«Зимний фестиваль знаний 2025»

К. Д.Ушинский "Наше Отечество"

Конспект урока УМК "Школа России"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Ф.И.О Байбекова Татьяна Равилевна

Предмет: обучение чтению

Класс: 1г

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: К.Ушинский "Наше Отечество"

Цель: Формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.


Задачи: - воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории, гражданственность;

- способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;

- учить рассуждать на заданную тему.


Формирование УУД:


Личностные УУД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию.

  • Формирование интереса (мотивации) к учению.


Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

  • работать по коллективно составленному плану;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • высказывать своё предположение.

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.


Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

  • Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;


Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.

  • Участвовать в диалоге на уроке.

  • Участвовать в работе в паре.



Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I Мотивация к учебной деятельности ( 2 мин) Цель: настроить учащихся на работу, проверка готовности учащихся

Подготовка учащихся к уроку

Организует. Поверяет готовность к уроку



Личностные: самоопределение

Регулятивные: постановка учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищами и учителем

II Актуализация опорных знаний

Цель: повторить ранее полученные знания

Осуществляют повторение

Контроль, организует фронтальную или индивидуальную работу

1. Разгадывание слова


- Рассыпались слоги. Соберите их и вы узнаете слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (РО, ДИ, НА)


- Какое слово получилось? (Родина)


- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?



Составлять слова из слогов

Личностные: самоопределение

Регулятивные: постановка учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищами и учителем

III Постановка учебной цели

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановки учебной цели, задач урока

Ставят цели, формулируют тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Выдвигает проблему

- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина.




Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и товарищами

Регулятивные: целеполагание

IV Изучение нового

цель : выявление обучающимися новых знаний, развитие умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Составляют план достижения учебной цели и определяют средства

Выдвигает проблему

Создает эмоциональный настрой на..

Формулирует задание ...

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Проводит параллель с ранее изученным материалом


1. Беседа о том, что такое Родина


- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?

Родина – это то место, где мы родились и живем.

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.

Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.



Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…


А другим, наверно, вспомнится,

Свой родной, московский двор

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног


И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!



2. Подготовка к чтению рассказа


- Сейчас мы будем читать рассказ, который написал великий русский педагог и писатель К.Д. Ушинский. (Портрет на доске)


- Прочитайте название рассказа на доске.


- Как вы понимаете слово "Отечество"?


- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Татьяна. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Татьяна Равилевна: Татьяна, дочь Равиля.


- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.

(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.)


3. Первичное чтение рассказа учителем

4. Беседа по содержанию:


- Как называется рассказ, который я вам прочитала?


- Что нового вы узнали из рассказа?


Чтение рассказа по цепочке


6. Выборочное чтение: (парная работа)


- Почему автор называет Россию отечеством?


- Почему автор называет Россию Родиной?


- Почему автор называет Россию матерью?


- У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля. Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.


7. Беседа по иллюстрации


- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)


- Кто изображён на иллюстрации сверху?


- Как зовут этого всадника?


- Что он делает?



- Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)

- В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.


- А как изображено настоящее?


- А есть ли на земле другие государства?


- Где вы уже побывали, в каких странах?


- Скучали вы по родному дому? Почему?


- Хотелось ли вам возвратиться домой?


- А как всё это можно назвать?


- Может быть у человека две или три Родины?


- Почему?


- Прочитайте, как об этом сказано в тексте.


- Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,

хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые. Символом дома когда-то была земля, взятая от родного порога, которую в ладанке носили на груди воины, вынужденные сражаться вдали от родного дома.

Родина – ты сам, как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,

«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. Умей за нее постоять, ее защищать, ею гордиться, умей передать эту гордость другим.



Осознано читать текст, вести беседу по прочитанному, отвечать на вопросы. Объяснять смысл непонятных слов. Находить информацию в тексте. Вести беседу по картинке.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: составление плана и последовательности действий

VЗакрепление нового

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Решают типовые задания

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение.

Подводит в выводам. помогает установить причинно-следственные связи.

Акцентирует внимание на конечный результат

1. Игра "Собери пословицу"


Своя земля и / в горсти мила.


Родина краше солнца,/ дороже золота.


Каждому свой / край сладок.



Продолжи пословицу: Родина - мать, умей…(за нее постоять).


- Как вы понимаете эту пословицу?

Издавна родина – самое дорогое место для человека. Мы должны любить свою Родину. А это значит:

  • знать ее историю,

  • сохранять и преумножать ее богатства,

  • беречь природу,

  • всегда думать о ней, прославлять ее словами и поступками.


Объяснять смысл пословиц

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задания, умение осознано и произвольно строить высказывания

Коммуникативные: управление поведением партнером, контроль, коррекция, оценка действий партнера

Регулятивные: контроль действий

VII Рефлексия

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Формулируют конечный результат своей работы

Отмечает степень вовлечения учащихся в работу на уроке

- Какой праздник отмечается в стране?


- Вы будущие защитники нашей Родины.



Познавательные: рефлексия

Коммуникативные: умение выстраивать диалогическую и монологическую речь

Личностные: смыслообразование


НА

ДИ

РО









































Родина

Отечество









Своя земля и в горсти мила

Родина краше солнца, дороже золота


Каждому свой край сладок









Родина - мать, умей за нее постоять

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее