Изучение истории
в составе курса «Окружающий мир»
в начальных классах
Учитель начальных классов
Гордевская Татьяна Николаевна
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основываются всё школьное обучение и воспитание на последующих образовательных ступенях. Именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой – научить ребенка учиться. Именно здесь закладываются основы нравственности, духовного развития личности, формируется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия. Главной идеей начального обучения на современном этапе является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к их умственному, эстетическому и нравственному воспитанию.
Сегодня это очень четко прописано в стандартах второго поколения для начальной школы, куда входят три основные группы требований: к структуре стандартов, к результатам их освоения, к условиям их реализации. Следует подчеркнуть, что требования к результатам – это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования.
Возникает и еще один вопрос – а знают ли учителя средней школы о том, что происходит в начальной? Интересно отметить, что многие учителя истории не знают, что в начальной школе изучают их предмет- в составе интегрированного курса «Окружающий мир», который состоит из природоведческой и историко-обществоведческой составляющей. В I–II кл. они изучаются интегрировано, а в III–IV кл. разделяются на две самостоятельные части.
Изучение систематического курса истории начинается в V классе с довольно сложного, но очень интересного курса «История Древнего мира». Но чтобы его хорошо усвоить, понять и запомнить, надо уметь работать с картой, с хронологией, надо иметь развитое воображение, чтобы представить первобытных людей, древних египтян, «побывать» на олимпийских играх в Древней Греции и т. д. И очень хочется, чтобы учащиеся выполняли как можно больше творческих заданий. Очень хочется, чтобы они все это уже умели. Однако навыков и умений без знаний не бывает, и опыт осуществления способов деятельности приобретается на базе знаний и умений.
Содержание исторического образования предлагает знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям. В связи с этим особую роль в школьном историческом образовании играет начальный этап изучения дисциплины – пропедевтический, то есть предварительный курс истории. Однако младших школьников надо не только вооружить знаниями о прошлом своего Отечества, но и научить методам исторического познания, умению работать с различного вида информацией.
Для успешного обучения детей новым знаниям и умениям надо сначала вызвать у них интерес к этому новому, желание и стремление овладеть им, т. е. прежде чем учить что и как, нужно вызвать у учащихся интерес и желание узнать почему и откуда, а также для чего мне это нужно.Поэтому очень важный компонент – мотивация.
История в начальной школе – как раз тот предмет, при изучении которого учебно-познавательные мотивы могут развиваться очень активно. История – это интересно, это необычное «путешествие в прошлое на машине времени». У учеников почти нет представлений о прошлом, и его надо создать эмоциональным рассказом учителя, интересным авторским текстом учебника, иллюстрациями, которые хочется рассматривать.
Основная задача исторической пропедевтики на начальном этапе обучения истории – это погружение учащихся в мир новой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также овладение простейшими приемами специфической познавательной деятельности. А также подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории. Необходимо обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителем которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. С историко-культурных основ надо начинать долгий, длиною в жизнь, путь приобщения ребенка к общечеловеческой культуре.
Ребенка надо ввести в мир истории через вещно-материальную среду, что даст возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической; научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем; помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Предметную основу курса на начальном этапе должны составить фрагменты истории, которые дети способны понять на основе личного жизненного опыта и знаний о прошлом свей семьи, родного края. При этом следует учитывать, что социальный опыт детей достаточно мал, а исторические события они склонны рассматривать по аналогии со своим жизненным опытом.
При формировании исторических знаний надо опираться на то, что ученикам близко и знакомо: история своей семьи, история родного края. За россыпью историко-социальных фактов, научных гипотез, конкретных деталей быта мы должны увидеть народный характер, который вырастает в семье и творит историю народа и человечества. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
Широкое использование краеведческого материала помогает усвоить идею, что история большой и малой Родины тесно взаимосвязаны. Создание представлений о тесной взаимосвязи истории Отечества и истории семьи, их родного края, о преемственности между культурой прошлого и культурой современности способствует тому, что отношения «человек – история» наполняются в сознании школьника конкретным, близким и понятным содержанием. Это помогает детям осознать связь изучаемого материала со своей жизнью, формирует ценностное отношение к прошлому.
Знакомство на первом этапе с материальной культурой дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической. Постепенно формируется понятие исторический источник, а также демонстрируется многообразие форм познания окружающего мира.
Современная наука вносит новое, человеческое измерение в понимание термина история. И на вопрос о содержании предмета истории она отвечает: это люди и их дела, это люди и их действия, это представления людей о самих себе и об окружающем мире, отраженные в формах их общения друг с другом, обычаях, ритуалах, запечатленные в памятниках письменности и зодчества, в художественном творчестве, быте.Человек оставляет на земле «следы» своей деятельности. И с этих «следов» мы и начинаем изучение истории.
Исторические знания многообразны по своему характеру, они тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют организованную целостность. Основа исторических знаний – факты, фундамент фактов – время и пространство, отражение действительности в сознании человека, чувственное выражение представления, о предметах, людях, исторических событиях – исторические образы. Образы аккумулируют в себе не только исторические знания, но и связанные с ними эмоции. Благодаря этому они служат для учащихся младших классов опорой в формировании исторических понятий и представлений. Также важный структурный элемент знаний – научное объяснение исторических фактов.
Учитывая структуру исторических знаний, выделяются существенные элементы пропедевтического курса истории, которые будут расти вместе с учеником, развивать его историческое воображение и понимание истории. Таковым является прежде всего историческое время (счет лет и периодизация событий и процессов). Это одна из важнейших категорий, которую дети должны усвоить. Она помогает устанавливать временные отношения между изучаемыми факторами, способствует познанию последовательности исторических событий, их длительности и синхронности. Опыт показывает, что временные представления укрепляются и становятся более четкими, если связаны с социальным, жизненным опытом детей 9–10-летнего возраста на примере смены поколений в своей семье. Прослеживая жизнь нескольких поколений в своей семье, легко проследить изменения, которые произошли за 100 лет. При этом создается почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений более отдаленной эпохи.
Дети начальной школы должны усвоить и вторую основную категорию, в которой протекает исторический процесс – это представления о пространстве. Важное значение имеет историческая карта. Ее изучение должно помочь в усвоении и осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселение и передвижения народов, образование государств и расширение их границ, торговые связи, военные походы. Карта дает пространственное размещение исторических событий, локализирует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Наконец, кроме объекта познания, она может служить средством развития мыслительных способностей учащихся.
Восприятие и понимание карты для учащихся младших классов представляет ряд трудностей. Историческая карта имеет свою специфику по сравнению с географической. Особенностью исторической карты является то, что она дает изображение событий во времени, в динамике. Наряду со знаками и символами географической карты здесь есть еще свои условные обозначения. Надо учить детей не просто механически запоминать место в его условном изображении, а соотносить исторические факты с их географическим местоположением.
Третья важнейшая категория – это развитие. Эту категорию в начальной школе легко усвоить на примере развития предметов материальной, бытовой культуры. Быт – это обычное протекание жизни в ее реальных практических формах, это вещи, которые нас окружают, это наши привычки и каждодневное поведение.
Дети в начальной школе воспринимают все события через свое «Я». Соответственно первый круг погружения в историю – «Я и моя семья», «Я и мое имя», «Я и вещи, которые меня окружают». Второй круг – «Место, где я живу», «Город, страна, символы». Третий круг – «История моей страны». Поэтому вторая часть исторической пропедевтики (которая изучается в IV классе) показывает события отечественной истории через деятельность государственных правителей, полководцев, путешественников, изобретателей, художников, архитекторов, музыкантов. В результате дети знакомятся с важнейшими историческими событиями своего Отечества, с памятниками культуры, с национальными традициями, получают представления о жизни наших предков в разные эпохи.
В процессе изучения пропедевтического курса истории формируются такие умения, как: умение работать с хронологией, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, соотносить год с веком, тысячелетием; читать историческую карту, использовать легенду к ней, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием; уметь использовать в рассказе различные исторические знания, дополнительный текстовой материал, иллюстрации, рисунки, картины, предметы материальной культуры, архитектурные памятники; устанавливать связь между содержанием текста и иллюстрациями, сравнивать, выделять общее и различия, привлекать историко-краеведческий материал.
Учебник ориентирован на развитие учащегося как личности, как индивидуальности, как активного субъекта, не заимствующего готовые выводы, а вырабатывающего свою позицию в системе взаимодействия с учителем и другими учащимися. Учебник позволяет ученику доминировать в учебном процессе и создавать ситуацию, когда ученика не учат, а он учится сам, принимая активное участие в выборе тем и вопросов, в постоянном диалоге и дискуссиях. Это позволяет учителю работать с каждым учеником. Кроме того, меняется функциональная деятельность учителя, которому уже не надо большую часть времени заниматься пересказом содержания. Учитель получает возможность отвечать на вопросы учащихся, организовывать дискуссии, конференции малых групп и другие формы занятий, обеспечивающие ученику возможность активной познавательной деятельности.
Важное место в учебнике для начальной школы занимают иллюстрации. Это – одна из основных форм наглядности в обучении истории. Вместе с текстом они раскрывают содержание курса истории, но делают это средствами образной и знаковой наглядности. Иллюстрации являются единственным средством обеспечения «живого созерцания» объектов исторического изучения.
Таким образом, мы постепенно приучаем детей работать с разными источниками информации. Поэтому важно четко сформулировать вопросы к иллюстративному материалу.
В текстах учебника появляются исторические понятия и термины, без которых порой нельзя обойтись при описании эпохи или события. Безусловно, они не предназначены для заучивания наизусть. Младший школьник должен привыкать к их звучанию, постепенно овладевать ими для дальнейшего образования.
Иными словами данный курс закладывает основы тех умений, которые не только необходимы школьникам на следующих ступенях получения образования, но и будут развиваться вместе с ребенком.
Школьное историческое образование направлено на воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формированию национального самосознания и уважения к истории своей страны и своего народа, а также к культурному наследию страны. Пропедевтические знания о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе направлены на формирование элементарных знаний о человеке и его правах, о демократии.
Возникает и еще один вопрос – а знают ли учителя средней школы о том, что происходит в начальной? Интересно отметить, что многие учителя истории не знают, что в начальной школе изучают их предмет- в составе интегрированного курса «Окружающий мир», который состоит из природоведческой и историко-обществоведческой составляющей. В I–II кл. они изучаются интегрировано, а в III–IV кл. разделяются на две самостоятельные части.
Преподавать историю в начальной школе задача не из легких, к тому же в нашей стране данная практика не получила широкого распространения как в других странах и не является нормой.
«Обучая истории в начальной школе, нужно знать, как развивается детское мышление с самых ранних стадий до достижения зрелости и в каких формах оно проявляется. Обучение в начальной школе, содержание, методы и формы организации должны быть прямо ориентированы на закономерности психического развития».
Для успешного обучения детей необходимо вызвать у них интерес к новому, желание и стремление овладеть этими знаниями, помочь осознать для чего им это нужно.
История в начальной школе - это область знания, при изучении которого активно развиваются учебно-познавательные мотивы. История - это необычное «путешествие в прошлое на машине времени». Мотивация обуславливается не только тем, что история для учеников начальной школы является новым предметом (включенным в курс Окружающий мир), но заключатся, прежде всего, в методике преподавания этого предмета, то, как учитель излагает материал. Важную роль здесь играют методы и средства, привлекаемые на уроки истории. Поэтому учитывая возрастные особенности младших школьников, учебный материал по истории должен излагаться красочно и ярко с применением различных средств наглядности.
Основная задача начального этапа обучения истории - ввести учащихся в контекст исторической науки и помочь детям ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности. На этом этапе важнее всего научить работать с текстами, в том числе с такими их разновидностями, как карты, таблицы (хронологические, генеалогические и т.п.).
Начальная школа представляет собой основу, на которой базируется все школьное обучение и воспитание. Главная задача начальной школы состоит в том, чтобы воспитать гармоничную и всестороннеразвитую личность и это воспитание должно соответствовать стандартам второго поколения.
Систематическое изучение истории начинается с 5 класса, но оно не будет таким успешным, если у ребенка не будут сформированы основные навыки и умения работы с картой или хронологией, творческой деятельности и воображения, которые в свою очередь невозможны без соответствующих знаний. На формирование таких знаний, умений и навыков и направлен предварительный или пропедевтический курс истории (включен в курс Окружающий мир).
Учителю начальных классов важно понимать, что у учеников начальной школы еще нет исторических знаний о прошлом, поэтому задачей изучения исторического материала в начальной школе является наделение ученика этими знаниями и обучение основным методам исторического познания, специфической познавательной деятельности, подготовка ребенка к систематическому изучению истории в средней школе.
Предметную основу курса должны составлять такие знания по истории, которые ребенок может связать со своим личным жизненным опытом, для лучшего понимания истории. При этом следует учитывать, что этот опыт еще совсем мал. При формировании исторических знаний следует опираться на то, что ученикам близко и знакомо: историю своей семьи, историю родного края.
Не маловажным критерием в отборе исторических знаний для начальной школы является и тот факт, что вместе с ребенком растут и его знания. В этом возрасте все события дети воспринимают через свое "Я" и в соответствии с этим выделяют три ступени изучения истории:
1. "Я и моя семья", "Я и вещи, которые меня окружают";
2. "Место, где я живу", "Город, страна, символы";
3. "История моей страны".
При учете всех этих критериев в процессе изучения истории формируется ряд умений: умение работать с хронологией, устанавливать продолжительность и длительность исторических событий, соотносить год с веком и тысячелетием; умение работать с исторической картой; умение использовать в рассказе свои исторические знания, а также устанавливать связь между текстом и иллюстрацией.
Иными словами данный курс закладывает основы тех умений, которые не только необходимы школьникам на следующих ступенях получения образования, но и будут развиваться вместе с ребенком.