«Зимний фестиваль знаний 2026»

«Как рассказывать детям о Великой Отечественной войне»

«Как рассказывать детям о Великой Отечественной войне?» (методические рекомендации)

Детям нужно знать: война – это плохо и страшно, люди боятся ее и хотят жить в мире. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. В рассказе о войне говорить не только об ее ужасах, но и о том, как хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь. Но рассказывать стоит с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Для этого необходимы рекомендации для педагогов, которые помогут им подготовиться к разговору с дошкольниками о Великой Отечественной войне. Как рассказать детям о войне? О чём можно рассказывать детям?

С чего начать беседу?

Перед тем как рассказать ребенку о войне, педагогу нужно самому прочувствовать то, что пережили люди в военное время. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр художественных и документальных фильмов о военных годах. Побеседовать со своими родителями, бабушками, дедушками. Во время войны никто не остался безучастным, каждый своим трудом или подвигом защищал, оборонял свою Родину и ковал победу. И поэтому, в любой семье найдутся родственники, которым есть что рассказать о войне. Наверняка, у всех сохранились альбомы со старыми фотографиями своих родственников –фронтовиков. А в красной, потёртой от времени, коробочке лежат медали, ордена дедов и прадедов. И глядя на лица людей с фронтовых фотографий, из наших глаз невольно катится слеза. Какая им досталась доля. Но благодаря этим людям, отдавшим, свою молодость, свою жизнь, мы сейчас живём с вами в мире, без войны. К сожалению, фронтовиков – ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше и меньше. И каждый из нас должен понимать, что придёт такое время, когда их в живых никого не останется.

Так давайте, люди, сохраним свою любовь и уважение к ещё оставшимся пока живым ветеранам войны. Помогайте им в быту, дарите им цветы и свои лучезарные улыбки, беседуйте с ними, слушайте и записывайте их рассказы. Их осталось совсем немного…. Это наша история….

Что можно рассказывать?

Рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Педагог должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.

С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях:

1) Можно показать дошкольникам портрет своего деда в военной форме из семейного альбома, показать его боевые медали и ордена. Рассказать, как он жил до войны, как ушёл на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольником, как это делали на фронте.

2) Предложить детям вспомнить, кто из членов их семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть с детьми семейные фотографии военных лет.

3) Рассмотреть на картинках медали и ордена, которыми награждали доблестных солдат и офицеров в Великую Отечественную войну 1941 -1945 годов, или посмотреть документальный фильм.

4)Рассказать детям как началась война:

Что 22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов – фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины- победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день!

5) Рассказать детям как мы отмечаем День Победы? :

Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и Санкт- Петербурге, проходят военные парады. (Объяснить детям, кто такие ветераны? Это люди, которые сражались с врагами на фронте и в тылу). Ветераны Великой Отечественной войны одевают ордена и медали, устраивают торжественное шествие по улицам. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих товарищей, то как они воевали, поют песни военных лет. В День Победы люди возлагают к военным памятникам, к вечному огню венки и цветы.

А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы! Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!

6)Предложить детям послушать и выучить стихотворение «Пусть будет мир» (Н. Найдёнова)

7) Для детей можно предложить мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».

8)Показать детям иллюстрации Военного Парада на Красной площади после окончания войны и в современном мире. Празднование Победы и Салют Победы в Москве.

Детям старшего дошкольного возраста :

1)В беседе с детьми, ещё раз объяснять ребёнку:

- кто такие ветераны;

- почему День Победы называют праздником со слезами на глазах;

- за какие заслуги награждали военных орденами и медалями;

- для чего нужен вечный огонь;

- как мы должны относиться к тем людям, которые сражались за нашу Родину и отдали за неё жизнь.

2) Нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.

3) Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах и человеческом горе, моменты отдыха и празднование Победы.

Познакомить детей с картинами художников : Александр Локтионов «Письмо с фронта»- 1947 год, Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины» - 1949 год, Пётр Александрович Кривоногов «Защитники Брестской крепости» - 1951 год.

4) Предложить родителям детей посмотреть телепередачу «Парад на Красной площади» или в своём родном городе быть очевидцем прохождения военного парада.

5)Предложить родителям прогуляться по городу с ребёнком, рассмотреть праздничное украшение города, возложить цветы к памятникам воинской славы, понаблюдать с детьми за праздничным салютом.

6) Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Предложить родителям посмотреть вместе со старшими дошкольниками фильмы о войне. Например, советские фильмы: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры».

При обсуждении фильмов и мультфильмов нужно не торопиться отвечать на вопросы детей: «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?». Стоит спросить: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо делать паузы, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.

7) Предложить послушать военные песни: «Прадедушка», «День Победы», «Главный праздник», «Катюша», «Три танкиста»

8) Предложить детям выучить отрывок стихотворения М. Исаковского «На век запомни….» и поздравить близких с праздником.

9) Предложить детям по сюжетным картинкам о войне, о праздновании Дня Победы составить свой небольшой рассказ.

10) Предложить родителям вместе с детьми составить небольшой рассказ о подвигах героев Великой Отечественной войны: лётчиках, танкистах, снайперах, медсёстрах, пехотинцах. Предложить изготовить книжечку (как открытку) из листа А4, сложить пополам, на внешней стороне ребёнок нарисует героя, о котором будет рассказывать, внутри взрослый или ребёнок печатными буквами запишет рассказ. Ребёнок должен рассказать самостоятельно.

Предложить детям организовать в группе выставку таких книжек - самоделок.

11) Предложить родителям вместе с детьми изготовить из бросового материала боевую военную технику для выставки к празднования Дня Победы! К Дню 9 мая! Которая будет организована в группе детского сада.

В заключении рекомендации «Как рассказать детям о войне» можно сказать, что невозможно о войне рассказать за один раз. К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказывать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.

И самое главное, нам никогда не следует забывать, какой ценой досталась это победа над фашизмом! Поэтому нужно ценить сегодняшнее мирное и спокойное время. И быть благодарным нашим ветеранам войны и тыла! И так же доблестно как наши предки продолжать охранять и защищать от внешних врагов рубежи нашего государства.

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

«Как рассказывать детям о Великой Отечественной войне?» (методические рекомендации)

Детям нужно знать: война – это плохо и страшно, люди боятся ее и хотят жить в мире. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. В рассказе о войне говорить не только об ее ужасах, но и о том, как хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь. Но рассказывать стоит с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Для этого необходимы рекомендации для педагогов, которые помогут им подготовиться к разговору с дошкольниками о Великой Отечественной войне. Как рассказать детям о войне? О чём можно рассказывать детям?

С чего начать беседу?

Перед тем как рассказать ребенку о войне, педагогу нужно самому прочувствовать то, что пережили люди в военное время. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр художественных и документальных фильмов о военных годах. Побеседовать со своими родителями, бабушками, дедушками. Во время войны никто не остался безучастным, каждый своим трудом или подвигом защищал, оборонял свою Родину и ковал победу. И поэтому, в любой семье найдутся родственники, которым есть что рассказать о войне. Наверняка, у всех сохранились альбомы со старыми фотографиями своих родственников –фронтовиков. А в красной, потёртой от времени, коробочке лежат медали, ордена дедов и прадедов. И глядя на лица людей с фронтовых фотографий, из наших глаз невольно катится слеза. Какая им досталась доля. Но благодаря этим людям, отдавшим, свою молодость, свою жизнь, мы сейчас живём с вами в мире, без войны. К сожалению, фронтовиков – ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше и меньше. И каждый из нас должен понимать, что придёт такое время, когда их в живых никого не останется. 

Так давайте, люди, сохраним свою любовь и уважение к ещё оставшимся пока живым ветеранам войны. Помогайте им в быту, дарите им цветы и свои лучезарные улыбки, беседуйте с ними, слушайте и записывайте их рассказы. Их осталось совсем немного…. Это наша история….

Что можно рассказывать?

Рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Педагог должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.

С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях:

1) Можно показать дошкольникам портрет своего деда в военной форме из семейного альбома, показать его боевые медали и ордена. Рассказать, как он жил до войны, как ушёл на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольником, как это делали на фронте.

