Использование современных информационных технологий в реализации управленческих функций руководителя образовательной организации
Автор: Киселёв Максим Алексеевич
Учитель информатики и ИКТ, МАОУ «Лицей «Солярис»
Введение. Система управления современной образовательной организацией представляет собой сложный многосторонний процесс, который основывается на принципах научного управления и направлен на удовлетворение потребностей современного образования. Управленческая деятельность подразумевает разработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [8]. Обязанности управления образовательной организацией возлагаются на руководителя. Эффективность реализации управленческих функций руководителя напрямую зависит от эффективности функционирования системы управления в образовательной организации.
Требования к образованию современного руководителя очень высоки, он должен иметь достаточный уровень знаний в различных сферах, таких как: юриспруденция, экономика, бухгалтерия, кадровый учет, менеджмент, управление персоналом, делопроизводство, психология, педагогика и т.д. Помимо этого важен уровень развития личностных компетенций, лидерских качеств, умение применять в работе современные информационные технологии [14].
При постоянных совершенствованиях современной системы образования повышению качества реализации управленческих функций руководителя уделяется недостаточно внимания. Между тем именно качество управления воздействует на успешность внедрения нововведений и на качество образования в целом. Развитие управления в образовательных организациях не имеет целостности – в этом и заключается одна из главных проблем.
Успешная реализация руководителем образовательной организации своих управленческих функций зависит от внешней среды, которая меняется гораздо чаще и быстрее, чем система образования. Следовательно, и система управления образовательными организациями часто не соответствует современным требованиям. Те цели, которые ставятся перед системой образования, требуют формирования и развития новых компетенций у руководителей.
Управление образовательной организации требует от руководителя умения обработки большого объема различной информации, и для принятия правильных управленческих решений она должна быть достоверной, объективной, точной и актуальной. В современных условиях руководителю важно применять соответствующие технологии, которые помогут в короткий срок обработать необходимую информацию. Такими технологиями, в частности, являются информационные технологии (далее – ИТ), которые непосредственно связаны с разработкой, обслуживанием и использованием компьютерного программного обеспечения, систем и сетей, а также с распространением данных. Работа большинства организаций существенно замедлилась бы без функционирующих ИТ-систем. В наши дни трудно найти область человеческой деятельности, в которой хотя бы частично не использовались компьютеры и сети. Учитывая требования информатизации образования к деятельности руководителей образовательной организации важно определить пути эффективного сбора, хранения и анализа педагогической информации [25]. Таким образом, применение информационных технологий в сфере образования является неотъемлемым процессом.
Однако далеко не все руководители образовательных структур активно используют новейшие ИТ в своей управленческой деятельности, что отражается на эффективности управления образовательной организацией.
Это определило проблему исследования. Мы полагаем, что применение новейших технологий обработки информации оказывает положительное влияние на качество управленческой деятельности, поскольку обработка информации без четкого алгоритма не позволяет получить актуальные оперативные данные, которые необходимы для принятия управленческих решений. На современном рынке образовательных услуг для успешной работы любой образовательной организации необходим всесторонний анализ информационных потоков с отслеживанием изменений, что без применения ИТ является очень трудоемким процессом.
Исходя из этого, мы определили цель, задачи, объект и предмет исследования и выдвинули рабочую гипотезу.
Цель исследования заключается в том, чтобы проверить эффективность процесса реализации управленческих функций руководителя образовательной организации в современных условиях с применением информационных технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические основы использования современных информационных технологий в управлении образовательной организацией;
провести оценку уровня информатизации системы управления образовательной организации;
на основе изучения теоретической литературы и полученных в ходе исследования данных разработать и внедрить модель реализации управленческих функций руководителя образовательной организации и оценить ее эффективность экспериментальным путем.
Объект исследования – управленческие функции руководителя образовательной организации.
Предмет исследования – процесс реализации управленческих функций руководителя образовательной организации с применением ИТ.
Рабочая гипотеза. Мы предположили, что если внедрить в процесс управления образовательной организацией новейшие ИТ, то реализация управленческих функций руководителя позволит повысить общую эффективность деятельности.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование); методы обработки результатов исследования (статистические, математические).
Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды современных отечественных педагогов. Развитию информатизации образования посвящены труды отечественных и зарубежных авторов, так, например, процесс внедрения ИТ в процесс управления образовательных организаций рассматривали такие ученые, как И.Н. Костина, А.А. Кузнецов, В.С. Леднев, И.Д. Лушников, М.П. Лапчик, Г.К. Нургалиева, В.С. Собкин, А.И. Тажигулова, А.Ю. Уваров, Е.В. Якушина и др. Развитие современной информационно-образовательной среды рассматривали А.Андреев, А.Г. Асмолов, Б.С. Ахметова, Е.И. Бидайбекова, И.Г. Захарова, С.В. Зенкина, В.А. Красильникова, Н.Н. Курова, А.Л. Семенова и др. Проблемам в управлении образовательной организации посвящены в трудах следующих ученых: Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, Г.Л. Фриш, Т.И. Шамова.
Научная новизна исследования заключается в том, что: уточнено понятие управление образовательной организацией; разработана модель реализации управленческих функций руководителя образовательной организации с применением информационных технологий.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что выявлено: особенности управления современной образовательной организацией; современные подходы к информатизации образования; модель управления образовательной организацией с применением ИТ.
На защиту выносятся следующие основные положения:
Для системного развития образовательной организации, эффективной реализации управленческих функций руководителя необходима эффективная модель управления развитием образовательной организации, которая строится на принципах системного подхода, модульного структурирования информации, модификации, дополнения и постоянного обновления, адекватности, оптимальности и совместного использования данных.
Для постановки конкретных задач, принятия эффективных решений с их дальнейшей реализацией руководитель должен владеть актуальной, достоверной информацией, что обеспечивается созданием и практическим применением единого информационного портала, подключенного к локальной сети, где осуществляет сбор информации, хранение и ее обработка. Использование единого информационного портала позволит организовать внутренний документооборот в образовательной организации с любого рабочего места, подключенного к локальной сети, что наладит обмен данными между руководителем, администрацией и педагогическим составом.
Единый информационный портал обеспечит руководителю эффективную реализацию управленческих функций: систематизацию информации для ее быстрого структурирования, позволит своевременно реагировать на различные проблемы, возникающие в процессе управления, устанавливать причинно-следственные, корреляционные, функциональные связи в образовательном процессе и системе управления, формировать аналитические решения, определять результативность деятельности, степень удовлетворённости педагогического состава своей и совместной деятельностью.
Практическая значимость: материалы исследования в виде модели реализации управленческих функций руководителя могут быть использованы в процессе управления любой образовательной организацией.
База исследования – муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей «Солярис» г. Саратова. В исследовании приняли участие 35 человек в лице директора, его заместителей и учителей МАОУ «Лицей «Солярис».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении определена актуальность исследования и сформулированы компоненты научного аппарата исследования. В первой главе освещены теоретические основы использования современных информационных технологий в управлении образовательной организацией, рассмотрены управленческие функции руководителя и их применение в процессе управления образовательной организацией. Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по внедрению и проверке эффективности модели реализации управленческих функций руководителя образовательной организации с применением информационных технологий. Заключение содержит выводы об уровне решения данной проблемы в педагогической науке и практике управления образовательными организациями. Список использованных источников включает в себя 35 наименований книг, статей, нормативных документов, в том числе электронных изданий и публикаций. Приложение содержит текст опросника, а также вспомогательные фактические и числовые данные.
Основное содержание работы. Первая глава выпускной квалификационной работы «Использование современных информационных технологий в реализации управленческих функций руководителя образовательной организации» посвящена исследованию теоретическим основам использования современных информационных технологий в управлении образовательной организацией.
Первый параграф главы «Особенности управления образовательной организацией. Управленческие функции руководителя» включает в себя понятие образовательной организации и ее видов, различные подходы к определению «управление образовательной организацией», изучив трактовки понятия различных авторов определено, что под управлением образовательной организацией понимается процесс целенаправленного, непрерывного воздействия на различные уровни деятельности образовательной организации, для достижения поставленной цели. Управление образовательной организацией основано на таких принципах как: централизация; единство; единоначалие; рационального сочетания полномочий и ответственности.
Рассмотрены функции руководителя, которые он выполняет в процессе управления образовательной организацией: анализ, целеполагание и планирование, организация, руководство, контроль, регулирование.
Во втором параграфе «Современные подходы к информатизации систем управления образовательными организациями» изучено понятие информатизации образования и его особенности. Информатизация в сфере образования представляет собой процесс совершенствования основ, методов, организации образовательного процесса и подготовки обучающихся к информатизации общества. Целью информатизации образования является разработка мер по решению основных образовательных и воспитательных задач путем привлечения новейших информационно-коммуникативных технологий.
Информатизация в образовательных организациях требует фундаментальной перестройки содержания, методов и организационных форм обучения, сближение их с реальными производственными потребностями путем создания образовательной среды ИКТ для обеспечения учебного взаимодействия между обучающимися, преподавателями и инструментами ИКТ, а также формирования познавательной деятельности будущих специалистов. Ключевым вопросом информатизации образовательных организаций является разработка и внедрение электронных учебно-методических комплексов, объединяющих компьютерные версии курсов, базу данных визуального сопровождения учебного процесса, виртуальные лабораторные мастерские, системы управления и др.
В третьем параграфе «Модель реализации управленческих функций руководителя образовательной организации с применением информационных технологий» рассматриваются особенности реализации руководящих функций в процессе управления образовательной организацией. Реализация управленческих функций руководителя основана на действующей системы внутренней информатизации образовательной организации.
Современные технологии в организации образовательного процесса могут значительно повысить имидж образовательной организации, качество планирования и совершенствовать другие управленческие функции руководителя, помогут решить проблему организации работы органов самоуправления.
С применением современных ИТ повышается эффективность организационной структуры образовательной организации, что послужит благоприятному воздействию на процесс саморефлексии и самообразования педагогов, будет способствовать профессиональному и творческому росту педагогов, а также оказывать огромное влияние на качество организации образовательного процесса, значительно увеличит конкурентоспособность организации.
В условиях современной информационной среды эффективность профессиональной деятельности руководителя образовательной организации во многом определяется качеством информационной основы его деятельности. Последняя напрямую связана с уровнем сформированности его информационной компетентности.
Во второй главе проводится опытно-экспериментальная проверка модели реализации управленческих функций руководителя образовательной организации с применением информационных технологий.
Первый параграф «Анализ уровня информатизации системы управления образовательной организации на констатирующем этапе эксперимента» включает в себя оценку уровня информатизации системы управления МАОУ «Лицей «Солярис». Общее руководство МАОУ «Лицей «Солярис» осуществляет директор Учреждения, прошедший соответствующую аттестацию, назначается на должность и освобождается от нее главой Администрации муниципального образования «Город Саратов» или по его доверенности иным должностным лицом. Директор Учреждения подотчетен Учредителю и Наблюдательному совету.
В МАОУ «Лицей «Солярис» существует такая форма управления, как лицейское самоуправление, это одна из эффективных форм организации учащихся, при которой им дается возможность участвовать во всех школьных процессах, лучше взаимодействовать с учителями и напрямую влиять на жизнь школы. В рамках самоуправления активно работают 6 отделов, в штат которых входят от 15 до 35 обучающихся.
Анализ уровня информатизации Лицея показал, что среди учителей практически не возникает проблем при работе с компьютерной техникой и программами. В Лицее часто практикуется использование конференций на удаленной основе, этим объясняется достаточно высокий уровень владения такими программами как Skype и Zoom.
Сотрудники владеют базовыми знаниями в области ИКТ, учителя часто используют на уроках интерактивные доски, большая часть уроков сопровождается мультимедийными презентациями. Однако существует необходимость повышение уровня владения ИКТ. В качестве основных ИКТ, которые успешно освоены и активно используются выступают электронный журнал и электронный дневник. Однако уровень использования указанных сервисов ограничивается проставлением текущих оценок и выдачей домашнего задания. В сервисе электронного дневника существуют возможности сформировать любой отчет об успеваемости и уровне обучености, однако практически никто из опрошенных не использует данную функцию, также существует в сервисе электронная библиотека, которая включает в себя различные художественные произведения, которые изучаются в рамках учебной программы, однако данная функция также не используется. Не практикуется и направление общения в электронном сервисе, данное направление реализует все основные функции социальных сетей, которые адаптированы для использования в школах: личные страницы каждого пользователя, установление связей между коллегами, организация тематических групп и событий, общение между школами.
Электронный документооборот в МАОУ «Лицей «Солярис» осуществляется с помощью электронной почты, это способствует сократить время на движение документа от источника к получателю, однако переход к безбумажному документообороту не реализован, ознакомление с документами, если и проходит с помощью электронной почты, подпись на документах проставляется собственноручно.
Объем информации, с которой работает учебное заведение, неуклонно растет, требуются все новые и новые формы отчетов. Требуется единая система информационного обеспечения, построенная на информационном пространстве школы, учитывающая все особенности и возможности данного учреждения.
Во втором параграфе «Формирующий эксперимент по внедрению модели реализации управленческих функций руководителя образовательной организации с применением информационных технологий» описывается предложенная модель реализации управленческих функций руководителя МАОУ «Лицей «Солярис» с учетом результатов оценки уровня информатизации Лицея и теоретических знаний, полученных в процессе исследования.
Модель предполагает взаимосвязь всех составляющих образовательного процесса посредством единого информационного портала, она отражает активное применения ИКТ в образовательном процессе, реализацию управленческого и образовательного мониторинга деятельности МАОУ «Лицей «Солярис» с использованием баз данных и системы электронного оборота.
Целью внедрения модели является совершенствование процесса управления МАОУ «Лицей «Солярис» на основе применения ИКТ. Определены следующие задачи для достижения поставленной цели:
стимулировать активное использование ИКТ педагогическим составом;
создать систему управленческого мониторинга и контроля за образовательным процессом, на основе комплексных исследований;
создать локальную управленческую сеть, позволяющую организовать внутренний документооборот с любого рабочего места, подключенного к локальной сети, без использования электронной почты;
совершенствовать информационную систему сбора, обработки и хранения информации о кадровых ресурсах для автоматизации кадрового делопроизводства.
В рамках модели предлагается систематизировать всю информацию на едином информационном портале, который поможет педагогам в любой момент времени получить инструкции по проведению мероприятий с использованием ИКТ. Очень продуктивно влияет обмен опытом учителей по использованию ИКТ, на информационном портале можно загрузить мультимедийный ролик или доклад о проведенном уроке с использованием ИКТ, также существует возможность организовать открытый урок с использованием ИКТ и транслировать его для других учителей.
Единый информационный портал осуществляет сбор информации, хранение и обработку, создание локальной управленческой сети, позволит организовать внутренний документооборот с любого рабочего места, подключенного к локальной сети, позволит наладить обмен данными между руководителем, администрацией и педагогическим составом. Также для оптимизации электронного документооборота предлагается внедрить систему электронной подписи (ЭП). Ее реализация осуществляется авторизацией в системе электронного документооборота, для этого каждому пользователю необходимо создать собственный логин и пароль. Любое действие с документом фиксируется в системе, что позволяет отследить процесс согласования и подписания документов.
Модель наладит систему управленческого мониторинга и контроля за образовательным процессом, на основе комплексных исследований, на постоянной основе еженедельно (либо по требованию) учителя формируют отчеты об успеваемости учащихся, а также отчет о проведенных мероприятиях для ее повышения и размещают их на едином информационном портале, таким образом администрация Лицея сможет в любой момент получить информацию о текущем уровне успеваемости и сможет своевременно реагировать на проблемы, возникающие в учебном процессе.
Единый информационный портал обеспечивает руководителю систематизацию информации для ее быстрого структурирования, позволит своевременно реагировать на различные проблемы, возникающие в процессе управления, устанавливать причинно-следственные, корреляционные, функциональные связи в образовательном процессе и системе управления, формировать аналитические решения, определять результативность деятельности Лицея, степень удовлетворённости педагогического состава своей и совместной деятельностью. Рациональное использование ИКТ позволит облегчить наиболее трудоемкие задачи образовательного процесса, а также процесс управления МАОУ «Лицей «Солярис».
В третьем параграфе «Контрольный эксперимент по результатам внедрения модели реализации управленческих функций руководителя образовательной организации с применением информационных технологий» оценивается эффективность предложенной модели.
Анализ результатов контрольного опроса показал, что повысился уровень знаний в области ИКТ, а также уровень использования ИКТ. Все опрошенные сотрудники пользуются единым информационным порталом, в Лицее внедрен обмен опытом использования ИКТ. Создание единого информационного портала позволило усовершенствовать процесс обмена информацией между всеми субъектами образовательных отношений. Все сотрудники оценивают внедренную модель как актуальную, полезную и эффективную.
После внедрения модели полностью автоматизированы: процессы анализа и контроля за результатами образовательной деятельности; кадровое делопроизводство; организация и управление учебным процессом. Электронный документооборот пока остается на прежнем уровне, по причине того, что возникли технические проблемы по электронной подписи у некоторых сотрудников.
Заключение. Изучение теоретической и научно-практической литературы позволило сформулировать определение управления образовательной организацией, по которым понимается процесс целенаправленного, непрерывного воздействия на различные уровни деятельности образовательной организации для достижения поставленной цели. В процессе реализации управленческих функций перед руководителем стоит большое количество задач, решение которых влияет на эффективное функционирование образовательной организации: управление качеством образовательного процесса; анализ промежуточных и итоговых результатов деятельности образовательной организации; стратегическое и тактическое целеполагание и планирование; предупреждение и оперативное урегулирование конфликтов, установление целесообразного взаимодействия субъектов образовательных отношений, создание благоприятной атмосферы в коллективе; организация деятельности субъектов образовательных отношений, а также контроль и оценка их действий на всех уровнях и этапах образовательного процесса.
Руководителю для принятия управленческих решений необходима актуальная, достоверная информация, а поскольку поток ее очень большой, обработка и анализ информации может потребовать продолжительного времени, именно поэтому применение информационных технологий в управлении образовательной организацией имеет важное значение и позволяет оптимизировать процессы по сбору, хранению и обработки информации. Организация управления образовательной организации должна строиться на принципе системности, который предполагает взаимосвязь всех составляющих образовательного процесса.
От уровня информатизации образовательной организации зависит организации образовательного процесса. Управление образовательной организацией строится, опираясь на ряд принципов, осуществление которых позволяет выстроить четкую стратегию управления: системного подхода; модульного структурирования информации; модификации, дополнения и постоянного обновления информационной базы; адекватности, т.е. соответствия управляемой системы структуре, функциям, условиям, требованиям и стандартам, в которых она функционирует; оптимальности, который предполагает высокий уровень профессиональной компетентности руководителя в сочетании с его прошлым опытом и интуицией; совместного использования данных и др.
Оценка уровня информатизации системы управления образовательной организации в МАОУ «Лицей «Солярис» показала, что в Лицее достаточно широко используют ИКТ, в том числе в управлении, однако недостаточно активно, как этого требует информатизация образования. Отсутствует общая информационная база с правильно структурированной информацией, что мешает правильной организации процесса обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. Уровень взаимодействия администрации с педагогическим составом не достаточный, что негативно отражается на организации процесса управления.
Для решения существующих проблем была разработана и внедрена модель реализации управленческих функций руководителя образовательной организации. Представленная модель определяет взаимосвязь всех составляющих образовательного процесса посредством Единого информационного портала, отражает активное применения ИКТ в образовательном процессе, реализацию управленческого и образовательного мониторинга деятельности МАОУ «Лицей «Солярис» с использованием баз данных и системы электронного оборота.
По результатам апробации модели на практике проведена повторная оценка уровня информатизации, которая показала, что среди администрации и учителей Лицея повысился уровень знаний в области ИКТ, а также уровень использования ИКТ в организации своей работы. Активно используется Единый информационный портал, на котором собрана и структурирована вся необходимая информация, полностью автоматизированы такие важные процессы, как анализ и контроль за результатами образовательной деятельности; кадровое делопроизводство; организация и управление образовательным процессом. Использование Единого информационного портала позволило организовать внутренний документооборот в образовательной организации с любого рабочего места, подключенного к локальной сети, что наладило обмен данными между руководителем, администрацией и педагогическим составом.
Созданный нами Единый информационный портал обеспечил руководителю систематизацию информации для ее быстрого структурирования, позволил своевременно реагировать на различные проблемы, возникающие в процессе управления; устанавливать причинно-следственные, корреляционные, функциональные связи в образовательном процессе и системе управления; формировать аналитические решения, определять результативность деятельности образовательной организации и всех субъектов образовательных отношений; определять степень удовлетворённости педагогического состава своей и совместной деятельностью. Оперативная обработка информации происходила в соответствии с заданными параметрами, что позволило увидеть и оценить степень отклонений полученных показателей от запланированных и спрогнозировать, смоделировать возможное поведение субъектов образовательных отношений.
Результаты внедрения предложенной модели показали ее эффективность, поскольку повысился уровень знаний в области ИКТ, а также уровень их использования как администрацией лицея «Солярис», так и педагогами.
Таким образом, предложенная модель и создание единого информационного портала позволили усовершенствовать процесс обмена информацией между всеми субъектами образовательных отношений. По результатам контрольного опроса все сотрудники пользуются единым информационным порталом и оценивают внедренную модель как актуальную, полезную и эффективную. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы убедительно показали, что применение новейших технологий обработки информации оказывает положительное влияние на качество реализации управленческих функций руководителя, позволяет получить и обработать актуальные оперативные данные, которые необходимы для принятия управленческих решений.
17