Что же такое «ИДЕАЛ»?
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?
Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.
«Давайте предложим как можно больше вариантов решений!»
На данном этапе принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. А затем выбирается из них наиболее точный вариант.
«Есть ли какие-либо хорошие решения?»
Это – этап первичной оценки. Действительно, ведь есть совершенно несуразные варианты, которые были предложены, что называется, ради смеха. Хотя были случаи, когда за внешней несуразностью скрывались оригинальные решения. Первичная оценка нужна как раз для того, чтобы отсеять наиболее неуместные варианты. Каждое из решений оценивается по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение подходит, но не является достаточно оригинальным, «–» – это решение не подходит
«А теперь выберем один вариант!»
Вот на этом этапе каждый школьник должен не только выбрать вариант, приемлемый с его точки зрения, но и обосновать его. Лучше, чтобы это было сделано письменно. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.
После обсуждения некоторых вариантов – сколько позволит время, – переходим к этапу «Л».
«Любопытно, как это будет выглядеть на практике?»
На этом этапе учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план реализации варианта. Школьники могут обратиться к тем рисунками, которые они сделали на этапе «И», чтобы дорисовать их до окончательного решения.
На этом этапе ведущий содействует реализации задач фаз реализации смысла и рефлексии. Учащиеся сравнивают свои представления о способах решения проблемы до и после использования стратегии ИДЕАЛ. Далее, создавая план реализации решения, школьники самостоятельно систематизируют сведения, подводят итоги работы и имеют возможность сопоставить свои варианты с вариантами одноклассников.
После обсуждения планов реализации ученики обычно хотят услышать правильный ответ.