2) Предложить детям вспомнить, кто из членов их семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть с детьми семейные фотографии военных лет.

3) Рассмотреть на картинках медали и ордена, которыми награждали доблестных солдат и офицеров в Великую Отечественную войну 1941 -1945 годов, или посмотреть документальный фильм.

4)Рассказать детям как началась война:

Что 22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов – фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины- победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день!

5) Рассказать детям как мы отмечаем День Победы? :

Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и Санкт- Петербурге, проходят военные парады. (Объяснить детям, кто такие ветераны? Это люди, которые сражались с врагами на фронте и в тылу). Ветераны Великой Отечественной войны одевают ордена и медали, устраивают торжественное шествие по улицам. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих товарищей, то как они воевали, поют песни военных лет. В День Победы люди возлагают к военным памятникам, к вечному огню венки и цветы.

А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы! Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!

6)Предложить детям послушать и выучить стихотворение «Пусть будет мир» (Н. Найдёнова)

7) Для детей можно предложить мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».

8)Показать детям иллюстрации Военного Парада на Красной площади после окончания войны и в современном мире. Празднование Победы и Салют Победы в Москве.

Детям старшего дошкольного возраста :

1)В беседе с детьми, ещё раз объяснять ребёнку:

- кто такие ветераны;

- почему День Победы называют праздником со слезами на глазах;

- за какие заслуги награждали военных орденами и медалями;

- для чего нужен вечный огонь;

- как мы должны относиться к тем людям, которые сражались за нашу Родину и отдали за неё жизнь.

2) Нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.

3) Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах и человеческом горе, моменты отдыха и празднование Победы.

Познакомить детей с картинами художников : Александр Локтионов «Письмо с фронта»- 1947 год, Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины» - 1949 год, Пётр Александрович Кривоногов «Защитники Брестской крепости» - 1951 год.

4) Предложить родителям детей посмотреть телепередачу «Парад на Красной площади» или в своём родном городе быть очевидцем прохождения военного парада.

5)Предложить родителям прогуляться по городу с ребёнком, рассмотреть праздничное украшение города, возложить цветы к памятникам воинской славы, понаблюдать с детьми за праздничным салютом.

6) Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Предложить родителям посмотреть вместе со старшими дошкольниками фильмы о войне. Например, советские фильмы: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры».

При обсуждении фильмов и мультфильмов нужно не торопиться отвечать на вопросы детей: «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?». Стоит спросить: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо делать паузы, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.

7) Предложить послушать военные песни: «Прадедушка», «День Победы», «Главный праздник», «Катюша», «Три танкиста»

8) Предложить детям выучить отрывок стихотворения М. Исаковского «На век запомни….» и поздравить близких с праздником.

9) Предложить детям по сюжетным картинкам о войне, о праздновании Дня Победы составить свой небольшой рассказ.

10) Предложить родителям вместе с детьми составить небольшой рассказ о подвигах героев Великой Отечественной войны: лётчиках, танкистах, снайперах, медсёстрах, пехотинцах. Предложить изготовить книжечку (как открытку) из листа А4, сложить пополам, на внешней стороне ребёнок нарисует героя, о котором будет рассказывать, внутри взрослый или ребёнок печатными буквами запишет рассказ. Ребёнок должен рассказать самостоятельно.

Предложить детям организовать в группе выставку таких книжек - самоделок.

11) Предложить родителям вместе с детьми изготовить из бросового материала боевую военную технику для выставки к празднования Дня Победы! К Дню 9 мая! Которая будет организована в группе детского сада.

В заключении рекомендации «Как рассказать детям о войне» можно сказать, что невозможно о войне рассказать за один раз. К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказывать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.

И самое главное, нам никогда не следует забывать, какой ценой досталась это победа над фашизмом! Поэтому нужно ценить сегодняшнее мирное и спокойное время. И быть благодарным нашим ветеранам войны и тыла! И так же доблестно как наши предки продолжать охранять и защищать от внешних врагов рубежи нашего государства.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее