Технологическая карта
Цели урока:
содержательная: формирование представлений обучающихся о причинах расселения людей на планете Земля с учётом их приспособления к природным условиям;
деятельностная(формирование умений новых способов действий):
формировать у обучающихся умения интенсивно использовать и демонстрировать качественную информацию, полно выражать свои мысли, формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений,
Задачи урока: развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
- развивать практические навыки работы обучающихся с географическими источниками;
- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление.
Материально-техническое обеспечение занятия: политическая и физическая карты мира,
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: атлас, контурная карта, Учебник: - География. 5-6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.- М.: Просвещение, 2015 -256 с.: ил., карт. – (Полярная звезда )
Тип урока: формирование новых знаний. Планируемые образовательные результаты :- научиться находить необходимую информацию ,содержащуюся в легенде карты;
- познакомится с причинами расселения людей по планете Земля;
- уметь давать характеристику расселения людей с учётом природных условий;
- уметь давать характеристику приспособления населения к окружающей среде.
Приемы и методы: беседа, частично-поисковый (работа с текстом учебника), объяснительно-иллюстративный метод, практические методы (работа в контурной карте).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||
Организационный | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. - Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | ||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности | - Стихотворение В глубины вод вселенских погружаюсь, Вопросы: - О чем стихотворение? - Что мы знаем о Солнечной системе?( стр. 66 учебник+ атлас « планеты Солнечной системы») В пространстве космическом воздуха нет. И кружат там ( добавьте) восемь различных планет А Солнце –( звезда )– в самом центре системы, И притяжением связаны все мы. - Всегда ли человечество имело столько знаний о Вселенной, Солнечной системе, нашей планете?
- Как же представляли себе строение мира эти народы? В русском фольклоре тоже встречаются подобные предположения. (Приложение 1)( П.П. Ершов «Конек- Горбунок» -Узнали ли вы это произведение? -Послушайте другое стихотворение и попробуйте определить тему урока.
Явилась взору суша, названная Землёй. Шесть дней господь трудился, чтоб целый мир родился Создал он мир, чтоб вместе В нём люди жили в чести. | Учащиеся слушают стихотворение. Активизация знаний учащихся через беседу, игру. Анализ и систематизация имеющихся знаний учеников. Делают вывод о знаниях древних людей.
Вспоминают как древние люди представляли себе Вселенную | метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | ||||||||||||||||||
Целеполагание | - Как вы думаете, какова тема нашего у Правильно, давайте запишем число и тему урока в тетрадь. А что бы вы хотели узнать на нашем уроке? Продолжите, пожалуйста предложения | Определяют тему и цели урока. Тема:« Как возникла Земля» |
| ||||||||||||||||||
Актуализация знаний Первичное усвоение знаний | Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю — наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Очень долго существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Тем не менее, уже в древнем мире появились ученые, которые задумывались над этим вопросом. Одним из них был Птолемей. Давайте вспомните его систему мира (в центре – Земля, вокруг нее Солнце и другие планеты). Лишь в XV веке появилось учение Николая Коперника, который создал новую модель Вселенной. Давайте вспомним суть его учения. Для этого вам необходимо заполнить пропуски в тексте.(Приложение 2)( стр.47 – учебник) Задание Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математическиерассчеты позволили сделать вывод , что земля вращается вокругСолнца. Центром мира являетсяСолнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей.Звездынеподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу. Это был первый шаг в подлинно научном решении вопроса о происхождении Земли. - А как называются научные предположения о возникновении Земли? Найдите в учебнике параграф 19, с. 89. (гипотезы). - Когда стали появляться первые гипотезы? - Почему только в 18 веке они появились? Запишите в тетрадь новое понятие «гипотезы» -Давайте познакомимся с некоторыми гипотезами, которые были выдвинуты разными учеными в свое время.
| Закрепление ранее полученных знаний. Работа в парах, сообщение результатов. Дети записывают понятие «гипотезы» Самостоятельное приобретение новых знаний (работа в группах)
Стр.48 ( рабочая тетрадь)
| предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | ||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания | Давайте представим классу смысл разных гипотез о происхождении Земли.
| Сообщения результатов групповой работы: сведения об ученом и его гипотезе. | предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | ||||||||||||||||||
Первичное закрепление Проблемная ситуация. | Закрепление изученного материала Подумайте! Стрелками укажите, кому из учёных принадлежат перечисленные гипотезы:( Задание № 3 ( Рабочая тетрадь, стр 48)
- Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы. Современная гипотеза возникновения Солнечной системы. Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля. - Итак, на какие вопросы мы хотели получить ответы в начале урока? Земля, планета дорогая наша, | Сравнивают гипотезы, делают выводы. Устные ответы уч-ся Слушают, дополняют таблицу. Обобщают полученные знания. | метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | ||||||||||||||||||
Д/З | П. 19. Подобрать стихи о Земле , составить тест ( 5 примеров) |
|
| ||||||||||||||||||
Итог урока (рефлексия). | Проанализируйте свою работу на уроке: Сегодня на уроке: Сегодня я узнал (а)… Мне было интересно, потому что … | Анализируют знания и умения, полученные на уроке. |
|
Приложение 1.
Конек – горбунок
Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
Приложение 2.
Задание: вставьте в текст недостающие слова.
Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является ………….. , вокруг которого движутся все …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей. …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.
Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.