«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Изменение имён прилагательных по родам"

Конспект урока на тему "Изменение имён прилагательных по родам."

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.

Цель: развитие умения употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания.

Задачи:

1. сформировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных;

2. развитие умения изменять прилагательные по родам, развивать связную речь, логическое мышление память;

3. воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: 1.Мультимедийный проектор, компьютер, экран;

2. Сигнальные карточки к рефлексии;

3. Учебник для 3 класса,2 часть

4. Презентация к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент. (слайд №2)

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. И взялись за руки. Молодцы!

- Ребята, скажите как мы будем говорить на уроке русского языка (правильно, красиво выговаривать все звуки). Молодцы!

А что для этого нужно сделать? (артикуляционную гимнастику)

Выполняем упражнения. Каждое упражнение выполняем под счет.

Артикуляционная гимнастика.

- Улыбнулись (я считаю до 3, вы держите улыбку, итак, 1,2,3)

- Трубочка (1,2,3) молодцы!

- Чередуем улыбка, трубочка (1,2)

Упражнения для язычка.

- Качели (верх, вниз 1, 2)

- Часики (вправо, влево 1, 2) выполняем четко.

- Грибок (считаю до 5 держите языки на верху). И еще раз ребята.

Чистоговорка. (Слайд)

Размяли языки и губки. А теперь повторяем за мной чистоговорку.

- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку. Запишем число.

2. Минутка чистописания. (слайд №3)

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

- Кто же пришёл? (весна) (слайд №4)

- Завтра, первый день весны. Все становится ярче. В садах начнут пахнуть почки деревьев. Начнут появляться первые подснежники. А теперь вдохнем глубокий вдох через нос, почувствуем запах подснежников, весны и выдохнем через рот. И еще раз.

Хорошо! Молодцы!

- Продолжаем нашу работу.

- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])

- Дайте ему характеристику. (Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Запишем число.

В вде В евд В дев…

- Индивидуальное задание у Ильи, Димы, Юры.

Вставьте пропущенные буквы и спишите предложения

Вчера веч…ром и ноч…ю шёл сне… . Липкий сн…жок обл…пил все ветки м…ей любимой б…рёзки.



- Пишите красиво, каллиграфически правильно, выводите каждый элемент.

- Найдите самую правильную по форме и размеру заглавную и строчную букву.



3. Новый материал: (слайд №5)

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять род имён прилагательных и правильно писать родовые окончания имен прилагательных.

- Итак, какую цель вы поставите перед собой на этот урок?

(На доске сделана запись)

Лес

большая зимняя еловая

Дорога

большое зимнее снежное

Озеро

большой зимний еловый глубокий

- Прочитайте слова первого столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

- Прочитайте слова второго столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

(слайд №6)

- Подберите к существительным соответствующие имена прилагательные. Задайте к ним вопрос.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы левой руки сжаты в кулак, по очереди разгибаем их, начиная с большого пальца

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья!

(Дима будь внимателен, Саша, Илья, девочки вы тоже)

Лес (какой?) большой, зимний, еловый. (работают у доски)

- Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное лес?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

Дорога (какая?) большая, зимняя, снежная.

Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное дорога?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

Озеро (какое?) большое, зимнее, глубокое.

Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное озеро?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

- Как же можно определить род имени прилагательного?  (Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано).

(слайд №7)

- Прочитайте группы слов:

лето, летний;

белая, белизна, белеет;

смех, смешное, рассмешил.

- Как называются слова каждой группы? Почему?

- Назовите имена прилагательные. (летний, белая, смешное)

- Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (у доски)

(слайд №8)

- Измените прилагательное летний по родам, затем белая, смешное.

(слайд №9)

- Сформулируйте вывод по следующему плану:

  1. Как изменяются имена прилагательные?

  2. Как определяется род имени прилагательного?

  3. На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

(слайд №10)

(слайд №11)

- Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.

(слайд №12) В ходе работы на доске появляется схема:

(слайд №13)

4.Физминутка.

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали,

В стороны развели, вперёд, хлопок, назад, хлопок.

Повернулись вправо, влево, вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5. Закрепление пройденного (слайд №14)

(слайд №15)

1. Прочитайте словосочетания и объясните пропущенные орфограммы.

Б…рёзов…рощ. . , одн. . летн… растение, в. . сточный в. . тер, в. . сенн. . п. . года, ов…щной м. . газин, ст…личн. . м. . тро, ф…вральск. . праз. . ник.

Задание выполняется по рядам:

1ряд выписывает словосочетания, в которых имена прил. употреблены в ж. р.

2ряд – в м. р. ,

3ряд – в с. р.



2. Дополни текст.

Работа в парах.

М арт. Небо и . Такое небо бывает только весной. солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь тепло. На стороне тает. На крыше висит сосулька. С её конца падают капельки.

Слова для справок: яркий, чистый, весенний, солнечный, длинный, голубой.

6. Итог урока: (слайд №16)

- Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы:

- Достигли ли вы поставленных своих целей?

- Научились ли вы чему- то новому?

- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

- Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам).

- Какие родовые окончания имеют?

(слайд №17-19)

(слайд №20)

Сигнальные карточки: (оценивание учащихся)

Работал в полную силу – красный кружок;

Мог работать лучше – зелёный кружок.



7. Домашнее задание.

Упр. 122, с. 48.

5



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее