Тема: КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?
Цели: познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе.
Задачи:
Ознакомить с древесными и травянистыми жизненными формами растений, классификацией травянистых растений;
Научить различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам, распознавать растения края.
Воспитывать бережное отношение к растениям, учить ухаживать за растениями.
Ход урока
I. Введение в тему. Артикуляционная гимнастика по слайду.
Что летом и зимой в рубашке одной? (Сосна, ель.)
Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зелёном полушалке. (Берёза.)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина.)
Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Чёрная и красная смородина.)
Не огонь, а жжётся. (Крапива.)
Во лугах сестрички — золотой глазок, белые реснички. (Ромашки.)
На доске рисунки.
- Рассмотрите рисунки растений и подумайте, как распределить их на 3 группы.
Распределите «растения» по группам.
- Почему именно так вы объединили растения? П.
II. Изучение нового.
Задания для учащихся.
Рассмотрите таблицу с изображением леса.
Расскажите, что видите.
Назовите и покажите растения группы «деревья». Как вы их узнали?
Одна из самых обычных классификаций включает обиходные представления о внешнем облике растений. Вот категории этой классификации:
Древесные растения, подразделяемые на деревья, кустарники, кустарнички.
Травянистые растения, подразделяемые на многолетние и однолетние травы.
Типичное дерево характеризуется тем, что у него в течение всей жизни имеется единственный ствол — биологически главная, «лидерная» ось, растущая и в длину, и в толщину интенсивнее других осей - сучьев и ветвей, составляющих крону. Основная (но не единственная) форма дерева - прямостоячая. Деревья достигают наибольших для высших растений размеров. В тропических лесах -в среднем 50-80 м, нередко 100 м; максимальная высота деревьев - у эвкалиптов и секвой - около 150 м.
Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни осо5и формируется не один-единственный ствол, а несколько или много, существующих бок о бок и постепенно сменяющих друг друга. Первый стволик, с небольшой кроной (похожий на деревце) скоро даёт из спящих почек у основания ряд дочерних стволиков, нередко обгоняющих первоначальный и усиливающихся из поколения в поколение.
Общая длительность жизни кустарника может быть очень большой, несколько сотен лет, однако каждый стволик со своей кроной живёт ограниченное время, в среднем 20-40 лет (но у малины - всего 2 года, а у сирени - до 60 лет.)
Кустарники встречаются почти во всех областях Земли и в разнообразных типах растительности, но в лесах в виде второго яруса -подлеска, то есть в затенении, которое может быть одним из факторов угнетения роста отдельных стволиков.
Кустарнички - миниатюрные кустарники высотой не более 50 см, в среднем 10-30 см. Длительность жизни отдельных скелетных осей меньше, чем у кустарников, в среднем порядка 5-10 лет. В лесах кустарнички образуют низкий кустарничковый ярус, иногда вместе с травами (черника, брусника).
Вопросы к учащимся.
- Если представить лес в виде лестниц, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? (Травы.)
- А на следующих, поднимаясь вверх? (Кустарники, деревья.)
Физкультминутка
III. Работа по учебнику.
Задания учащимся.
- Прочитайте текст на с. 54.
Рассмотрите гербарий на парте.
- Назовите растения, относящиеся к деревьям, кустарникам, травам.
Вы их узнали? Назовите.
Рассмотрите растения на с. 55, 56, 57.
Назовите известные вам.
В какую группу их отнесёте?
Какие растения вам неизвестны?
Найдите ответы, проверьте себя.
Работа в парах (на конвертиках картинки растений)
- Ребята, поделите эти картинки на 3 группы.
IV. Итог урока. Рефлексия
- Что нового открыли для себя на уроке?
По сигнальным карточкам отметьте свою работу на уроке:
красный – совсем непонятно, надо повторить ещё раз; зелёный – всё легко и просто.
Домашнее задание: учебник, с. 56—59 – прочитать, с.59 – 1, 2 вопрос.