти. Укрепление позиций страны на международной арене.

Практическое занятие



83

Советская

модель

модернизации


1




Индустриализация и коллективизация в СССР.

Обострение внутрипартийных разно­гласий и

борьбы за лидерство в партии и государстве.

Советская модель модернизации. Начало

индустриализации. Коллективизация сельского

хозяйства: формы, методы, экономические и

социальные последствия. Индустриализация: цели,

методы, эконо­мические и социальные итоги и

следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты.


Практическое занятие



84

Культ вождя

1




Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Стаха­новское движение. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года.


Семинар



85

СССР в предвоенные годы

1




Советская модель модернизации.

Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Стаха­новское движение. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 года.


Лекция-информация

Устный опрос, оценка качества устных сообщений обучающихся

карта, проектор, информация интернет.

86-87

«Культурная рево-

люция»: задачи и напра

вления


2




Советская культура в 1920— 1930-е

годы. «Культурная революция»: задачи

и на­правления. Ликвидация неграмотности,

создание системы народного

образования. Культурное разнообразие 1920-х

годов. Идейная борьба среди деятелей культуры. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. До­стижения литературы и искусства. Развитие кинематографа. Введение обязательного начального преподавания. Восстановление преподавания истории. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Развитие советской науки.


Практическое занятие




Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений по теме:

-Россия в Первой мировой войне.

-Почему победили красные?

-СССР и Германия в 30-е годы.


10




Сообщение

сообщение

информация интернет.


Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война (8 часов)

88

Вторая мировая война: причины, ход, значение

1




Накануне мировой войны. Мир в конце 1930-х годов:

три центра силы. Нарас­тание угрозы войны.

Политика «умиротворения»

агрессора и переход Германии к решительным действиям.

Англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи.

Советско-германский пакт о ненападении и секретный

дополнительный протокол. Военно-политические планы сторон. Подготовка

к войне.


Лекция-информация

Устный опрос

карта, проектор,

89

Первый период Второй мировой войны

1




Бои на Тихом океане. Нападение Германии на

Польшу. «Странная война» на Западном фронте.

Поражение Франции. Оккупация и подчинение Германией стран Европы. Битва за Англию. Укрепление безопас­ности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной

Буковины, Советско-финляндская война,

Советизация прибалтийских республик. Нацистская программа завоевания СССР. Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941 — 1945 годах.

Практическое занятие

Устный опрос

карта, учебник

90

Историческое

значение

Московской битвы


1




Подготовка СССР и Германии к войне. Соотношение боевых сил к июню 1941 года. Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы.

Семинар

Заслушивание сообщений, обсуждение


91

Второй период Второй мировой войны

1




Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Военные действия в Северной Африке. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции глав союзных держав и их решения. Курская битва и за­вершение коренного перелома. Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение.

Семинар



92

Сталинградская

битва и начало

коренного

перелома в ходе

Великой

Отечественной

войны.


1




Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Военные действия в Северной Африке. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции глав союзных держав и их решения.

Семинар



93

Курская битва

и за­вершение

коренного перелома

1




Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции глав союзных держав и их решения. Курская битва и за­вершение коренного перелома. Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение.

Семинар



94-95

Решающая роль СССР в разгроме нацизма

2




Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов

Семинар

Устный опрос, дискуссия

карта ПК, проектор, учебник.


Самостоятельная внеаудиторная деятельность.

-«Если завтра война…»: была ли страна готова к отражению агрессии?

-Тыл в годы войны;

-Движение Сопротивления.

- Полководцы Отечественной.

-Восстановление разрушенного в послевоенный период;

-ГУЛАГ в системе советской экономики;

-Апогей культа личности И.В.Сталина;


10






информация из интернет.


Раздел 14. Мир во второй половине XX - начале XX! в. 7 часов

96

Послевоенное устройство мира

1




Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Итоги Второй мировой войны и новая геополитическая ситуация в мире. Решения Потсдамской конферен­ции. Создание ООН и ее деятельность. Раскол антифашистской коалиции. Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ. Особая позиция Югославии. Формирова­ние двухполюсного (биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений.


Лекция-информация

Устный опрос

карта, проектор,

97

Послевоенное

восстановление

стран

Западной Европы

1




Создание ООН и ее деятельность.

Ведущие капиталистические страны. Превращение США в ведущую мировую дер­жаву. Факторы, способствовавшие успешному экономическому развитию США. Раз­витие научно-технической революции. Основные тенденции внутренней и внешней политики США. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Мар­шалла». Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ. Падение авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия. Особенности развития Японии.

Практическое занятие

Устный опрос

политическая карта , проектор,

98


Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века

1




Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века. Объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах.

«Шоковая терапия» и социальные последствия перехода к рынку. Восточная Ев­ропа в начале ХХ века.


Лекция-информация

Устный опрос, оценка качества устных сообщений обучающихся

политическая карта , проектор, информация из интернет.

99

Кубинская

революция


1




Кубинская революция.


Семинар



100

Успехи и

проблемы

развития

социалистического

Китая на

современном этапе


1




Об­разование КНР. Мао Цзэдун. «Большой скачок», народные коммуны и «культурная революция» в КНР. Реформы в Китае. Дэн Сяопин. Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе.


Лекция-информация



101

Распад колониальной системы

1




Крушение колониальной системы. Освобождение от колониальной зависимости стран Азии (Вьетнама, Индии, Индонезии). Деколонизация Африки. Освобождение Анголы и Мозамбика. Падение режима апартеида в ЮАР. Основные проблемы осво­бодившихся стран. Социалистический и капиталистический пути развития. По­иск путей модернизации. «Азиатские тигры». Основы ускоренного экономического роста. Исламская революция в Иране. Вторжение войск западной коалиции в Ирак. «Арабская весна», ее причины и последствия.

Практическое занятие


политическая карта, проектор, учебник.

102

Глобализация

и

национальные

культуры в конце

ХХ — начале ХХ! века


1




Глобализация и национальные культуры в конце ХХ — начале ХХ! века.


Лекция-информация




Раздел 15. Апогей и кризис советской системы в 1945-1991гг. 8 часов

103

СССР в послевоенный период Восстановление хозяйства

1




СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой держа­вы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Конверсия, возрождение и развитие промышленности.

Положение в сельском хозяйстве. Голод 1946 года. Послевоенное общество, духов­ный подъем людей. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Власть и общество. Репрессии. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов.

Практическое занятие

Послевоенное советское общество, духовный подъем людей.

Практическое занятие

Устный опрос

карта, проектор, учебник.

104

Советский Союз в период частичной либерализации режима.


1





СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реа­билитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Достижения в промышленности. Ситуа­ция в сельском хозяйстве. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Социальная политика; жилищное строительство. Усиление негативных явлений в экономике. Выступления населения.

Практическое занятие

XX съезд КПСС и его значение.

Семинар

Устный опрос

карта, проектор, учебник.

105

XX съезд КПСС и его значение.

1




XX съезд КПСС и его значение.

Практическое

занятие



106

СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов.

1




СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. Противоречия внутрипо­литического курса Н.С.Хрущева. Причины отставки Н.С.Хрущева. Л.И.Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Усиление позиций партийно- государственной номенклатуры. Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. До­стижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенден­ций в экономике. Застой. Теневая экономика. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Социальная политика, рост благосостояния населения. Причины усиления недовольства. СССР в системе международных отношений. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности. Участие СССР в военных действиях в Афганистане.

Лекция-информация

Устный опрос

политическая карта, проектор, учебник.

107

Теория развитого социализма

1




Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат»

Урок-дискуссия

Устный опрос

политическая карта, проектор, учебник.

108

СССР в период перестройки.

1




СССР в годы перестройки. Предпосылки перемен. М.С.Горбачев. Политика уско­рения и ее неудача. Причины нарастания проблем в экономике. Экономические реформы, их результаты. Разработка проектов приватизации и перехода к рынку. Реформы политической системы. Изменение государственного устройства СССР. Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в обще­ственном сознании. Власть и церковь в годы перестройки. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий

Лекция-информация

Устный опрос

политическая карта, проектор, учебник.

109

Распад СССР

1




Образование политических партий и движений. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

Лекция-информация

Письменная работа


110

Политика гласности и ее последствия

1




Политика гласности в СССР и ее последствия.

Развитие советской культуры (1945 —1991 годы). Развитие культуры в послево­енные годы.

Урок-дискуссия




Самостоятельная внеаудиторная деятельность. Подготовка сообщений по теме:

-Карибский кризис и его последствия;

-Диссидентское движение 80-х годов;

-Культурная жизнь общества. «Оттепель»


5








Раздел 16. Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков. 6 часов

111

Начало кардинальных перемен в стране

1




Формирование российской государственности. Изменения в системе власти. Б.Н.Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Труд­ности и противоречия перехода к рыночной экономике. Основные направления нацио­нальной политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б. Н. Ельцина.

Лекция-информация



112

Российская Федерация в конце 20 века-начале 21 века

1




Деятель­ность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы в начале XXI века. Роль государства в экономике. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Президентские выборы 2008 года. Президент России Д. А. Медведев. Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Президент­ские выборы 2012 года. Разработка и реализация планов дальнейшего развития России. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 года. Отношения со странами СНГ. Вос­точное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стра­тегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом.


Лекция-информация

Устный опрос

политическая карта, проектор, учебник.

113

Экономические

реформы 1990-х

годов в России: основные этапы и результаты.


1




Принятие Конституции России 1993 года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Труд­ности и противоречия перехода к рыночной экономике. Развитие экономики и социальной сферы в начале XXI века. Роль государства в экономике. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы.

Практическое занятие



114

Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

1




Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

Урок-дискуссия



115

Итоговое повторение по теме: РФ в 1990-х - начале 20 века

1





Урок контроля знаний



116-117

зачет






зачет




Самостоятельная внеаудиторная деятельность по подготовке к зачету


9








Всего максим. – 176 (в том числе 59 сам.) 117-обяз. в т.ч. 37лекций, 80-практ.

117

59







Составитель Мельников Н.Д.





Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

Происхождение человека: дискуссионные вопросы.

Начало цивилизации.

Древний Восток и Античность: сходство и различия.

Феномен западноевропейского Средневековья

Восток в Средние века.

Основы российской истории.

Происхождение Древнерусского государства.

Русь в эпоху раздробленности.

Возрождение русских земель (XIV—XV века).

Рождение Российского централизованного государства.

Смутное время в России.

Россия в XVII веке: успехи и проблемы.

Наш край с древнейших времен до конца XVII века.

Истоки модернизации в Западной Европе.

Революции XVII—XVIII веков как порождение модернизационных процес­сов.

Страны Востока в раннее Новое время.

Становление новой России (конец XVII — начало XVIII века).

Россия XVIII века: победная поступь империи.

Наш край в XVIII веке.

Рождение индустриального общества.

Восток и Запад в XIX веке: борьба и взаимовлияние.

Отечественная война 1812 года.

Россия XIX века: реформы или революция.

Наш край в XIX веке.

Мир начала XX века: достижения и противоречия.

Великая российская революция.

Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития.

Советский вариант модернизации: успехи и издержки.

Наш край в 1920 — 1930-е годы


Вторая мировая война: дискуссионные вопросы.

Великая Отечественная война: значение и цена Победы.

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

От индустриальной цивилизации к постиндустриальной.

Конец колониальной эпохи.

СССР: триумф и распад.

Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.

Российская Федерация и глобальные вызовы современности.

Наш край на рубеже ХХ—ХХ! веков.

Объяснить понятия и термины:

Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис

Объяснить понятия и термины:

Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис



Объяснить понятия и термины:

Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис



Объяснить понятия и термины:

Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис



Объяснить понятия и термины:

Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис



Объяснить понятия и термины:

Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис



Объяснить понятия и термины:

Культ личности Сталина, тоталитарный режим, холодная война, Гулаг, репрессии, репатрианты, карточная система, железный занавес, волюнтаризм, кукурузная эпопея, «кузькина мать», политический авантюризм, карибский кризис





Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;


Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;


Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;


Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;


Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;



Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;



Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;



Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;



Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;


Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;



Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;


Объяснить термины и понятия:

Вече, удельные князья, бояре, смерды, вои, рядовичи, закупы, холопы, челядь, варяги, Гардарика, детинец, митрополит, лобное место, слобода;













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее