Использование современных образовательных технологий
в образовательном процессе
Технологизация - это использование определенной технологии в той или иной сфере деятельности. Технологический подход к социальным процессам впервые стали применять в 60-е годы прошлого столетия.
К критериям технологичности педагогического процесса можно отнести:
- системность (комплексность, целостность);
- научность (концептуальность, развивающий характер);
- структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, преемственность, вариативность);
- процессуальность (управляемость, инструментальность, диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).
Технология в самом общем смысле означает системный способ организации деятельности людей, точное инструментальное управление учебным процессом, которые обеспечивают достижение планируемого результата. Существует огромное количество определений понятия технология:
- (от греч. techne - искусство, мастерство, умение, logos -учение) совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля);
- система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта (И.Г. Зайнышев);
- оптимальный способ достижения решения педагогических задач в заданных условия (А.М. Кушнир);
- способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н. Данакин);
- процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы и др.
В традиционном понимании любая педагогическая деятельность предполагает реализацию какой-то определенной методики обучения (приоритетный вопрос - «как?»), инновационная педагогика направлена на использование современных образовательных технологий (вопрос «как сделать это оптимально?»).
Современные образовательные технологии (СОТ) – это наука, исследующая рациональные пути обучения. Различают понятия «образовательную технологию», «педагогическую технологию», «технологию обучения». В повседневной практике данные понятия часто используются как синонимы.
Под образовательной технологией понимается целостная модель образовательного процесса, системно определяющая структуру и содержание деятельности обеих сторон этого процесса (педагога и обучающегося), имеющая целью достижения планируемых результатов с поправкой на индивидуальные особенности его участников. Это системный метод планирования содержания и оценивания всего процесса обучения с учетом технических и человеческих ресурсов, ставящий своей задачей оптимизацию образовательного процесса (Определение ЮНЕСКО 1989 г.)
Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластёнин). Это – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют четыре позиции:
1. Педагогические технологии как средство.
2. Педагогические технологии как способ.
3. Педагогические технологии как научное направление.
4. Педагогические технологии как многомерное понятие.
Технология обучения – это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебного процесса (В.П. Беспалько). Это – раздел педагогической науки, изучающей закономерности функционирования процессов обучения, принципов проектирования и условия внедрения их в педагогику (И.Н. Марев). Технология обучения – закономерная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.А. Сластенин).
Наиболее известна классификация Г.К. Селевко [129]
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности (активные методы обучения): Игровые технологии. Технологии проблемного обучения. Технологии проектного обучения. Технология проведения дискуссий. Технология «Дебаты». Тренинговые технологии. Технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре. Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: Технологии программированного обучения. Технология уровневой дифференциации. Технология дифференцированного обучения по интересам детей. Технология индивидуализации обучения. Технология коллективного способа обучения (КСО). Технология групповой деятельности. Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
3. Технологии развивающего образования: Личностно-ориентированное развивающее обучение. Технология саморазвития личности обучающегося А.А. Ухтомского, Г.К. Селевко.
4. Альтернативные технологии: Технология продуктивного образования. Технологии концентрированного обучения. Технология вероятностного образования. Технология мастерских. Технология эвристического образования.
5. Технология на основе дидактического и методического усовершенствования УВП: Технология укрупнения дидактических единиц. Технология модульного обучения. Технология интеграции.
Педагогические технологии классифицируют по различным основаниям Схема Г.К. Селевко представлена в Приложении 4.
По уровню применения - общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе - материалистические и идеалистические, научные и религиозные и другие по ведущему фактору - биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.
По научной концепции - бихевиористские, развивающие и др.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственной деятельности); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы).
По характеру содержания и структуры (обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные).
По типу организации и управления познавательной деятельностью (современное традиционное обучение; групповые и дифференцированные способы обучения; программированное обучение).
По отношению к обучающемуся (авторитарные; личностно-ориентированные технологии; технологии педагогического сотрудничества.
По преобладающим методам и способам обучения (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
По категории обучающихся: массовая (традиционная) технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, специального образования и др.); технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержка, выравнивания и т.п.); различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-олигофренопедагогика);технологии работы с трудными и одаренными детьми.
Различные подходы к классификации педагогических технологий представлены в табл. 5.
Таблица 5. Общая классификация педагогических технологий
Группа педтехнологии | Педагогическая технология | Авторы |
1 | 2 | 3 |
Традиционные педтехнологии | Объяснительно-иллюстративные технологии обучения | В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского |
Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса | «Педагогика сотрудничества» | Педагоги-новаторы |
| Гуманно-личностная технология | Ш.А. Амонашвили |
| Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека | Е.Н. Ильин |
Педтехнологии на основе активизации и интенсиикации деятельности учащихся | Игровые технологии | Б. П. Никитин |
| Проблемное обучение | Дж. Дьюи |
| Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре | Е. И. Пассов |
| Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала | В.Ф. Шаталов |
Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса | Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении | С.Н. Лысенкова |
| Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов | В. В. Фирсов |
| Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей | И. Н. Закатова |
| Технология индивидуализации обучения | И. Унт, А. С. Границкая, В. Д. Шадриков |
| Коллективный способ обучения | А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко |
| Групповые технологии | |
| Компьютерные технологии обучения (ИКТ) | |
| ||
Педтехнологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала | «Экология и диалектика» | Л.В. Тарасов |
| «Диалог культур» | В.С. Библер, С.Ю. Курганов |
| Укрупнение дидактических единиц | П.М. Эрдниев |
1 | 2 | 3 |
| Реализация теории поэтапного формирования умственных действий | М.Б. Волович |
Частнопредметные педтехнологии | Технология раннего и интенсивного обучения грамоте | Н.А. Зайцев |
| Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе | В.Н. Зайцев |
| Технология обучения математике на основе решения задач | Р. Г. Хазанкин |
| Педтехнологии на основе системы «эффективных уроков» | А. А. Окунев |
| Система поэтапного обучения физике | Н.Н. Палтышев |
Альтернативные педтехнологии | Вальдорфская педагогика | Р. Штайнер |
| Технология свободного труда | С. Френе |
| Технология вероятностного образования | А.М. Лобок |
| Технология мастрерских (близки к ним студии А.П. Тубельского, цикловый метод) | |
Природосообразные педтехнологии | Природосообразное воспитание грамотности | А.М. Кушнир |
| Технология саморазвития | М. Монтессори |
Педтехнологии развивающего обучения | Система развивающего обучения Л.В.Занкова | Л.В.Занков |
| Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-Давыдова | Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов |
| Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности | И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов |
| Личностно ориентированное развивающее обучение | И.С. Якиманская |
| Технология саморазвивающего обучения | И.С. Селевко |
Наиболее распространенными в дополнительном образовании детей являются технологии:
Личностно-ориентированного обучения (ценностно-ориентированные технологии; технологии развивающего обучения; адаптивные технологии; технологии развития критического мышления; технология разноуровневого (дифференцированного) обучения; технология сотрудничества; направляющих текстов; портфолио и т.д.).
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (игровые технологии; проблемного; проектного; блочно-модульного; эвристического; концентрированного; интерактивного обучения; технология коллективных способов обучения (КОС); технология обучения на основе конспектов опорных сигналов; технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); кейс – технологии) и др.
Здоровьесберегающие технологии
По определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии классифицируются:
- по характеру деятельности: частные (узкоспециализированные) и комплексные (интегрированные);
- по направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
В приложении 5 представлены методические материалы и рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях (Булатова Т.Е.).
На одном учебном занятии обычно не используется какая-то одна педагогическая технология в полном объеме, а чаще всего применяются элементы нескольких технологий или педагогические приемы.
В табл. 7 представлены примеры использования некоторых элементов педагогических технологий, педагогических приемов при проектировании учебного занятия на различных его этапах.
Таблица 7- Элементы педагогических технологий, педагогические приемы
Этапы занятия | Элементы, педагогических технологий, педагогические приемы | ||||||||
Подготовительный этап | |||||||||
момент (готовность к занятию) | Коммуникативная атака, жестикуляция | Смотрю, вижу | Перестановка, движение |
|
|
|
|
|
|
| Психологический настрой
| Игровой момент | Пословицы | Стихи | Загадки | Музыка | Презентация |
|
|
| Ассоциативный ряд | Ролевой сюжет | Проблемная ситуация | Проблемный вопрос | Видео сюжет | Музыкальный фрагмент | «Мозговой штурм» | Смена мизансцены | Смена ролей |
Вопрос-размышление | ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) | Беседа, подводящая к теме |
|
|
|
|
|
| |
Основной этап | |||||||||
| Интеллектуальная разминка | Диалог, проблемная ситуация | Игра (лото…) | Эксперимент | Проблемный ряд | Выдвижение гипотезы |
|
|
|
| Презентация | Работа с литературой | Анализ ситуации | Работа по инструкции | Опережающее домашнее задание | «Мы в группе» (групповая работа) | Поисковая работа по группам | Технология ВИКИ | Подготовка презентации учащимися |
Сравнение сопоставление | Рассказ-эстафета | Снежный ком | Составление схем | Заочное путешествие | Составление топика | Ассоциативный ряд | Работа с компьютером | Кластеры | |
Игра «Верите ли вы что…» | Фишбоун | Дерево целей | Дискуссия |
|
|
|
|
| |
| Работа с сигнальными карточками | Комментированное чтение | Экскурсии | Презентации | Мини-проекты | Мини-исследование | Эксперименты | Опыты | Составление кроссвордов |
Диктант Работа с иллюстрациями | Текст с ошибками | Синквейн | Составить определение | Работа со статистическими данными | Работа с опорными конспектами | Заполнение таблицы | «найди связь с жизнью» | Найди соответствие | |
| «Найди ошибку» | Диктант | Словарная работа |
| Кроссворды | Коллаж | Рассказ по опорному конспекту | Рассказ-эстафета | Выведение алгоритма |
| Классификация | Логические цепочки, схемы | Составление конспекта, тезиса | Аукцион знаний | «Верю, не верю» | Игры-викторины «Что? Где? Когда?» |
|
|
|
| Тест | Составление таблиц | Задание на соответствие | Группировка материала | Взаимопроверка | Составление кластера | Решение или составление кроссворда | Метод прием «6 шляп» | Игры-викторины «Что? Где? Когда |
Реклама, эссе, резюме | Вернисаж | Коллаж | Презентация |
|
|
|
|
| |
| Задание на выбор | Сочинить задачу | Составить задание | Составить тест | Составь шпаргалку | Задание с использованием Интернета | Творческое задание | Рекламный плакат | Рассказ |
Письмо ребенку | Работа с сайтом по предмету | Лотерея | «За страничками учебника» |
|
|
|
|
| |
Заключительный этап | |||||||||
| Закончи предложение | Настроение | Цветотехника | Предложение | Связь с жизнью | Свободный микрофон | Личное отношение к теме | Ответы на вопросы по изученному | Рефлексивные карточки |
Чудо-дерево | Метод ранжирования | Оценка успешности |
|
|
|
|
|
| |
| Итоговые слайды | Релаксация | Добрые пожелания | Положительная оценка | Похвалы | Эмоциональная итоговая рифмовка | Игра с мячом | Скажи друг другу доброе слово | Положительная оценка группы или индивида с аплодисментами |
Выбор (разработка) технологии зависит от: а) приоритетности целей образования; б) специфики содержания обучения (учебного материала); в) состава обучающихся (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество); г) уровня технической оснащенности учебного процесса; д) уровня подготовленности педагога.