План-конспект урока ИЗО
Дата проведения: 9. 12. 2011г.
Класс: 6
Тема: Изображение пространства.
Цель урока: Расширить знания учащихся о правилах линейной перспективы в изобразительном искусстве.
Задачи урока: - Расширить представление детей о жанре пейзажа, ознакомить с работой художников в этой области.
- Развивать зрительную память, образное воображение, композиционное мышление, художественный вкус.
- Научить применять свои знания о линейной перспективе для рисования пейзажа.
- Воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование:
Для учителя: бумага (А3), краски (гуашь), кисти №8, №3, баночка с водой
Для учащихся: бумага (А3), краски (гуашь), кисти №8, №3, баночка с водой.
Зрительный ряд: репродукции разных картин с изображением пейзажа
Этапы урока:
Организационный момент – 1 минута
Объяснение новой темы –5 минут
Практическая работа –25 минут
Подведение итогов урока –14 минут
Продолжительность урока: 45 минут.
Ход урока.
Организация класса.
Проверка посещаемости, готовности к уроку.
Объяснение новой темы
Что такое лес? Сосны до небес,
Берёзы и дубы, Ягоды, грибы...
Звериные тропинки, Пригорки и низинки,
Мягкая трава, На суку сова.
И родник с живой Ключевой водой.
На картинах какого жанра можно встретить такие картины? Это пейзаж.
А что самое главное в изображении пейзажа? Это показать пространство. Тема нашего урока «Изображение пространства в пейзаже» и все вы сегодня нарисуете замечательный пейзаж.
Найдите науку, которая изучает законы построения изображения предметов при разном их удалении от наблюдателя. (слайд с названиями)
С правилами линейной перспективы вы немного знакомы: это параллельные линии сходятся на линии горизонта (линии наших глаз) и – предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.
Практическая работа.
Изобразим закат. Люблю вечерний я закат
И горизонт с далёким солнцем,
Где сумерки вечерние таят
Заката краски, теплый свет в оконце
При работе мы должны использовать знания о линейной перспективе. С чего начинается работа над любым рисунком? С подмалёвка (основа). Небо. Краски можно смешивать как на палитре, так и на листе. Рисуем небо, здесь оно заканчивается и начинается земля. Как называется эта линия? Линия горизонта. Здесь мы начинаем рисовать другим цветом. Везде ли одинаковым цветом нужно нарисовать землю?
Теперь деревья .На линии горизонта деревья будут маленькими. На первом и на втором плане деревья будут отличаться по величине. Можно добавить кустик, тропинку (тоже с перспективным сокращением)Деревья против света будут выглядеть тёмными, даже чёрными.
Подведение итогов урока.
Организация выставки рисунков. Обсуждение, вопросы: Всем ли удалось правильно показать перспективу? Покажите самую, на ваш взгляд, удачную работу.
Уборка своих рабочих мест.
Самоанализ урока
Тема моего урока – изображение пространства в пейзаже – это вторая тема в 4 четверти в 6 классе. Основной замысел проведённого мной урока заключался в том, что рисовать не сложно: можно и без карандаша, и быстро, и правильно.
Цель урока: Расширить знания учащихся о правилах линейной перспективы в изобразительном искусстве.
Задачи урока: - Расширить представление детей о жанре пейзажа, ознакомить с работой художников в этой области.
- Развивать композиционное мышление, образное воображение, художественный вкус.
- Научить применять свои знания о линейной перспективе для рисования пейзажа.
- Воспитывать любовь к окружающему миру.
Содержание урока следующее: Для эмоционального настроя учащихся я читала стихи, для актуализации знаний – задавала вопросы. Использовала зрительный ряд, который показывает как художники добиваются выразительности, используя законы перспективы. Уроки ИЗО как никакие другие демонстрируют принципы личностно-ориентированного подхода, т. к. каждый ученик рисует по-своему, а учитель помогает ему выразить свой внутренний мир. Для создания мотивирующей ситуации и ситуации успеха я сама показывала все этапы практической работы.
Представим: любой человек каждый день видит дерево и видит изображение дерева на картине, а вот как создавалось это изображение - он не знает. Как бы долго учитель не объяснял, что ствол дерева сужается кверху, а ветки имеют разную толщину и направление, ученик всё равно нарисует по-своему – прямоугольный ствол с обрубленной вершиной и параллельные одинаковые ветки. А если учитель систематически будет рисовать вместе с детьми, давая тем самым образец, то пусть не сразу, но когда-нибудь ученик нарисует это дерево правильно. Т. О. учитель активизирует и обогащает субъективный опыт учащихся, стимулирует проявление ими инициативы и самостоятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Для подведения итогов урока нужно всегда организовывать выставку всех работ, для того, чтобы учащиеся могли оценить не только свою работу, но и сравнить её с другими, учились говорить об искусстве, использовать художественные термины.
Считаю, что мне удалось реализовать замысел урока и решить поставленные задачи. Проведённое занятие было направлено на развитие творческих способностей школьников, оно расширило знания учащихся о правилах линейной перспективы в изобразительном искусстве. Дети научились применять свои знания о линейной перспективе для рисования пейзажа. Достоинством проведённого урока можно считать то, что , как мы видим, не было (явно) неудачных работ, настроение ребят и их самооценка не ухудшились, а это способствует формированию позитивного взгляда на мир.