«Осенний фестиваль знаний 2024»

Изучение характерных интервалов по сольфеджио в ДШИ и ДМШ

Методическа разработка урока по сольфеджио по изучению характерных интервалов.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио

в 6 классе «Характерные интервалы»



Цель: Научить умению находить, анализировать и сравнивать полученные знания в применении на практике и анализе музыкальных произведений. 
Задачи: 
образовательная - формирование системы знаний и овладение теоретической грамотностью. 
развивающая - умение применять знания на практике в творческих формах. 
воспитательная - приобщить любовь к предмету через художественные образы 
ХОД УРОКА: 
Тип урока : Урок- объяснение, учащиеся 6кл.  
ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальные ответы учащихся, работа по парам 
МЕТОДЫ: 
а) словесный 
б) наглядный (работа по тестовым заданиям) 
в) практический ( работа по карточкам) 
Теоретическая и практическая часть урока: 
1. Организационный момент. 
2. Озвучивание учащимся темы и цели урока. 
3. Перед объяснением повторяем тему « Интервалы» и закрепляют на примерах. 
Ребята отвечают на поставленные вопросы: 
- что такое интервал? 
- что такое простые интервалы? 
- 2 величины в интервале? (качество и количество) 
- по звучанию интервалы бывают? (диссонирующие и консонирующие) 
- как называется верхний и нижний звуки в интервале 
- что такое гармонический мажор и минор 
4. Интервалы, в своей основе, имеют мелодическое звучание. Голосом мы исполняем интервалы мелодически, т.е. поочередное исполнение каждого звука, а на фортепиано можно исполнить одновременно оба звука, и такое звучание называется гармоническим.
Поэтому диссонирующий интервал, при мелодическом исполнении, теряет свое резкое звучание и становится мелодическим. 
4. Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую тему, которая называется «Характерные интервалы». Перед тем как записать определение нового определения, постараться подвести ребят самим к этому правилу и его значению, через ряд вопросов. Какая величина присутствует в названии интервала? (ответ - качественная). Сначала проанализируем применение характерных интервалов в муз. произведениях и их гармоническое осознание на фортепиано. После анализа произведений переходим к построению интервалов у доски для выяснения его количественного состава. 
5. Переходим к работе в ладу. Работу проводим в тональности До мажор. Задание: построить на всех ступенях лада интервал секунду в гармоническом мажоре и определить на какой ступени будет строится ув.2. После построения ученики определили ув.2 на VI пониж. ступени. Для того чтобы найти где строится ум.7 вспоминаем правило обращения простых интервалов. Делаем обращение ув2 и получаем ум7 на VII ст. Вопрос: какие ступени входят в характерные интервалы? ( ответ : неустойчивые), а неустойчивые ступени требуют разрешения. 
6. Вспоминаем правило разрешения ступеней. Определяем какие ступени входят в характерные интервалы – 6 и 7 ст. По правилу разрешения 6 ст. переходит только в 5,а 7 ст.только в 1ст. Поэтому, в ув2 звуки при разрешении расходятся в ч4,а в ум7 звуки сходятся в ч5 и в мажоре и миноре. Построить интервалы в тетради и разрешить, сольфеджировать с ручными знаками. Записать ув2 – ум7 в таблицу. Делаем вывод: ув2 строится на VI ст. в мажоре, и VI пониж.ст. в миноре, ум7 в мажоре на VII ст., в миноре на VII повышен.ст.( показ таблицы простых интервалов). 
7. Работа по учебнику. С23 у2 – задание: сольфеджируйте упражнение и найдите характерные интервалы. 
8. Предложенные примеры ув2 – ум7 спеть в различных ритмах с использованием восьмых, четвертных длительностей 
9. Поем устно короткие диктанты с использованием интервала ув2 и ум7. 
10. К доске вызываются два ученика, каждый работает в своей тональности. 
Дается задание в тональности «Соль мажор» и «ре минор»: 
1.Записать звукоряд гармонического мажора и построить увеличенную секунду и уменьшенную септиму с разрешением. 
2.Записать звукоряд гармонического минора и построить увеличенную секунду и уменьшенную септиму с разрешением. 
11. Сравниваем увеличенную секунду с малой и большой секундой и уменьшенную септиму с малой и большой септимой по количеству и качеству. Вспоминаем правила количество и качество интервалов. 
12. Проверяем построение учащихся, исправляем ошибки, делаем выводы. 
Правила: 
1. Увеличенная секунда шире большой секунды на полтона. 
2. Уменьшенная септима уже малой септимы на полтона. 
3. Энгармонизм интервала - интервалы различные по количеству ступеней и одинаковые по тоновому составу или звучанию. 
4. Диссонирующие интервалы при разрешении переходят в консонирующие. 
5. Диатонические интервалы – интервалы, которые строятся на основных ступенях лада.
13. Работа по учебнику Г. Калининой: с. 22 у.3, с.23 у.1 – в первом задании определить ув2 –ум7, второе задание найти характерные интервалы. Это задание для закрепления построения и определения интервалов. 
Заключение: 
14. Подведение итогов. Выставление оценок. 
15. Дом. задание.



















































Методическая разработка открытого урока

по сольфеджио в 6 классе

«Характерные интервалы»

















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее