ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Создание проблемных ситуаций - необходимое условие активной умственной деятельности учащихся. Перед ними ставится определенная задача, которая вызывает у них заинтересованность и которую они пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. У них появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения, чувство затруднения побуждает к анализу возникшей ситуации и поиску путей решения поставленной задачи. Таким образом, создается противоречие между познавательными, практическими задачами и уровнем знаний учащихся, которое вызывает интенсивную мыслительную деятельность, направленную на разрешение возникшего затруднения.
В процессе обучения мышление выполняет эту функцию в условиях определенных ситуаций, вызывающих необходимость мышления, т.е. психических состояний, возникающих у учащихся при выполнении задания, которое требует «открытия» или усвоения новых, ранее неизвестных ему знаний или способов действия. Такие ситуации и соответствующие им задания называются проблемными. Процесс обучения, организованный на основе решения проблемных ситуаций, в педагогике называют проблемным обучением.
Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов.
1. Постановка в формировании вопроса или темы урока.
2. Возникновение проблемной ситуации.
3. Осознание затруднения и постановка проблемы.
4. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы.
5. Доказательство гипотезы.
6. Проверка правильности решения проблемы.
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное». Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока или поставить вопрос для исследования.
Создание проблемных ситуаций требует не просто воспроизведения материала, а заставляет анализировать изученное, что способствует интеллектуальной активизации класса.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Используя метод побуждающий от проблемной ситуации диалог, нужно:
Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Вопросы побуждения к осознанию противоречия:
Что вас удивило? - Что интересного заметили? -Какие факты налицо?
Сообщение темы урока с мотивирующим приемом:
Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Вопросы побуждения к осознанию противоречия: Вопрос был один? А сколько мнений? Задание было одно? А как его выполнили? Почему так получилось?
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
На этапе постановки проблемы пошагово подводим учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраивается логическая цепочка умозаключений, ведущих к новому знанию. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Использование жизненных наблюдений и опыта. Много рек течет со всех сторон в моря и озера. Кажется, что моря должны переполниться и затопить сушу. Почему этого не происходит?
Для ответа на этот вопрос у учащихся знаний явно не достает. Но их жизненные наблюдения, данные опыта «Круговорот воды в природе», полученные на уроке, умело используем в беседе о постоянно происходящем круговороте воды в природе.
Создание проблемных ситуаций при решении познавательных задач:
При создании проблемной ситуации учебная проблема превращается в цепь познавательных действий и становится познавательной задачей для учащихся. Решая такие задачи, учащиеся могут пройти все звенья поиска, от выдвижения гипотезы до практической проверки.
Постановка проблемных вопросов в ходе частично-поисковой
беседы.
Приведем следующий пример. Урок по теме: «Комнатные растения». (1класс) В ходе беседы о комнатных растениях задаю такой вопрос: «Почему, несмотря на изменения, которые происходят в неживой природе зимой, комнатные растения по-прежнему остаются зелеными, а некоторые из них даже цветут?»
Ответы учащихся самые разнообразные: «Эти растения держат в помещении, а там тепло», «Человек ухаживает за комнатными растениями». После этого рассказываем о том, как однажды взяв березку домой и посадив ее в землю заметили, что с приходом осени, несмотря на тепло в помещении и уход, березка сбросила листочки и всю зиму стояла голая. В ходе рассуждений учащиеся обращают внимание на то, что родина этих растений – жаркие страны и они являются вечнозелеными.
Иногда за урок дети так и не могут разрешить проблемную ситуацию, которая возникла. Тогда учитель должен принять решение: помочь на уроке или дать детям возможность обратиться к другим источникам информации в послеурочное время.
Как помочь на уроке? Это не в коем случае не подсказки. Вовремя заданный вспомогательный вопрос, переформулировка проблемного задания, обращение к опыту ребят, показ какого-либо объекта на картинке, организация практического действия, наблюдение из окна – вот неполный перечень того, чем владеет учитель, того, что может помочь учащимся, натолкнуть на мысль. Иногда и это не приносит успеха, тогда учитель делает вывод, что проблема учащимся не доступна (пока) и откладывает ее на потом».
Когда это происходит на уроке впервые, некоторые ученики бывают так заинтригованы, заинтересованы настолько, что упорно ищут ответ, решение в дополнительной литературе, в интернете, у домочадцев, у старшеклассников после уроков. К следующему учебному дню некоторые учащиеся класса уже знает ответ на вопрос. Такая ситуация повторялась у нас не раз, и с каждым разом все больше учащихся активно искали и находили самостоятельно, без задания учителя, нужную информацию. Так, даже из затруднительного положения, учитель извлекает пользу.
Таким образом, использование проблемных ситуаций на уроках способствует:
формированию и развитию УУД;
использованию субъектного опыта учащихся, а значит ориентации обучения на личность;
возможности осуществлять деятельностный подход в обучении.
Это в свою очередь, формирует у учащихся критичность мышления, творческие продуктивные приемы мыслительной деятельности. Дети всегда «начеку», они не «спят на уроке, зная, что учитель скажет (сделает, попросит выполнить) дальше», учащиеся внимательны в течении всего урока, а так как учитель неординарен, многообразен, то и ребята (подражая ему) творчески подходят, к выполнению любого задания, решению любой проблемной ситуации: они ищут все возможные варианты решения, а не останавливаются на одном. И, в конце концов, необходимо сочетать проблемное обучение с другими методами, средствами и формами развития УУД.