«Зимний фестиваль знаний 2025»

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе

Использование современных образовательных технологий

в образовательном процессе

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Использование современных образовательных технологий

в образовательном процессе

Технологизация - это использование определенной технологии в той или иной сфере деятельности. Технологический подход к социальным процессам впервые стали применять в 60-е годы прошлого столетия.

К критериям технологичности педагогического процесса можно отнести:

- системность (комплексность, целостность);

- научность (концептуальность, развивающий характер);

- структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность);

- процессуальность (управляемость, инструментальность, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

Технология в самом общем смысле означает системный способ организации деятельности людей, точное инструментальное управление учебным процессом, которые обеспечивают достижение планируемого результата. Существует огромное количество определений понятия технология:

- (от греч. techne - искусство, мастерство, умение, logos -учение) совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля);

- система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта (И.Г. Зайнышев);

- оптимальный способ достижения решения педагогических задач в заданных условия (А.М. Кушнир);

- способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н. Данакин);

- процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы и др.

В традиционном понимании любая педагогическая деятельность предполагает реализацию какой-то определенной методики обучения (приоритетный вопрос - «как?»), инновационная педагогика направлена на использование современных образовательных технологий (вопрос «как сделать это оптимально?»).

Современные образовательные технологии (СОТ) – это наука, исследующая рациональные пути обучения. Различают понятия «образовательную технологию», «педагогическую технологию», «технологию обучения». В повседневной практике данные понятия часто используются как синонимы.

Под образовательной технологией понимается целостная модель образовательного процесса, системно определяющая структуру и содержание деятельности обеих сторон этого процесса (педагога и обучающегося), имеющая целью достижения планируемых результатов с поправкой на индивидуальные особенности его участников. Это системный метод планирования содержания и оценивания всего процесса обучения с учетом технических и человеческих ресурсов, ставящий своей задачей оптимизацию образовательного процесса (Определение ЮНЕСКО 1989 г.)

Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластёнин). Это – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют четыре позиции:

1. Педагогические технологии как средство.

2. Педагогические технологии как способ.

3. Педагогические технологии как научное направление.

4. Педагогические технологии как многомерное понятие.

Технология обучения – это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебного процесса (В.П. Беспалько). Это – раздел педагогической науки, изучающей закономерности функционирования процессов обучения, принципов проектирования и условия внедрения их в педагогику (И.Н. Марев). Технология обучения – закономерная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.А. Сластенин).

Наиболее известна классификация Г.К. Селевко [129]

    1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности (активные методы обучения): Игровые технологии. Технологии проблемного обучения. Технологии проектного обучения. Технология проведения дискуссий. Технология «Дебаты». Тренинговые технологии. Технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре. Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: Технологии программированного обучения. Технология уровневой дифференциации. Технология дифференцированного обучения по интересам детей. Технология индивидуализации обучения. Технология коллективного способа обучения (КСО). Технология групповой деятельности. Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении.

3. Технологии развивающего образования: Личностно-ориентированное развивающее обучение. Технология саморазвития личности обучающегося А.А. Ухтомского, Г.К. Селевко.

4. Альтернативные технологии: Технология продуктивного образования. Технологии концентрированного обучения. Технология вероятностного образования. Технология мастерских. Технология эвристического образования.

5. Технология на основе дидактического и методического усовершенствования УВП: Технология укрупнения дидактических единиц. Технология модульного обучения. Технология интеграции.

Педагогические технологии классифицируют по различным основаниям Схема Г.К. Селевко представлена в Приложении 4.

    1. По уровню применения - общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

    2. По философской основе - материалистические и идеалистические, научные и религиозные и другие по ведущему фактору - биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.

    3. По научной концепции - бихевиористские, развивающие и др.

    4. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственной деятельности); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы).

    5. По характеру содержания и структуры (обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные).

    6. По типу организации и управления познавательной деятельностью (современное традиционное обучение; групповые и дифференцированные способы обучения; программированное обучение).

    7. По отношению к обучающемуся (авторитарные; личностно-ориентированные технологии; технологии педагогического сотрудничества.

    8. По преобладающим методам и способам обучения (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

    9. По категории обучающихся: массовая (традиционная) технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, специального образования и др.); технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержка, выравнивания и т.п.); различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-олигофренопедагогика);технологии работы с трудными и одаренными детьми.

Различные подходы к классификации педагогических технологий представлены в табл. 5.

Таблица 5. Общая классификация педагогических технологий

Группа педтехнологии

Педагогическая технология

Авторы

1

2

3

Традиционные педтехнологии

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского

Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

«Педагогика сотрудничества»

Педагоги-новаторы



Гуманно-личностная технология

Ш.А. Амонашвили



Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека

Е.Н. Ильин

Педтехнологии на основе активизации и интенсиикации деятельности учащихся

Игровые технологии

Б. П. Никитин



Проблемное обучение

Дж. Дьюи



Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Е. И. Пассов



Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В.Ф. Шаталов

Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

С.Н. Лысенкова



Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

В. В. Фирсов



Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей

И. Н. Закатова



Технология индивидуализации обучения

И. Унт, А. С. Границкая, В. Д. Шадриков




Коллективный способ обучения

А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко



Групповые технологии




Компьютерные технологии обучения (ИКТ)















Педтехнологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

«Экология и диалектика»

Л.В. Тарасов



«Диалог культур»

В.С. Библер, С.Ю. Курганов



Укрупнение дидактических единиц

П.М. Эрдниев

1

2

3


Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

М.Б. Волович

Частнопредметные педтехнологии

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

Н.А. Зайцев



Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

В.Н. Зайцев



Технология обучения математике на основе решения задач

Р. Г. Хазанкин



Педтехнологии на основе системы «эффективных уроков»

А. А. Окунев



Система поэтапного обучения фи­зике

Н.Н. Палтышев

Альтернативные педтехнологии

Вальдорфская педагогика

Р. Штайнер


Технология свободного труда

С. Френе



Технология вероятностного образования

А.М. Лобок



Технология мастрерских (близки к ним студии А.П. Тубельского, цикловый метод)


Природосообразные педтехнологии

Природосообразное воспитание грамотности

А.М. Кушнир


Технология саморазвития

М. Монтессори

Педтехнологии развивающего обучения

Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Л.В.Занков



Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-Давыдова

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов


Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов


Личностно ориентированное развивающее обучение

И.С. Якиманская


Технология саморазвивающего обучения

И.С. Селевко


Наиболее распространенными в дополнительном образовании детей являются технологии:

Личностно-ориентированного обучения (ценностно-ориентированные технологии; технологии развивающего обучения; адаптивные технологии; технологии развития критического мышления; технология разноуровневого (дифференцированного) обучения; технология сотрудничества; направляющих текстов; портфолио и т.д.).

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (игровые технологии; проблемного; проектного; блочно-модульного; эвристического; концентрированного; интерактивного обучения; технология коллективных способов обучения (КОС); технология обучения на основе конспектов опорных сигналов; технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); кейс – технологии) и др.

Здоровьесберегающие технологии

По определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии классифицируются:

- по характеру деятельности: частные (узкоспециализированные) и комплексные (интегрированные);

- по направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

В приложении 5 представлены методические материалы и рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях (Булатова Т.Е.).

На одном учебном занятии обычно не используется какая-то одна педагогическая технология в полном объеме, а чаще всего применяются элементы нескольких технологий или педагогические приемы.

В табл. 7 представлены примеры использования некоторых элементов педагогических технологий, педагогических приемов при проектировании учебного занятия на различных его этапах.


Таблица 7- Элементы педагогических технологий, педагогические приемы

Этапы занятия

Элементы, педагогических технологий, педагогические приемы

Подготовительный этап

  1. Орг

момент (готовность к занятию)

Коммуникативная атака,

жестикуляция

Смотрю,

вижу

Перестановка, движение







  1. Эмоциональный настрой


Психологический настрой


Игровой момент

Пословицы

Стихи

Загадки

Музыка

Презентация



  1. Мотивация

Ассоциативный ряд

Ролевой сюжет

Проблемная ситуация

Проблемный вопрос

Видео сюжет

Музыкальный фрагмент

«Мозговой штурм»

Смена мизансцены

Смена ролей

Вопрос-размышление

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать)

Беседа, подводящая к теме







Основной этап

  1. Актуализация знаний

Интеллектуальная разминка

Диалог, проблемная ситуация

Игра (лото…)

Эксперимент

Проблемный ряд

Выдвижение гипотезы




  1. Объяснение нового материала

Презентация

Работа с литературой

Анализ ситуации

Работа по инструкции

Опережающее домашнее задание

«Мы в группе» (групповая работа)

Поисковая работа по группам

Технология ВИКИ

Подготовка презентации учащимися

Сравнение сопоставление

Рассказ-эстафета

Снежный ком

Составление схем

Заочное путешествие

Составление топика

Ассоциативный ряд

Работа с компьютером

Кластеры

Игра «Верите ли вы что…»

Фишбоун

Дерево целей

Дискуссия






  1. Практическая работа

Работа с сигнальными карточками

Комментированное чтение

Экскурсии

Презентации

Мини-проекты

Мини-исследование

Эксперименты

Опыты

Составление кроссвордов

Диктант

Работа с иллюстрациями

Текст с ошибками

Синквейн

Составить определение

Работа со статистическими данными

Работа с опорными конспектами

Заполнение таблицы

«найди связь с жизнью»

Найди соответствие

  1. Закрепление

«Найди ошибку»

Диктант

Словарная работа


Кроссворды

Коллаж

Рассказ по опорному конспекту

Рассказ-эстафета

Выведение алгоритма


Классификация

Логические цепочки, схемы

Составление конспекта, тезиса

Аукцион знаний

«Верю, не верю»

Игры-викторины «Что? Где? Когда?»




  1. Обобщение

Тест

Составление таблиц

Задание на соответствие

Группировка материала

Взаимопроверка

Составление кластера

Решение или составление кроссворда

Метод прием «6 шляп»

Игры-викторины «Что? Где? Когда

Реклама, эссе, резюме

Вернисаж

Коллаж

Презентация






  1. Домашнее задание (если предусмотрено)

Задание на выбор

Сочинить задачу

Составить задание

Составить тест

Составь шпаргалку

Задание с использованием Интернета

Творческое задание

Рекламный плакат

Рассказ

Письмо ребенку

Работа с сайтом по предмету

Лотерея

«За страничками учебника»






Заключительный этап

  1. Рефлексия

Закончи предложение

Настроение

Цветотехника

Предложение

Связь с жизнью

Свободный микрофон

Личное отношение к теме

Ответы на вопросы по изученному

Рефлексивные карточки

Чудо-дерево

Метод ранжирования

Оценка успешности







  1. Итог занятия

Итоговые слайды

Релаксация

Добрые пожелания

Положительная оценка

Похвалы

Эмоциональная итоговая рифмовка

Игра с мячом

Скажи друг другу доброе слово

Положительная оценка группы или индивида с аплодисментами

Выбор (разработка) технологии зависит от: а) приоритетности целей образования; б) специфики содержания обучения (учебного материала); в) состава обучающихся (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество); г) уровня технической оснащенности учебного процесса; д) уровня подготовленности педагога.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее