«Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, умение самостоятельно мыслить.
Развитие познавательных способностей имеет особую значимость именно в дошкольном возрасте. Так как он благоприятен для развития образного мышления и возможные потери в их развитии в этот период невосполнимы.
Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умение усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Психологи (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Подъяков) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются, именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.
Наблюдения показали, что детей моей группы отличает способность решать задачи, находить выход из проблемных ситуаций, опираясь на помощь взрослого, на свой прошлый опыт. Дети редко находят иной путь решения, то есть мыслят репродуктивно. В изобразительной деятельности дети чаще копируют прошлый опыт, редко используя новые материалы, способы изображения.
Поэтому и возникла необходимость развития познавательных способностей детей в процессе математического развития дошкольников.
В литературе занимательный математический материал классифицируется по разным особенностям: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций.
З.А. Михайлова создала свою классификацию, в основе которой лежит логика действий осуществляемых тем, кто решает задачу, характер и назначение материала. Эти признаки позволили разнообразный элементарный материал классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения
Занимательный математический материал.
(классификация по Михайловой)
Р азвлечения Математические (логические) Дидактически
игры, задачи, упражнения игры и упражнения
Загадки, задачи, шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, магические квадраты, математические фокусы | «Танграм», «Стомахион», «Пентамино», «Гексатрион», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех» | С блоками, кубиками на включение, нахождение | Шишки, шахматы | Словесные | С наглядными материалами | Словесные |
В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МАДОУ дошкольного образования. Развитие познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений относится к области «Познавательное развитие».
Провели диагностику по методике Михайловой для выявления способностей к математическому развитию дошкольников. Получены следующие результаты: Основная масса детей осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать, считает, сравнивает числа, выражает в речи логические связи, но не проявляет инициативу и творчество. Только двое детей проявляют интерес к решению задач на преобразование, оказывают помощь сверстникам, проявляют элементы творчества в математической деятельности.
Исходя из результатов обследования, поставим следующие цель и задачи работы:
Способствовать развитию познавательных способностей детей средствами математического занимательного материала, игр математического содержания.
Задачи:
Способствовать активному включению ребенка в деятельность по формированию элементарных математических представлений.
Побуждать детей принимать от взрослого, а за тем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, осознанного стремления к самостоятельному решению проблемной ситуации.
Воспитывать интерес к математической деятельности и культуру общения.
На основе полученных данных мы построили свою работу по трем этапам.
I этап: Цель: развитие у детей интереса к математическому материалу и желание действовать с ним для решения задач.
II этап: Цель: формирование у детей способности принимать учебные задачи и разрешать их доступными способами.
III этап: Цель: создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную деятельность с математическим материалом.
На первом этапе мы создали естественную, комфортабельную, уютную,
рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными
дидактическими средствами и игровыми материалами.
Условно эти игры можно разделить на:
- игры на развитие познавательных способностей: «Палочки Кюзенера», «Логические блоки Дьенеша», «Лабиринты по условиям» и др.
- игры на развитие восприятия, на развитие познавательных способностей: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Пазлы», «Счетные палочки» и др.
- игры на развитие общения детей при формировании элементарных математических представлений: «Раз, два, три сосчитай», «Реши задачу» и др.
-занимательные игры на развитие интереса к элементарным математическим представлениям, в которых необходим счет «Веселое путешествие», «Летняя сказка».
Для детского экспериментирования в группе имеется мини-лаборатория, где сосредоточены жидкие и сыпучие вещества, предметы, различные по весу, размеру, материалу, различные по форме и размеру сосуды.
Добавлены в среду игры на развитие познавательных и творческих способностей: «Собери машину», «Дорисуй модели по алгоритму» и др.
Обеспечив насыщенность среды в группе, мы предоставили детям возможность свободно экспериментировать с занимательным математическим материалом.
Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими играми типа «Лото», «Пазлы», «Кубики». Также большой интерес вызвали развивающие задания, на которых можно писать, а потом стирать: «Найди шестое», «Продолжи ряд», «Собери бусы», «Простые лабиринты».
Наблюдения показали, что дети исследовали, испытывали материал доступными им способами: круг хорошо катится, квадраты удобно сложить стопочкой, счетные палочки – это и карандаш, и указка, и деньги, предметы можно сравнивать по длине, материал по объему. Дети получали удовольствие от манипулирования с разным материалом.
Начало второго этапа обусловлено появлением детских вопросов к педагогу: «А что можно еще сделать?», «Правильно ли получилось?», «А как играть?» Отталкиваясь от интересующих детей вопросов, обеспечивающих их естественную высокую мотивацию в усвоении способов деятельности с математическим материалом, мы использовали на занятиях и в повседневной жизни занимательный математический материал и проблемные игровые ситуации, способствующие познавательному и творческому развитию дошкольников при формировании элементарных математических представлений.
Задачей второго этапа стало формирование у детей способности принимать учебные задачи и разрешать их доступными способами.
В содержании деятельности были включены следующие развивающие задания, направленные на развитие познавательных способностей, взаимодействие детей между собой с использованием Блоков Дьенеша:
«Посади цветы в клумбу», «Найди свой домик», «Найди клад» и т.п. В процессе этих игр ярко виден взаимоконтроль и самоконтроль, когда дети сами видят свои ошибки и ошибки у своих друзей, при этом думая и исправляя их, они общаются, самостоятельно решают проблему.
-Счетные палочки у детей вызывают интерес на преобразование этих фигур, убирая или добавляя.
-«Найди шестое» - это задание предполагает анализ имеющихся фигур и нахождение закономерностей и в соответствии с этим нахождение логической связи и восстановление ее в пустом квадратике.
Это задание интересно и тем, что оно облекается в игровой сюжет, не просто заполнить пустой квадратик, а помочь найти недостающий цветочек, поселить соседа и т.п.
Переход знаний и умений детей в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную деятельность с математическим материалом.
Полученные математические знания закрепляли в повседневной деятельности. В ходе прогулок дети считали, сколько на участке берез, тополей. При помощи условных мерок дети считали объем ствола, и зрительно устанавливали высоту деревьев. После наблюдений сравнивали по величине ворону, голубя и воробья, и выясняли, что ворона самая большая из этих птиц. Такие вопросы-задачи побуждали ребенка думать, размышлять, наблюдать.
Ставили перед детьми проблемные вопросы: «Как узнать, какое дерево толще, тоньше?» Антон и Женя отмечали, что на участке у нас тополь самое толстое дерево, так как один ребенок обхватить его не может, для этого необходимо встать вдвоем. Причем Антон предложил измерить дерево при помощи условной мерки – пояса у него получилось 4 мерки, а Женя предложила измерить ленточкой меньшей длины, чем пояс. У неё получилось 7 мерок. Дети пришли к выводу, что чем длиннее мерка, тем меньшее число ее потребуется. В ходе наблюдений выяснили, что дети иногда рисуют на асфальте или песке задания типа: «Соедини по порядку» или «Найди шестое». Саша и Денис с увлечением в самостоятельной деятельности рисуют точки, обозначают их цифрами и соединяют их. Причем делают не то, что нарисовали сами, а меняются заданиями. Люба часто поправляет их, особенно, когда они выходят за десяток.
Даже сборы на прогулку использовали для закрепления математических ориентировок: какой формы платок, а косынка у Ани, сколько у тебя пуговиц на пальто, а петелек («Чье пальто быстрее застегнется?»), встанем парами (А пара это сколько?).
В повседневной жизни, в игре специально создавались проблемные ситуации на развитие умения выделять разные варианты и ход решения творческой задачи, ситуации, проблемы. Обогащение элементарных математических представлений осуществлялось через сюжетно-дидактические игры с математическим и экономическим содержанием, такие как «Магазин», «Детский сад», через использование разнообразного игрового материала (муляжей и карточек, изображающего продукты, предметы, деньги, цифры). Дети познавали экономические закономерности, особенности купли-продажи, стоимости товара. Включение в игру взрослого как равноправного партнера способствовало созданию условий для развития навыков общения детей друг с другом. В игре «Магазин игрушек» давали детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи.
Для развития сообразительности, быстроты реакции, интереса использовали словесные игры: «Назови соседей», (предшествующее и последующее число), «Наоборот» (части суток, величина), загадки, считалки, пословицы с математическим содержанием о временах годах, днях недели, частях суток, цифрах и др. Данные методы способствовали расширению кругозора детей, развитию их любознательности, пытливости.
Параллельно с работой с детьми по развитию познавательных способностей в математической деятельности, необходимо взаимодействие с родителями. Исходя из результатов анкетирования, 33% родителей не придают особого значения этому занятию. Этим родителям были даны консультации о значении математического развития в мышлении ребенка, о занимательном математическом материале, о развитии математических представлений дома.
Ребята вместе с родителями решали задачи, играли. Они рассуждали, беседовали со своими сверстниками, радовались друг за друга. В тесном взаимодействии с семьей мы решили многие проблемы детей. Ушла застенчивость, боязнь не справиться с заданиями, поставленными перед ними.
В апреле 2014 года была проведена повторная диагностики по методике Михайловой.
Результаты проведенных исследований показали положительную динамику математического развития детей, инициативности в самостоятельной деятельности детей по развитию элементарных математических представлений.
Развитию познавательных способностей детей, осознанности в усвоении математических представлений способствует построение образовательного процесса с использованием на занятиях по математическому развитию игровых развивающих заданий, проблемных ситуаций.
Использование занимательного математического материала способствует:
-повышению интереса детей
-развитию активности,
-развитию творческих и познавательных способностей
-воспитанию навыков сотрудничества
Перспективы работы следующие
Продолжать работу по развитию познавательных способностей в математическом развитии детей.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями по данному вопросу.
3