«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Изучение хронологических периодов истории с применением технологии развития критического мышления.

Методическая разработка по организации уроков истории для среднего и старшего звена. Описание применения технологии развития критического мышления совместо с методикой изчения хронологических периодов.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Изучение хронологических периодов истории с применением технологии развития критического мышления.

Автор Летич Алена Игоревна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ» г. Новокуйбышевск

Добрый день, уважаемые коллеги.

История очень объемный, многогранный предмет, наполненный большим количеством событий и явлений. Как способствовать плодотворному изучению обучающимися исторического материала? В этом вопросе можем помочь мы – учителя. Я работаю в школе 5-й год. Мне повезло, так как у современного учителя есть возможность отобрать наиболее универсальный набор приемов и методов обучения для каждого класса и отдельного ученика. Я остановила свой выбор на технологии развития критического мышления и проблемно-хронологическом методе.

Основой моей деятельности является педагогическое кредо, выраженное в словах Янковича де Мариево: «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваясь понимания, а не одного только запоминания».

Почему же я остановилась именно на этой системе? Начав работать, я столкнулась со многими проблемами, но самые главные из них связаны с низким уровнем знаний исторической хронологии, а так же, с тем, что обучающиеся испытывают серьезные затруднения в том, чтобы выразить собственную точку зрения и аргументировать ее.

В основе моей работы лежат труды таких педагогов как Дж. Стила, К. Меридита и Ч. Темпла, а так же, известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. С. Выготского. Совместное использование технологии развития критического мышления и хронологического метода позволяет не только изучать историю по периодам, но и анализировать, сопоставлять, сравнивать произошедшие события. Это поможет решить выявленные мною проблемы.

Для достижения высоких результатов возможно использование различных схем работы, условно названных мной, как горизонтальная, вертикальная, схема «Звезда», «Снежинка», «Цветок» и «Пирог». Остановлюсь на некоторых из них более подробно.

И так, когда работа будет строится по горизонтальной схеме, то анализ событий может происходить по линии взаимосвязи процессов в разных странах в один и тот же хронологический период. В результате этого, обучающиеся определят характерны черты развития как для разных государств, так и для периода в целом. На слайде продемонстрировано 2 примера описанного элемента.

Вертикальная схема позволяет проследить связь событий в рамках одного государства на протяжении нескольких последовательных исторических этапов. 2 примера этого элемента так же представлены на слайде. Использование этой схемы способствует формулировке аргументированного суждения о характере и сущности развития той или иной страны.

В случае использования схемы «Снежинки» по кругу будет расположено несколько ( от 3 до 10) государств, а линии их соединяющие будут обозначать события происходившие в них и имеющие общие причины или результаты (соответственно, будет отличаться название: схема причин, последствий или результатов). При этом перед обучающимися ставится задача выделить те или иные линии-события разными цветами, которые позволят еще более точно определить общую характеристику развития стран. Вместо государств можно рассматривать процессы, происходившие в одной стране.

Возможно использование других схем, таких как «Звезда» или «Цветок». Последняя схема была продемонстрирована на моем открытом уроке в 6 классе при изучении темы «Гуситское движение в Чехии». Обучающиеся в процессе выполнения различных заданий смогли дать общую характеристику развития Чехии в XIV-XV вв., которую в конце урока мы закрепили с помощью викторины и заполнения схемы. Так как этой темой заканчивалось изучение истории европейских государств позднего средневековья, последним заданием на уроке было выделить те пункты, которые были характерны для развития других стран в это время. Это помогло ребятам выстроить целостную картину социально-политических процессов Европейских государств.

Схема «Звезда» заполняется таким образом, что центральное событие периода в указанном государстве размещается в середине, а в 3-6 равноудаленных от него точках располагаются наиболее яркие последовательные явления, объединенные причинно-следственными связями.

Следующей возможной схемой является «Пирог», которая так же продемонстрирована на слайде. Представлена она в форме круга, разделенного на несколько (от 2-х и более) частей, в каждой из которых прописывается государство или союз стран, оказавший непосредственное воздействие на указанное событие, а так же цели, интересы или причины действия участников. Все эти схемы я использую, для осмысления обучающимися того, что исторические процессы объединены какими-либо общими причинами и основаниями, что помогает им запомнить датировку, а это в свою очередь способствует закреплению определенной характеристики для каждого периода истории.

Совмещение технологии развития критического мышления и проблемно-хронологического метода в моей практике обеспечило повышение качества обучения и успеваемости во всех классах, где я преподаю. На слайдах представлена информация о 5-х и 9-х классах. Более того, пятиклассники в мае 2016 года достаточно успешно справились с переводным экзаменом по истории в устной форме, где смогли доказать, что за прошедший год они научились рассуждать и аргументировано излагать свой ответ.

Показательно то, что в прошлом году в Многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда» по предмету история приняли участие только 6 человек, то в этом году участие в ней приняли уже 39 человек. В Международной Олимпиаде по основам наук по предмету история за прошлый год приняли участие 5 человек, 4 из которых получили дипломы призеров, то в нынешнем учебном году участие приняли уже 10 человек. Так же во втором полугодии 2015-2016 учебного года приняли участие и стали призерами на секции истории двое обучающихся 5-х классов в учебно-исследовательской конференции «Юнивика».

Я думаю, что элементы этой системы можно использовать на уроках и по другим предметам. Так ее можно применять, например, на уроках литературы, для того чтобы дать характеристику определенному периоду в творчестве того или иного писателя или характеристику периода по творчеству нескольких литературных творцов. На уроках географии, для того, что бы выделить особенности географического положения и климатических условий различных стран, а затем найти их общие черты. На уроках обществознания, при ознакомлении с темой формационного подхода в изучении общества (в каждой формации можно выделить особенные и общие черты), а так же в работе с другими темами. На уроках краеведения данная методика будет достаточно эффективна для того, чтобы охарактеризовать различные периоды развития того или иного края. Возможно частичное использование даже на уроках физики или химии, что даст возможность четко определить особенности развития науки за выбранный промежуток времени.

Можно сделать вывод, что сочетание данных приемов, поможет улучшить навыки работы с многочисленными заданиями, в основе которых лежит знание хронологических данных истории, а так же научить обучающихся критическому осмыслению причинно-следственных связей различных событий того или иного исторического периода. Решение этих задач отвечает некоторым условиям Федерального государственного образовательного стандарта, а так же требованиям к уровню подготовки выпускников для сдачи итоговых экзаменов по предмету история. Не только знание важнейших дат тех или иных событий, но и осознание того, почему тот или иной процесс произошел именно в это время, понимание взаимосвязи всех исторических событий, способствует формированию чувства патриотизма и гражданственности в умах современников, что немаловажно, для подрастающего поколения.

Мое выступление окончено. Буду рада ответить на ваши вопросы.



















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее