«Осенний фестиваль знаний 2024»

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе воспитателя.

Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки



Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе воспитателя.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от28.12.2010г № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников» ориентирует педагогов и воспитателей на использование в образовательном процессе форм, методов обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников; на организацию динамических пауз,физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузки и повышению двигательной активности; на использование здоровьесберегающих приемов, методов,форм, технологий.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

На занятиях я использую традиционные методы:

-артикуляционная гимнастика,

-упражнения дыхательной гимнастики,

-речевые игры с движениями,

-пальчиковые игры,

-игры на развитие мелкой моторики (пальчиковый бассейн, разноцветные прищепки) гимнастика для глаз,

-пальчиковый театр,

-мимические упражнения,

-физкультминутки,

-динамические паузы.

Они используются для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей.

Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы я использую в разных частях занятия, физкультминутках, динамических паузах.

В нашей группе систематизирован перспективный план по использованию здоровьесберегающих методов, приемов и технологий на год по лексическим темам в в воспитательной работе, подобран и систематизирован материал по использованию здоровьесберегающих технологий,:картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам, комплексы дыхательных гимнастик, тематические физминутки, игры на развитие речевого дыхания.


Планирование коррекционно – развивающей работы воспитателя ведется на основе лексических тем и перспективного тематического плана коррекционной образовательной программы .

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Проведение научно-практических исследований в Центре "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца показало, что наиболее благоприятная динамика показателей умственной работоспособности на протяжении учебного года наблюдалась в тех ДОУ, в которых отмечался высокий уровень организации воспитательно-образовательного процесса при относительно небольшом объёме дополнительных занятий и оздоровительных процедур.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Все дошкольные образовательные учреждения так или иначе решают проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья и физическим развитием детей.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:


1. Дыхательная гимнастика(комплекс упражнений по методике Стрельниковой). На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.


2. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.


Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Проводятся в течение 1 минуты в середине занятия в сопровождении релаксационной музыки.


3. Развитие общей моторики.


Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели в старшей и подготовительной группах. Проводятся в игровой форме в середине занятия.


4. Су Джок терапия.


Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. В Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.


5. Аурикулотерапия.


Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.


6. Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.


7. Система работы по развитию мелкой моторики рук.

календарно-тематическое планирование пальчиковых игр в старшей и подготовительной группах согласно лексическим темам. Игры проводятся на всех видах занятий;

планирование графических диктантов по лексическим темам в подготовительной группе;

обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях;

различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом и т.д.


8. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Такая работа проводится подгруппами под руководством психолога. Но на логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее