Серикова Светлана Петровна,
учитель математики и физики ГБОУ «Корочанская школа-интернат»
«Использование ресурсов электронной доски на уроках математики».
В 2010/2011 учебном году в школу поступили интерактивные доски «Interwrite Dualbord», которые представляют собой матовый экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передается на доску проетором. Я работаю с интерактивной доской 13 лет на каждом уроке математики , поэтому охотно поделюсь опытом работы.
Основной целью применения интерактивной доски в преподавании математики является развитие познавательной активности обучающихся за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности.
Использование интерактивной доски позволяет решить следующих задач:
• достижение на уроках математики максимальной наглядности;
• использование на уроках разнообразных форм и методов урока с целью максимальной эффективности урока;
• вовлечение обучающихся в сознательную деятельность.
В первую очередь я ознакомилась с режимом работы и панелью инструментов.
1. Интерактивный режим. В этом режиме можно управлять компьютером с поверхности интерактивной доски.
2. Режим Белой доски. Для работы с белой доской используется элемент «пустая страница».
3. Режим Office предназначен для работы с документами MS Office: с текстовыми документами, презентацией, графическим редактором MS Excel.
4. Панель инструментов содержит: «Мышь», «Перо», «Ластик», «Вернуть», «Удалить», «Добавить страницу с сеткой», «Галерея», «Порядок страниц», «Панель инструментов», а также линейка (для построения прямых), транспортир (для измерения и построения углов).
Остановлюсь подробнее на некоторых моментах использования интерактивной доски на уроках математики:
При проведении устного счета.
Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений. Например, при изучении темы «Формулы корней квадратных уравнений» использую упражнение на нахождение соответствия.
Д ля лучшего усвоения графического изображения, названия функций и уравнений, описывающих эти функции, тоже используется подобное упражнение.
2. Эффективно использовать интерактивную доску и на уроках алгебры. Она позволяет быстро воспроизводить графики функций, выполнять их преобразования: сжатие, растяжение, параллельный перенос. Возможно строить несколько графиков в одной системе координат, что позволяет графически решать системы уравнений. Например: при объяснении нового материала по алгебре в 9 классе (тема «Решение систем уравнений графическим способом») использую инструмент «Циркуль» и шаблон графика квадратичной функции «Парабола».
3. При решение задач на построение и измерение углов.
У мение соотнести вид угла и его градусную меру отрабатывается при использовании интерактивного транспортира. Передвигая точку, фиксируем и градусную меру угла, и его вид. А если перенести стрелку влево, то можно откладывать углы и в другом направлении.
Использование интерактивного цикуля, линейки, транспортира помогает стимулировать познавательную деятельность и творческую инициативу учащихся. Действия, производимые на доске, можно записать в видеофайл, в том числе и со звуковым сопровождением. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, повышается и интерес к предмету в целом.
4. Одним из интересных инструментов, позволяющих эффектно пользоваться заранее подготовленными слайдами, является «Шторка», закрывающая любую прямоугольную часть доски.
П ри проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов). Например: в 10 классе при изучении темы «Решение простейших тригонометрических уравнений» для закрепления провожу самостоятельную работу с последующей проверкой с использованием инструмента «Шторка», которая позволяет скрыть часть текста, а при необходимости его открыть. Учащиеся в своих тетрадях проверяют свое решение, находят допущенные ошибки, сверяя с записями на интерактивной доске.
5. Интерактивная доска идеальна в преподавании геометрии. С помощью интерактивной доски любое, даже самое сложное построение, занимает несколько секунд. Компьютерный чертеж можно перемещать, тиражировать, видоизменять. Появляется возможность добиваться от учащихся точных и грамотных формулировок. При доказательстве теорем, при решении задач они могут наложить одну фигуру на другую, доказывая их равенство.
При доказательстве теорем в презентации статический чертеж из учебника мы можем «оживить», т.е. показать последовательные шаги построения, показать динамику дополнительных построений, необходимых для доказательства. Используя презентацию можно дать значительно больший объем информации на уроке. Например, представить другие способы доказательства теоремы. А сколько задач для отработки доказанных теорем можно предложить! Внеся небольшие изменения на слайдах, эти задания можно использовать на следующем уроке, как задания с последующей проверкой.
Например, на уроке геометрии в 7 классе по теме «Признаки равенства треугольников» ученику предлагается получить все возможные следствия из условий, изображенных на чертеже. Он подходит к доске и маркером отмечает полученные следствия.
На уроке геометрии в 9 классе по теме «Правильные многоугольники» учащимся предлагаю задание: выбрать те многоугольники, которые являются правильными, объяснить свой выбор и переместить их в нижнюю часть экрана.
При работе с любой программой можно использовать маркер для создания на экране надписей и заметок. Эти пометки автоматически не запоминаются и стираются при переключении на другую программу, при смене кадра в рабочем окне или при выполнении любого другого действия в режиме «мыши». Единственной возможностью сохранить сделанные комментарии для последующего просмотра является снятие копии экрана (при помощи специальной кнопки на панели инструментов), ее захвата и размещения на вертикальной панели инструментов на вкладке «Вложения». Эту возможность полезно использовать, например, когда требуется выполнить работу над допущенной ошибкой или необходимо вернуться к решению задачи через некоторое время.
Созданные в программе материалы (слайды) можно не только сохранить в файле «внутреннего» формата, но и экспортировать в виде документов HTML, PDF или в виде графического изображения (в форматах JPEG, GIF, BMP, PNG). Можно также распечатать любые кадры на принтере. Все это позволяет учащимся делать творческие работы с использованием материалов, созданных в ходе урока на интерактивной доске, а учителю – подготавливать различные методические материалы и распечатывать для учеников раздаточный материал в любом количестве экземпляров (в том числе материал, содержащий сделанные учителем и учащимися непосредственно на уроке пометки и рукописные дополнения).
6. Незаменима доска и при подготовке учащихся к ГИА в 11 и 9 классах.
Открываем вариант , например из «Решу ЕГЭ» на одной части доски. На другой части – решаем. По цепочке. Тут же ответы вбиваем в вариант. За урок успеваем чаще всего решить и тут же проверить 1 часть.
Уже имеющийся опыт показал, что работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. У слабых учеников появляется уверенность в собственных силах, они начинают активнее работать на уроках.
Преимущества использования интерактивной доски на уроке
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому обучающиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.
Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Обучающимся просто нравиться работать с интерактивной доской.
Использование интерактивной доски на уроках математики экономит время, повышает мотивацию обучающихся и эффективность учебно-познавательного процесса. Также использование интерактивного оборудования на уроках математики дает возможность получать своевременную информацию об усвоении предмета в режиме реального времени. Расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования, стимулирует интерес обучающихся к предмету.
Литература
Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. – М., 2007.
Еременко С.А. Использование интерактивной доски на уроках математики // Актуальные проблемы мат. Образования в школе и пед. вузе: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 8-10 апреля 2009 г. / ред. Б.Д.Пайсон. – Барнаул: АлтГПА, 2009. с. 220-224.
Интерактивная доска. Использование интерактивной доски учителем в школе [Электронныйресурс]// interaktiveboard.ru [сайт]. URL: http://interaktiveboard.ru/publ/0-2
Розенельд А.Б. Коллекция LAT 2.0 [Электронный ресурс]/ А.Б.Розенфельд. Режим доступа [сайт]: http://www.alted.ru/oo836/ html_fragments/doc/LAT.rar
Сохорева Т.А. Использование интерактивной доски на уроках математики // Актуальные проблемы мат. Образования в школе и пед. вузе: Материалы V