«Зимний фестиваль знаний 2026»

Как дать мат конем и слоном

Дать суть матования короля конем и слоном в три этапа, расширение кругозора детей, повышение спортивного мастерства юных шахматистов.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Новый Уренгой


Технологическая карта дистанционного занятия

педагога дополнительного образования

группа 1а на 30.04.


Аббасова Мадина Энверовна


Программа: Шахматы

Год обучения: 1

Тема занятия: «Как дать мат конем и слоном».
Тип занятия: Изучение нового материала
Цель: Дать суть матования короля конем и слоном в три этапа, расширение кругозора детей, повышение спортивного мастерства юных шахматистов.
Задачи:

Образовательные

  • познакомить обучающихся с понятием «перекрытие»;

  • сформировать представление о борьбе коня и пешки против слона;

  • выполнить практические задание по теме.

Развивающие

  • развитие интереса к шахматам, как настольной интеллектуальной игре, активизация мыслительной деятельности; развитие творческой активности; развитие умений обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к шахматам;

  • воспитывать культуру поведения при индивидуальной работе, при работе в сети Интернет.


Виды работы: видео урок, устная.

Методы: наглядные (демонстрация видео урока), словесные (беседа), практические (выполнение практического задания, решение задач).

Приёмы: работа с видео ресурсами.

Форма контроля: Практическая работа

Сервисы и инструменты для организации образовательного взаимодействия: Viber, Zoom, АИС СГО «Сетевой город. Образование»

Оборудование: компьютеры с выходом в сеть Интернет

Дидактические средства: презентация Microsoft PowerPoint.

Планируемые результаты:

Предметные: - отвечать на вопросы педагога; умение правильно играть в пешечном эндшпиле; закрепить умения работать в сети.

Личностные: - учить проверять себя; учить давать оценку своим действиям; развивать логическое мышление, речь, развивать практические навыки работы с сетевыми ресурсами.


Этапы занятия

Действия педагога

Действия обучающихся

Используемые ресурсы

Организационный (установление связи, объявление темы, постановка цели и задач, мотивация).

Оповестить обучающихся путем сообщения в группе Viber о дате и времени начала занятия. Создать конференцию на платформе Zoom. Выслать всем обучающимся идентификатор конференции 46-005-8993. В назначенное время начать конференцию.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас практическая работа на тему «Как дать мат конем и слоном».

Просмотир видео урока;

  • Решить задачку;

  • Практическая работа – игра с компьютером в установленном программном обеспечении (приложении).

Получают сообщения в группе Viber, в назначенное время выходят на связь в он-лайн конференции на платформе Zoom






Слушают педагога

Viber для оповещения о начале занятия;

Программа для

проведения

онлайн-занятий

Zoom.

Основной (ход занятия).

Но для начала мы с вами вспомним, какие же правила поведения вы должны соблюдать при работе в он-лайн режиме?




Молодцы, все верно. А сейчас внимание на экран и внимательно смотрим видео урок.


Итак, сделаем выводы:

Суть матования в общем можно разбить на три этапа:

- Захват центра

- Блокировка короля противника на крайней линии доски

- Матование


На этапе захвата центра неточностью будут совсем идиотские ходы вроде возвращения коня назад в угол и т.п. Сделать их сознательно шахматист вряд ли сможет. Тут любые ходы могут быть отличные или хорошие. Делайте их уверенно и спокойно. Помните, потеря 1-2 темпов на данном этапе не критична и запас в одну неточность у Вас по прежнему остаётся. Вы всё успеваете!

Завершив захват центра Вы переходите к блокировке короля соперника на крайней линии доски. Запомните позицию на диаграмме. Именно к ней (или одному из ещё трёх её зеркальных вариантов) Вы должны прийти:




Я надеюсь, что вам понравился видео урок. И я предлагаю немного размяться и в качестве физ.минутку. Вставайте со своих мест и разомнемся!











А сейчас решим задачку!

Ход белых, игра на мат.

На картинке изображена последняя позиция перед матом. Не думаю, что её стоит запоминать - по сути это простейшая тактическая задача.


Решение:

1.Кс5 Кра8
2.Сf5 Крb8
3.Ка6+ Кра8
4.Сb









Молодцы! Ребята, а сейчас выполним практическую работу самостоятельно. Инструкцию по выполнению заданий я отправлю вам через сообщения в Viber и через АИС «Сетевой город».



Инструкция к практической работе:

  1. Решить задачку: игра на мат. Ход белых.

  2. Выполнить задания, сделать фотографию и отправить в Viber.

  3. Игровая практика.
    Игра с компьютером в установленном программном обеспечении (приложении).

Ответы детей: Не перебивать педагога, постараться не издавать посторонних звуков и шорохов, если что-то непонятно привлечь внимания педагога поднятием руки или сообщением в чат.


Смотрят видео урок

https://www.youtube.com/watch?v=sYGyX5_SBUw


















Обучающиеся делают физкультминутку.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15388891468353381365&text=физминутки+для+детей+6-7+лет+в+детском+саду+картотека&path=wizard&parent-reqid=1587103430010197-522147997482523938100205-production-app-host-vla-web-yp-121&redircnt=1587103448.1













Заходят в чат и открывают сообщение.















Zoom









































Контроль усвоения материала (формы контроля).

Практическая работа

Решить задачу на мат.

Игровая практика.

Форма фиксации результата – фотография с выполненными практическими заданиями отправленная через сообщение в Viber.

Критерии оценки:

Решение верно:

1.Кс5 Кра8
2.Сf5 Крb8
3.Ка6+ Кра8
4.Сb

Игра с компьютером – высокий уровень

Игра с компьютером. Неправильно решена задача – средний уровень.

Не играл, не решал– низкий уровень

Выполняют практическую работу, делают фотографию и отправляют педагогу через Viber.

Игра с компьютером в установленном программном обеспечении (приложении). Результат игры отправляют педагогу через Viber.


Viber


Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Домашнее задание:

  1. Выполнить практическую работу

и скинуть в Viber.


- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, спасибо за занятие. Если у вас появились какие-либо вопросы, пишите в чате или в комментариях. Я обязательно на них отвечу.

О времени следующего он-лайн занятия я сообщу вам в нашей группе в Viber. Также следите за информацией в сетевом городе. Там буду присылать вам практические работы.

- До свидания!

Слушают педагога



























Прощаются

Zoom

Viber












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее