«Осенний фестиваль знаний 2024»

Из истории Российской журналистики"

Нет будущего без прошлого. Не станешь профессионалом в журналистике без знаний истории ее зарождения и развития

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки







Программа начальной предпрофессиональной подготовки по направлению

«Мультимедийное сопровождение работы инженерных команд и проектов»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа нацелена на развитие компетенций в сфере коммуникации, использования мультимедийных средств и сетевых ресурсов для продвижения перспективных проектных идей в сфере современных инженерных технологий, формирование личного бренда и бренда команды, популяризацию инженерной деятельности среди молодежи, ознакомление общества с трендами развития инженерной мысли и цифрового производства.

Программа включает в себя ознакомление слушателей с основами российской журналистики, сложившимися профстандартами, основными инструментами как традиционной, так и инновационной деятельности СМИ, журналистов и блогеров. Особое внимание будет уделяться знакомству с трендами развития инженерной деятельности, инновационным технологиям, меняющим работу инженерных команд, трендам развития цифрового производства.

Программа начальной предпрофессиональной подготовки разработана в рамках целостной программы развития компетенции, рассчитана на 36 уч. часов, с возможность более развернутой подготовки в рамках базовой программы (боле 150 часов) и углубленной программы (более 200 уч. часов).


Актуальность программы

Сфера коммуникации приобретает все более важное значение в жизни общества, для молодежи особую притягательность имеют такие коммуникации, которые используют современные технологии, позволяют сделать информационный обмен более воздейственным, доступным, динамичным. Поэтому, наряду с работой традиционных СМИ все более усиливается роль сетевых коммуникаций, от печатной продукции происходит сдвиг в сторону работе с сайтами, мультимедийными ресурсами и социальными сетями.

С учетом необходимости развития современных технологий, повышения интереса к инженерному творчеству, поддержке ускоряющегося научно-технического прогресса и решения задач по позиционированию научно-технического творчества в целевом поле молодежи, важно, чтобы специалисты коммуникационной сферы могли бы популяризировать интересные разработки и деятельность и эффективных инженерных команд, привлекая в эту сферу молодые кадры.

Актуальность данной программы заключается еще и в том, чтобы использовать возрождающийся в обществе интерес к журналистке работе, базирующийся на лучших примерах российской журналистики, в контексте современных цифровых технологий, для вовлечения молодежи в инженерное творчество и работу проектных команд по развитию отраслей и регионов.


Новизна

В процессе обучения по данной программе дети знакомятся с историей русской журналистики, её основными правилами, учатся приёмам интервью, репортажа и литературно-художественных зарисовок, а также получают навыки использования интернета и устройств, предоставляющих доступ к нему, ведь сейчас социальные сети значительно упростили нам жизнь и плотно привязали к себе. Происходит формирование личного профессионального опыта школьников через постижение основ профессии журналиста СМИ, овладение знаниями и умениями начального уровня, необходимыми в данной профессиональной деятельности, формирование готовности к ответственному и осознанному выбору своей будущей профессии.

Особе внимание уделяется формирование практических навыков по созданию и распространению материалов в области освещения инженерной деятельности, проектов и команд.

Все это позволяет ребятами познакомиться с современным контекстом инженерной деятельности, сформировать собственное видения перспектив инженерной сферы и спроектировать свою персональную образовательную и карьерную траекторию.


Отличительные особенности

Программа создана на основе обобщения личного опыта руководства Школы юнкоров газеты «Кореновские вести», где достигнуты высокие результаты на краевом, всероссийском и международном уровнях и с привлечением лучших специалистов, работающих в СМИ, занимающихся распространением информации в социальных сетях, созданием и продвижением брендов.



Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 11 до 12 лет 5-6 классов базовой общеобразовательной школы. Программа позволяет выявить склонность детей к литературно-творческим видам деятельности, развивает креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду. Такой вид творческой деятельности как литературно-художественный, позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Это не только увлекательный творческий процесс, но и инструмент развития у обучающихся пространственного и инженерного мышления, формирования технологической культуры, практического освоения школьниками перспективных технологий и навыков, связанных с информационными ресурсами.


Объём программы

Программа рассчитана на 36 учебных часов


Срок освоения программы

Программа рассчитана на 18 недель, т.е. одно учебное полугодие.


Формы обучения

Предполагается групповая форма обучения (10 человек) с ярко выраженным индивидуальным подходом к каждому обучаемому. Продолжительность занятия – 1 учебный час. Формы занятий: комбинированные, практические.


Режим занятий

План учебных занятий строится из расчёта: 2 раза в неделю по 1 учебному часу.


Особенности организации образовательного процесса

В соответствии с программой учебно-тематическим графиком предусматриваются лекции, мастер-классы, творческие мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной и коллективной работы.


1.2. Цели программы


Цель программы:

Создание условий для формирования личного профессионального опыта школьников, стратегии образовательной траектории, через постижение основ профессии «Мультимедийное сопровождение инженерных команд и проектов», овладение знаниями и умениями начального уровня, необходимыми в данной профессиональной деятельности, формирование готовности к ответственному и осознанному выбору своей будущей профессии:

  • знакомство с профстандартом деятельности и основными инструментами профессии: подготовка и создание информационного материала, освещающего события, явления, факты, предназначенного для распространения с помощью средств массовой информации,

  • формирование представлений о профессиональной культуре, особенностях российской журналистики, современных возможностях цифровых технологий, используемых в СМИ,

  • знакомство с широким спектром инструментов донесения до целевых аудиторий подготовленных сообщений, формирование навыков создания стратегий распространения информации и оценки их эффективности,

  • изучение особенностей инженерной деятельности, проектной и командной работы и принципов популяризаций инженерно-технических проектов,

  • формирование у учащихся опыта самостоятельной практической деятельности, оценка личного интереса к литературно-творческим видам деятельности,

  • развитие навыков коммуникации, командной работы, креативного мышления.


Задачи программы:


Образовательные:

  • дать знания об основных видах медиа-журналистикой деятельности и требованиям к ней; сформировать интерес к профессиональной деятельности;

  • познакомиться с основами профессиональной этики, нормативами работы журналиста, правилами работы социальных сетей;

  • научиться выполнять самостоятельный поиск событий, явлений, фактов как основы материала, знать и уметь исполнять основные требования журналистики при проведении интервью и репортажа, литературно-художественной зарисовки и корреспонденции;

  • овладеть навыками создания журналистских материалов, кратких сообщений для сетевого размещения, аудио-визуальных материалов, сопровождающих распространяемый контект,

  • овладеть навыками самостоятельного продвижения материалов, оценки эффективности избранных стратегий продвижения, их действенность, выстраивать коммуникативные стратегии и стратегии взаимодействия с другими информационными ресурсами, социальными и профессиональными сетями

  • познакомиться с особенностями инженерной деятельности, закономерностями работы команд, стратегиями продвижения инженерных проектов.

  • научить соблюдению техники безопасности при работе с фотоаппаратом, диктофоном, ноутбуком, кисточками, карандашами, маркерами при оформлении и вёрстке материалов, познакомить с правилами безопасного поведения в социальных сетях, при распространении информации.



Метапредметные:

  • умение ставить себе конкретную цель, планировать свои действия по ее достижению, предвидеть различные варианты развития ситуации, навыки применения технологического мышления при организации собственной деятельности, навыки самоконтроля,

  • умение самостоятельно организовать выполнение работ по созданию информационных сообщений, их оформления в аудио-визуальных форматах, продвижения в СМИ и социальных сетях,

  • развитие художественно-пластических умений, навыков работы с информацией, навыков ее визуального

  • способствовать развитию эстетического вкуса,

  • развивать умения самообслуживания,

  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в команде: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • развитие навыков работы с современными средствами визуализации, обработки, передачи и хранения информации, современной оргтехникой и профессиональным журналистским оборудованием,



личностные:

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

  • воспитание интереса к событиям окружающего мира, жизни детских коллективов; совместному техническому творчеству,

  • формирование чувства причастности и гордости за культуру, инженерное творчества и искусство России;

  • развитие уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;



Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практ.













1.

Введение в профессию

4

2

2

Творческие работы детей

1.1.

История русской журналистики.

1

1



1.2.

Функции журналистики

2

1

1


1.3.

Требования к современному журналисту. Этика профессии.

1


1


2.

Жанры журналистики. Сбор и оформление материалов для публикации

12


6


6



2.1.

Требования к репортажу.

2

1

1


2.2.

Требования

к корреспонденции.

2

1

1


2.3.

Требования к очерку.

2

1

1


2.4.

Требования к фотоснимку, видео-материалу, рисунку.

2

1

1


2.5.

Требования к литературно-художественной зарисовке.

2

1

1


3.

Работа журналиста в социальных сетях.

13

5

8


3.1.

Социальные сети: история создания и развития.

1

1



3.2.

Аудитория социальных сетей в России

1

1



3.3.

Основы работы в социальных сетях:

- Целеполагание

- Поиск инсайта целевой аудитории и создание ключевого сообщения

- Требования к публикациям в социальных сетях, блогах

3

1

2


3.4.

Особенности контента социальных сетей, ситуативный контент

1


1


3.5.

Темы сообществ и рубрикатор

2

1

1


3.6.

Управление сообществами: тайминги и модерация

1


1


3.7.

Инструменты продвижения в разных каналах

6

1

5


3.6.

Будущее социальных медиа

1

1



4.

Работа инженерных команд и проектов

3





Суть и содержание инженерной деятельности. Особенности командной работы в инженерной сфере

2


2



Будущее инженерного труда. Роль инженерного творчества в развитии общества.

1


1


5.

Выпуск информационных материалов

3


3


6.

Круглый стол «Я – журналист!»

1


1



ИТОГО

36




7.

Выполнение итогового контрольного задания (соревнование)

6


6











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Введение в профессию.


Тема 1. 1. История русской журналистики.

Понятие журналистики. История журналистской работы.


Тема 1.2. Функции журналистики.

Подготовка и создание информационного материала, освещающего события, явления, факты, предназначенного для распространения с помощью средств массовой информации Название рубрик, газеты. Требования к сбору и оформлению материала для газеты.


Тема 1.3. Требования к современному журналисту. Этика профессии.

Миссия журналиста в обществе. Изменение функции современной журналистики. Открытые возможности для всех. Ответственность журналиста. Этика профессии. Плагиат.

Практическая часть: литературно-художественная зарисовка «Почему я хочу стать журналистом»; Творческие работы учащихся на тему «История российской журналистики»

Форма контроля:

Тематические блиц-опросы и викторины;

Анализ творческих работ учащихся, результата их использования в создании газеты учреждения и участия в конкурсах различного уровня в номинациях «Пресса», «Журналистика», «Литературное творчество» Окружающему миру и истории.


2. Жанры журналистики. Сбор и оформление материалов для публикации

Тема 2.1. Требования к репортажу

Тема 2.2. Требования к корреспонденции

Тема 2.3. Требования к очерку.

Тема 2.4. Требования к фотоснимку, видео-материалу, рисунку

Тема 2.5. Требования к литературно-художественной зарисовке.


Требует раскрытия.


Теоретическая часть: особенности репортажа, интервью, корреспонденции, литературно-художественной зарисовки ,очерка . Обучение интервью и репортажу, приёмам составления новостной ленты, подбор материалов в рубрики. Техника безопасности во время занятий.

Практическая часть: творческие работы детей («Очерк» , « Репортаж», и т.д.) Сбор и оформление новостной ленты (колонки) материалов в рубрики, и фотоматериала для газеты.

Форма контроля:

Тематические блиц-опросы и викторины;

Анализ творческих работ учащихся, результата их использования в создании газеты учреждения и участия в конкурсах различного уровня в номинациях «Пресса», «Журналистика», «Литературное творчество», Окружающему миру и истории.

Практическая часть: работа редколлегии над дизайном и содержанием

газеты и листовок ( «Я и моя планета», «Живое сердце», «Мы ПРОТИВ вредных привычек» и т.д.).Анализ материалов газеты. Подведение итогов работы. Размещение материалов газеты в интернете в группе и на сайте.

Форма контроля:

Тематические блиц-опросы и викторины;

Анализ творческих работ учащихся, результата их использования в создании газеты учреждения и участия в конкурсах различного уровня в номинациях «Пресса», «Журналистика», «Литературное творчество», Окружающему миру и истории.

Количество посещений и комментов группы и сайта детского объединения в интернете.


3. Работа журналиста в социальных сетях.


Тема 3.1. Социальные сети: история создания и развития.

История понятия «социальная сеть». Особенности сетевой коммуникации. История возникновения социальных сетей. Он-лайн и офф-лайн журналистика. Виды задач. Решаемые в социальных сетях. Значение социальных сетей в продвижении контента и бренда.


Тема 3.2. Аудитория социальных сетей в России

Демографические показатели пользователе социальных сетей в мире. Особенности российских аудиторий. Особенности пользователей ведущих сетей: (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, YouTube).


Тема 3.3. Основы работы в социальных сетях:

- Целеполагание: подбор сети под поставленные задачи. Анализ особенностей молодежных сетей, определение целевой аудитории, согласование контента и стратегии продвижения для целевой аудитории.

- Поиск инсайта целевой аудитории и создание ключевого сообщения: анализ аудитории по открытым исследованиям. Работа со специализированными сайтами (РБК, Росстат, Медилогия, TNS). Знакомство с контентом, характерных для той или иной сети «слушание» аудитории, анализ упоминаний (в т.ч. с помощью специальных систем анализа упоминаний (YouScan, Brand Analytics). Фокус-группа как способ исследования целевой аудитории.

- Требования к публикациям в социальных сетях, блогах: ключевое сообщение и его роль в коммуникации. Практика создания ключевого сообщения для целевой аудитории.


Тема 3.4. Особенности контента социальных сетей, ситуативный контент

Виды контента по наполнению: Особенности текста, изображения, видео и GIF.

Виды контента по формату размещения: посты, эфемерный контент (существующий ограниченное количество времени (обычно 24 часа) – такой, как stories (истории) в Instagram или Facebook, прямые трансляции, сообщения в Snapchat).

Оформление сообществ, страниц. Рекламные материалы.

Виды контента по вложенным финансам: Органический - контент, который размещается в сообществах/на страницах в социальных сетях, при этом он показывается ограниченному кругу людей. Платный/Рекламный - контент, который размещается от имени сообществ/страниц в социальных сетях, но получает распространение только благодаря финансовым вложениям в его продвижение.

Типы контента по тематикам: развлекательный, образовательный, новостной, коммуникационный, промо-контект, продающий (маркетинговый), ситуативный контент.


Тема 3.5. Темы сообществ и рубрикатор.

Цели, которая социальное сообщества играет в жизни участников. Рубрикатор тем, способствующих целям. Источники контента под рубрики. Особенности ситуативного контента в контексте продвижения сообщения для целевой аудитории.


Тема 3.6. Управление сообществами: тайминги и модерация

Основный задачи в управлении сообществом: 1. Создание и размещение оформления сообщества. 2. Создание и размещение контента. 3. Отслеживание и ответы на комментарии (или модерация).


Тема 3.7. Инструменты продвижения в разных каналах

Facebook и Instagram – варианты рекламных сообщений.

VK&OK (ВКонтакте и ОдноКлассники).

Особенности продвижения на YouTube

Блогеры и инфлюэнсеры.

Практика: Выбор оптимальных способов продвижения


Тема 3.6. Будущее социальных медиа

Будущее журналистики. Развитие профессий (Атлас профессий будущего 2.0). Новые устройства в продвижении контента: Виртуальная и дополненная реальность. Большие данные и носимые устройства.

Практика: проектирование нового канала продвижения


4. Работа инженерных команд и проектов


Тема 4.1. Суть инженерной деятельности.

История инженерного труда. Инженерная работа в России. Достижения российских инженеров. Особенности российской инженерной культуры. Понятие команды проекта. Ролевая структура команды. Законы развития команд. Типы команд и условиях их эффективности.


Тема 4.2. Будущее инженерного труда. Роль инженерного творчества в развитии общества.

Инженерные провидения. Выдающиеся инженеры мира. Тренды развития инженерии в будущем. Новые инженерные профессии.


Тема 5. Выпуск информационных материалов

Практическая часть: работа редколлегии над дизайном и содержанием газеты и листовок ( «Я и моя планета», «Живое сердце», «Мы ПРОТИВ вредных привычек» и т.д.).Анализ материалов газеты. Подведение итогов работы. Размещение материалов газеты в интернете в группе и на сайте.

Форма контроля:

Тематические блиц-опросы и викторины;

Анализ творческих работ учащихся, результата их использования в создании газеты учреждения и участия в конкурсах различного уровня в номинациях «Пресса», «Журналистика», «Литературное творчество», Окружающему миру и истории.

Количество посещений и комментов группы и сайта детского объединения в интернете.

Тема 6. Круглый стол «Я – журналист»

Обсуждение места и роли журналиста в современном мире. Определение индивидуальных карьерных и образовательных траекторий. Формирование профессиональных команд.

Материально – техническое обеспечение программы

Для работы по данной образовательной программе необходимо просторное помещение с достаточным освещением, столы и стулья для занятий, возможность размещения информационных стендов.

Перечень оборудования, инструментов и материалов

Для работы по данной образовательной программе на группу учащихся необходимы:

-мультимедиа и экран;

-ноутбук и доступом в интернет с офисным пакетом,

- программы фото и видео редакции

- программы макетирования визуальной информации

- интернет-флешка;

-фотоаппарат;

-диктофон;

-диски (флешки) для записи презентаций и творческих работ детей; - карандаши, ручки, маркеры ;

- МФУ, принтер формат А – 3 и А-4;

-бумага формата А-4 и формата А-3.

-клеевой карандаш;

-образцы газет и рубрик.



Методы обучения

Чтобы заинтересовать и увлечь детей миром журналистики, необходимо использовать различные методы обучения:

словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный.

А также использовать методы воспитания: убеждения, поощрения, упражнения, стимулирования и мотивации.


Педагогические технологии

В процессе реализации программы рекомендуется использовать педтехнологии: группового и индивидуального обучения, исследовательской деятельности, проектной деятельности, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, эдоровьесберегающей, портфолио и т.д.


Формы учебного занятия

Занятия строятся с учётом возрастных особенностей и основного вида деятельности – литературно-художественной. Игровая деятельность в данной программе представлена в виде ролевых игр в момент мотивации к работе, игровых упражнений. Это также может быть акция, беседа, диспут, КВН. «мозговой штурм», тренинг, конкурс, соревнование.

Соревнования в данном возрасте имеют свою особую специфику. В данном случае педагог ориентирует учащихся не только на победу, но и на активное участие в создании того или иного материала для газеты, побуждая их к старательности, упорству, настойчивости в достижении своей цели – создании интересной статьи. Победителей в соревнованиях не выделяют, каждый, кто не побоялся вступить в борьбу – уже победитель, и достоин похвалы и уважения.


Методические пособия

Наглядность – один из основных принципов работы педагога при реализации целей и задач программы, создании газеты. Для успешной работы педагогу необходимы яркие, выразительные презентации, образцы интервью, фоторепортажей, литературно-художественных зарисовок, викторины, дидактические упражнения и расходные материалы. Это поможет детям в проявлении творчества, в реализации интересных замыслов.



Типовая структура занятия

На каждом занятии предусматривается сообщение темы и цели занятия, знакомство с новым материалом, практическая часть, включающая в себя не только творческое задание, но и закрепление, повторение ранее изученного. Обязательно использование здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза) и игровой (игровые упражнения, драматизация, и т.д.). В конце занятия обязательны анализ и подведение итога в различных формах: от обмена мнениями до конкурса выполненных творческих работ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

2. «Основы творческой деятельности журналиста.» Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

3. Тертычный А.А. «Жанры периодической печати: Учебное пособие». М., 2000.

4. История Российской инженерной культуры.

5. Основы командообразования.

6. Атлас новых профессий. АСИ

«Продвижение бизнеса ВКонтакте», Дмитрий Румянцев

«Копирайтинг: как не съесть собаку», Дмитрий Кот



Интернет-ресурсы

1. Сагман С. MicrosoftOffice 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель).

2. Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель AdobePhotoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил.

3. Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: PhotoshopCS, CorelDraw 12, IllustratorCS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Т. Ладыженская «Развивайте дар слова» (теория и практика сочинений разных жанров 8-9 классы) Москва, Просвещение, 1990 год;

2. М.Кашлева «Клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио» Волгоград, «Учитель», 2007 год.



Приложение 1.




Дидактические материалы для упражнений на занятиях: кроссворды, викторины, «Умный язычок», «Угадайка».































Тест-викторина «Из истории российской журналистики»

Автор-составитель: педагог дополнительного образования Татьяна Сергиенко


Отметь кружочком правильный вариант ответа:

1.Что считается средствами массовой информации?

А) бабушкины новости от соседки;

Б) передача «Время» по телевизору;

В) радио «Подсолнух» Кореновского района;

Г) сайт «Одноклассники» в интернете;

2.К какому виду СМИ относятся газеты и журналы?

А) печатные;

Б)телевидение;

В)радио;

Г)интернет;

3. Как назывался первый детский журнал в России?

А) «Филипок»;

Б) «Весёлые картинки»;

В) «Детское чтение для сердца и разума»;

Г) «Кореновские вести».

4. Кто был издателем первого детского журнала в России?

А)А.С.Пушкин;

Б)Н.М.Карамзин;

В)Царь Пётр 1;

Г)Борис Грачевский.

5.Как называлась первая российская газета?

А) «Новости России»;

Б) «Ведомости»;

В) «Кубанские новости»;

Г) «Аргументы и факты».

6. Когда в России отмечается День печати?

А)1 июня;

Б) 7 декабря;

В) 13 января;

Г) 4 ноября.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее