Итоговое занятие в подготовительной к школе группе на тему «Осень»
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Осень».
Программное содержание:
Цель: Закрепить и обобщить знания детей об осени, в процессе интеграции образовательных областей (коммуникация, здоровье, социализация, физическая культура, познание)
Образовательные задачи:
- расширять и активизировать словарь по теме «Осень»;
- закреплять и обобщать знания детей об осени;
- образование относительных прилагательных от существительных;
Развивающие задачи:
- развивать зрительное восприятие;
-развивать у детей творческое воображение;
- развивать мелкую моторику;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- Целевые прогулки, ежедневные наблюдения, за осенними изменениями в природе.
-Рассматривание иллюстраций по теме осень (приметы осени, труд осенью, животные осенью, фрукты и овощи).
-Разучивание пословиц об осени.
-Отгадывание загадок.
Оборудование и материалы: эмблемы для команд, конверты с изображением корзины и леса, картинки грибов, диких животных, картинки для игры «4-й лишний».
Организационный момент.
-Сегодня в нашем саду проходит осенняя серия игр «Что? Где? Когда?». Давайте разделимся на три команды, выберем капитанов, придумаем название каждой команде.
- К нам пришла гостья, а как ее зовут вы узнаете,если внимательно послушаете загадку:
Ветерок устилает тропинки
Золотыми монетами листьев.
Пролетают и тают снежинки,
Капли – слезки на ветках повисли…
Поредела в облаках голубая просинь –
Наступила после лета золотая…осень…
- Ребята, кто к нам заглянул? (осень). - А какие приметы осени вы услышали в стихах?
-Первый конкурс «Блиц опрос». Каждая команда должна ответить на 4 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает от жюри «кленовый листочек»
Вопросы для Iкоманды:
-Назовите четыре времени года?
-После какого времени года наступает осень?
-Какие осенние месяцы вы знаете?
-Какой гриб дружит с березой?
Вопросы для IIкоманды:
-Какие в осеннее время года выпадают осадки?
-Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
- Сколько осенних месяцев?
-Какие изменения происходят осенью в растительном мире?
Вопросы для IIIкоманды:
-Что происходит с водоемами поздней осенью?
-Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
-Кто из животных впадает поздней осенью в спячку?
-Какие грибы нельзя собирать в лесу?
Молодцы!
II. Посмотрите на картину осеннее дерево. Это не просто дерево, а дерево с заданиями.
Посмотрите, какое оно красивое.
- Что вы видите на дереве? (листья).
- А что происходит с листьями осенью? (желтеют).
- А подует осенний ветер и листья с деревьев срывает.
А дерево не простое, значит и листья не простые. На каждом листочке осень приготовила вам задания.
- Давайте посчитаем листочки на дереве.
Счет от 1 до 10, от 10 до 1.
- Подул ветер и сорвал листочек. Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть три осени. На листочке задание осени «Назови период осени», необходимо собрать разрезную картинку, назвать период осени (можно месяц) и приметы этого периода.
-Осень бывает ранней (сентябрь, «золотой» (октябрь, поздней (ноябрь).
- За правильные ответы и быстроту выполнения задания команда получает листочки. Молодцы!
-Снова ветерок подул и сорвал листочек. А осень приготовила игру – гимнастику. Смотрим и выполняем вместе со мной гимнастику «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинку», «Ухо- нос». Молодцы!
- Снова ветерок подул и сорвал листочек. Следующее заданик (Вопросы задаются командам по очереди)
-Деревья.
-Как называются эти деревья?
-Дуб, берёза.
-Как вы определили?
-По стволу, по листьям.
-Какие листья на дубе? На берёзе?
-Дубовые, берёзовые.
-На каком дереве листочков больше? На каком меньше?
-На берёзе больше, на дубе меньше.
-Как вы определили?
-Посчитали.
-А насколько на берёзе листочков больше? Насколько на дубе листочков меньше?
-На один.
-Снова ветерок подул и сорвал листочки с деревьев. Ребята, давайте посмотрим, куда полетят листочки, смотрим глазками, не поварачивая голову. (Зрительная гимнастика)
- Снова ветерок подул и сорвал листочек. Осень предлагает порисовать с ней и определить, кто придёт к нам в гости. Давайте возьмём карандаши, капитаны раздадут своим игрокам листочки в клеточку и попробуем написать графический диктант. Кто же у нас получится? (дети под диктовку выполняют задание). Проверяем, кто же к нам пришёл на игру?
-Зайчик.
-Молодцы, правильно. Жюри оценит ваше старание. Но зайчик пришёл не один, а со своими лесными друзьями. Посмотрите на картинку.Кто находится в правом верхнем углу?
-Волк.
-В левом верхнем углу?
-Лиса.
-В нижнем правом углу? (Вопросы задаются про местоположение всех зверей по очереди каждой команде. Жюри оценивает).
-Зайчик предлагает следующее задание «конкурс капитанов» – расставьте всех зверей в порядке возрастания
-А теперь посмотрите на следующую картинку, звери оставили нам зашифрованное стихотворение, как вы думаете, о чём пойдёт речь в нём?
-О лисе, еже, медведе.
-Правильно, тогда послушайте стихотворение и попробуйте его быстро запомнить. (Педагог читает стих и показывает на картинки мнемотаблицы. Чья команда быстрее запомнит и прочитает его, получит листочек)
-И снова подул ветерок, сорвал листочек и осень предлагает нам отдохнуть. Физкультминутка «Слушай, смотри, выполняй»
Молодцы!
- Снова ветерок подул и сорвал листочек. Посмотрите на картинку что вы видите
-Овощи и фрукты.
-Вам необходимо назвать фрукты и овощи со звуком «О», чья команда больше назовёт, та и получит листочек.
-Картошка, морковь, лимон, помидор, чеснок и др.
- Осень предлагает нам необычную таблицу «Пустые клетки».
- Что вы видите?
-Овощи, фрукты.
- Какие овощи нарисованы в первом ряду слева на право?
- Во втором ряду?
- В третьем ряду?
- Догадайтесь, каких овощей не хватает в пустых клетках?
-А теперь капитаны раздают такие же карточки, но только с фруктами, заполните пустые клетки. Итак, сели правильно, спинки выровняли, взяли правильно карандаши и нарисуйте недостающий фрукт. Молодцы! Убираем карточки на край стола.
-Осень предлагает нам «Дыхательную гимнастику»
- Снова ветерок подул и сорвал листочек. Посмотрите на картинку догадайтесь, какое задание хочет предложить нам Осень?
-Назвать съедобные и ядовитые грибы.
-Правильно. В конвертики с картинкой «корзинка» положите съедобные грибы, а в конвертик с картинкой «лес» - ядовитые.
-Проверяем! Молодцы!
- Снова ветерок подул и сорвал листочек. Осень предлагает нам игру «Четвёртый лишний», работаем в парах, зачеркните одну лишнюю птичку.
(Дети выполняют задание, затем проверяем, дети объясняют, почему они так сделали)
-А теперь сели красиво. Посмотрите на наше деревце, все листочки облетели с дерева. Значит, мы выполнили все задания нашей гостьи. А наше занятие подходит к концу. А какое время года наступить после осени?
-Зима. Проводится релаксация под лёгкую музыку. Подведение итогов: дети считают количество заработанных листочков, называется победитель.
- Ребята, кто был у нас в гостях? (осень)
- А что осень принесла с собой? (задания)
- Какие задания вам понравились?
Вы справились со всеми заданиями, и Осень оставила вам на память осенние листья