Как развить музыкально-творческую мотивацию
- Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике.
Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса:
учащихся, родителей, педагогов.
- Уроки музыки занимают важное место в воспитании учащихся и могут способствовать развитию учебной мотивации, так как дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей.
Выявляют основные факторы, способствующие формированию и развитию учебной мотивации на уроках музыки.
- Факторы, связанные с содержанием учебного материала
опираются на следующие критерии:
- Новизна материала
- Связь с жизнью
- Занимательность
Содержание уроков музыки вполне отвечает этим критериям.
Материал уроков музыки базируется на таких «пластах» музыкальной культуры, как
- Фольклор.
Он позволяет ввести учащихся в мир народной музыкальной культуры.
- Русская и зарубежная
классическая музыка (в творчестве великих композиторов мира: Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Баха, Бетховена, Моцарта и др.)
- современная музыка
( развивающая лучшие традиции классики)
2. Вовлечение учащихся в различные виды музыкально-игровой деятельности.
- Восприятие музыки и размышления о ней;
- Пение и вокализация в игровых формах
- Коммуникативные музыкальные игры
- Пластическое интонирование;
- Игра на музыкальных инструментах
- Инсценирование песен;
- Музыкальные игры-импровизации;
- Музыкально-ритмические движения;
- Музыкальная грамота.
Использование игровых технологий на уроке облегчает усвоение учебного материала учащимися.
Как заметил В.А.Сухомлинский, «Игра – не просто детская забава… Она делает жизнь более радостной, воспитывает творческое отношение к действительности, повышает работоспособность. Там, где нет игры, жизнь становится однообразной и скучной».
В игровой деятельности развиваются воображение, мышление, память, внимание.
3. Разнообразие форм уроков.
- урок-игра;
- урок-путешествие;
- урок-театр;
- урок-сказка;
- урок-конкурс .
4. Привлечение к оценочной деятельности
вызывает особый интерес у учащихся, побуждая к справедливому самоанализу собственной деятельности на уроке и формирует у них адекватную самооценку.
5. Домашние задания
поискового характера: узнай и разучи любимую песню бабушки; узнай, какую колыбельную песню пела тебе мама и подготовь ее исполнение в классе; найди стихи, созвучные услышанной на уроке музыке, приготовь презентацию о жизни и творчестве изученного композитора.
Творческие задания: нарисуй иллюстрацию к музыке, сделай афишу к музыкальному произведению, сочини мелодию колыбельной, придумай новое музыкальное приветствие.
6. Взаимосвязь уроков музыки с
внеурочной деятельностью.
Программа внеурочной деятельности «С песенкой по лесенке» находит отражение на уроках музыки. Она направлена на
- ознакомление учащихся с элементами и понятиями музыкальной грамоты,
- развитие слуха и голоса,
- знакомство со средствами музыкальной выразительности,
- овладение интонационно-звуковым пространством музыки.
Литература:
- 1.Божович Л.И. «Изучение мотивации поведения детей и подростков».М.,1972.
- 2. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. М.,1998. Формирование учебной деятельности школьников.
- 3. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1989. - 315 с. 4. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя [Текст] / А.К. Маркова, А.Т. Матис, А.Б. Орлов, - М. : Просвещение, 1990. - 191 с. 5. Матюхина, М.В. Мотивация учения у младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с. 6. Кроссенс как инновационный прием обучения [Электронный ресурс]. - (http://www.infourok.ru/).
- 7.Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270)