Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»
Учитель: Артюх Марина Владимировна
Прочитай текст
Зима. Около лунки сидит рыболов. Выловленная рыба лежит прямо на льду. Вдруг на лёд выскочил зверёк, белый-белый, нежно-снеговой, только кончик хвоста чёрный. Это горностай. Лёгкими, воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову. Рыболов узнал своего знакомого. Он бросил горностаю рыбку. Шустрый зверёк с ходу схватил ёршика и в несколько прыжков отнёс в своё ледяное убежище. Через минуту горностай опять был на льду. Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость.
Ответь на вопросы
- О чем текст? Какова его тема?
- Почему автор назвал рассказ «Мал, да удал»? Придумай свой заголовок.
- Где ловил рыбу рыболов?
- Какой зверек выскочил на лед?
- Что сделал рыболов?
- Куда отнес рыбу хищник?
- Какие качества помогают жить горностаю в суровых условиях?
Горностай -
Небольшой зверек с длинным телом на коротких ногах, с длинной шеей и треугольной головой с небольшими округлыми ушами. Длина тела 17 – 38 см, длина хвоста 6 – 12 см. Масса тела от 70 до 260 грамм.
Лексическая работа
Лунка – отверстие во льду.
Ёршик – маленькая речная рыбка.
Составление плана
1 часть
Зима. Около лунки сидит рыболов. Выловленная рыба лежит прямо на льду.
Рыболов.
Составление плана
2 часть
Вдруг на лёд выскочил зверёк, белый-белый, нежно-снеговой, только кончик хвоста чёрный. Это горностай. Лёгкими, воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову.
Горностай.
Составление плана
3 часть
Рыболов узнал своего знакомого. Он бросил горностаю рыбку. Шустрый зверёк с ходу схватил ёршика и в несколько прыжков отнёс в своё ледяное убежище. Через минуту горностай опять был на льду. Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость.
Шустрый зверёк.
План.
- Рыболов.
- Горностай.
- Шустрый зверёк.
Орфографическая работа
1. З и ма, с и дит рыб о лов, выл о вле нн ая рыба, прям о на л ь ду.
2. Выск о чил зв е рёк, белый-белый, нежно-сн е г о вой, ко нч ик ч ё рный, г о рн о стай, л ёг кими, в о здушными, дли нн ыми, пры ж ками, стр е мит е л ь но, пр и близ и лся.
3. Зн а комый, схв а тил, ё рш и ка, л е д я ное, убеж и ще, чер ез м и нуту, дей ст в о вал, умел о , пр оя влял, р а ст о ропност ь , смел о ст ь .
- Где сидел рыболов?
Около, лунки.
- Кто выскочил на лед?
1.Кого узнал рыболов?
Вдруг, белый – белый, нежно - снеговой, черный, кончик, горностай.
- Где лежала выловленная рыба?
Своего, знакомого.
Прямо , на льду.
Легкими, воздушными, длинными,
2.Что бросил рыболов горностаю?
- Что сделал горностай?
Рыбку.
стремительно приблизился.
3.Что сделал зверек?
Шустрый, с ходу, отнес, схватил, ёршика, в ледяное убежище.
Через минуту.
4.Через сколько минут горностай вернулся на лед?
5.Как он действовал ?
Умело, проявлял, расторопность, смелость.
Проверь!
1. З и ма, с и дит рыб о лов, выл о вле нн ая рыба, прям о на л ь ду.
2. Выск о чил зв е рёк, белый-белый, нежно-сн е г о вой, ко нч ик ч ё рный, г о рн о стай, л ёг кими, в о здушными, дли нн ыми, пры ж ками, стр е мит е л ь но, пр и близ и лся.
3. Зн а комый, схв а тил, ё рш и ка, л е д я ное, убеж и ще, чер ез м и нуту, дей ст в о вал, умел о , пр оя влял, р а ст о ропност ь , смел о ст ь .