Использование пословиц и поговорок в логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР

Аграмматическая дисграфия, одна из распространенных видов нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), связана с недоразвитием грамматического строя речи и проявляется в аграмматизмах в процессе письма.

Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях обусловлено огромным воспитательным, эстетическим и развивающим их потенциалом.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Васильева Ирина Георгиевна

учитель-логопед высшей категории

ГБОУ Уфимская коррекционная школа для обучающихся с задержкой

психического развития Республики Башкортостан


Использование пословиц и поговорок в логопедической работе

с младшими школьниками с ЗПР

Аграмматическая дисграфия, одна из распространенных видов нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), связана с недоразвитием грамматического строя речи и проявляется в аграмматизмах в процессе письма. Данная дисграфия носит стойкий характер, поэтому логопедическая работа часто носит длительный характер и проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи.

К сожалению, в современной логопедии отсутствует речевой материал для коррекционной работы с обучающимися 3 - го и 4 - го классов, имеющими задержку психического развития, поэтому логопеды-практики коррекционных школ подбирают его самостоятельно. В качестве речевого материала могут служить пословицы и поговорки.

Чем они отличаются? Поговорка не всегда является целой фразой, законченным предложением, - часто это только намек. Пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное. Именно пословицы могут служить в качестве речевого материала для логопедической работы по темам: «Антонимы», «Синонимы», «Многозначность слов», «Изменение имен существительных по падежам», «Предлоги» и т.д.

Использование пословиц и поговорок на логопедических занятиях обусловлено и огромным воспитательным, эстетическим и развивающим их потенциалом. Пословицы и поговорки передают из поколения в поколение познавательный опыт народа, его морально-этические, социальные, эстетические, художественные и воспитательные нормы. Они отражают представления людей о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе, общественном долге, верности Отечеству т.д.

В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения. У него формируется и закрепляется умение видеть и объяснять скрытый смысл народных изречений, которое в специальной психологии и коррекционной педагогике является одним из критериев определения уровня умственного развития обучающихся.

Смысл не всех пословиц доступен пониманию младших школьников с задержкой психического развития. Ученые выделяют ряд особенностей детей данной категории, которые приводят к затруднениям в понимании скрытого смысла пословиц и поговорок:

- своеобразие мыслительной деятельности в целом и несформированность предпосылок словесно-логического мышления (склонность к конкретизации, ригидность, поверхностность, трудности абстрагирования и т.д.);

- особенности речевого развития (бедность словаря, трудности понимания лексико-грамматических и логических речевых конструкций и т.д.);

- суженый диапазон эмоционального фона;

- пониженная общая способность к обучению.

Поэтому на логопедических занятиях целесообразно использовать те пословицы, смысл которых доступен пониманию младших школьников, связан с их жизненным опытом, и не требуется большого количества времени для уточнения их смысла. В данном случае пословицы выступают только как речевой материал для формирования лексико-грамматических средств языка. Целесообразно использовать пословицы о временах года, о труде и лени, о дружбе, о необходимости учиться и т.д. Низкий уровень развития словаря детей с ЗПР предполагает при использовании пословиц проведение обязательной словарной работы.

Речевой материал, который приводится ниже, можно использовать в качестве как устных, так и письменных заданий.


Тема: Антонимы.

1.Прочитать пословицы, найти в них антонимы.

Родимая сторона – мать, а чужая – чужбина. Маленькая дружба лучше большой ссоры. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни. Труд кормит, а лень портит. Хороша веревка длинная, а речь короткая.


2.Составить пословицы, найти в них антонимы.

Труд кормит, а говори меньше.

У короткого ума а враг поддакивает.

Ради нового дружка а говорить порознь.

Знай больше, а лень портит.

Петь хорошо вместе, старого не бросай.

Друг спорит, длинный язык.


3.Списать пословицы, подчеркнуть в них антонимы.

Маленькое дело лучше большого безделья. В умной беседе ума набраться, а в глупой свой растерять. Поменьше говори, побольше слушай. Старый друг лучше новых двух. Легче друга потерять, чем найти. Горьким лечат, а сладким калечат.


Тема: Синонимы

Списать пословицы и поговорки, найти в них синонимы.

Спеши не спеши, а поторапливайся. Приятелей много, а друга нет. Переливает из пустого в порожнее. Кто любит трудиться, тот без дела не сидится. Глядеть глядим, а видеть ничего не видим.


Тема: Многозначность слов

Прочитать пословицы, объяснить значение слова «золотой»

Воля птичке лучше золотой клетки. Золотые ручки не испортят мучки.

Не велик соловей, да голосок золотой.

Тема: Парные согласные в корне слова

Списать пословицы, вставляя буквы. Устно подобрать проверочное слово.

Кто лени(в-ф), тот и сонли(в-ф).

Был бы пиро(к-г), найдется и едо(к-г).

В зимний холо(т-д), всякий моло(т-д).

Береги но(с-з) в зимний моро(с-з).

Где сне(к-г), там и сле(т-д).

Мал золотни(к-г), да доро(к-г).

Холо(т-д) не терпит голо(т-д).


Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Дательный падеж имен существительных.

Вписать в пословицы окончания, объяснить их смысл.

Грамот… учиться всегда пригодится. Дел… время, а потех… час. Птиц… нужны крылья, а человек… разум. Брат сестр… не указ в стряпне. Не расти яблочк… на елочке.


Творительный падеж имен существительных единственного и множественного числа.

1.Списать пословицы, раскрывая скобки.

Крепкую дружбу и топор… не разрубишь. Мир освещается солнц…, а человек знании…. Февраль силен метель…, а март – капель… . Февраль богат снег…, апрель – вод…. Сентябрь пахнет яблок…, октябрь – капуст…. Молод тел…, да стар дел…. Не гладь лошадь рук…, гладь овс…. Кон… - овес, а земл… - навоз.


2.Вписать в пословицы окончания, объяснить их смысл.

Весна красна цвет… , а осень плод… .Птицы сильны крыль…, а человек дружб… . дерево держится корн…, а человек друзь… . Колчан хорош стрел…, а обед пирог…. Слов… хлеба не засеешь.


Тема: Предлоги

Списать пословицы и поговорки, вставляя подходящий по смыслу предлог.

Волков бояться - … лес не ходить. Тяжко тому жить, кто … работы бежит. … умного научишься, … глупого разучишься. Ссора … добра не доведет. Лучше хлеб … водой, чем пирог … бедой. Не расти яблочку … елочке.

Без труда не вытащишь и рыбку … пруда.


Используемая литература

1. Вильшанская А.Д. Специфика формирования приема понимания скрытого смысла пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 5 2014.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных класах6 Кн. для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1990.

3.Пословицы и поговорки. Из сборника В.Даля. – М.:»Искателькнига», 2017.

4.Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и «крылатые выражения». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее