«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок здоровья для старшеклассников "В здоровом теле -здоровый дух"

К сожалению, люди мало обращают внимание на свое здоровье. К нам слишком поздно приходит понимание его важности. А ведь болез­ней и лекарств можно избежать, если уметь вовремя вклю­чить мощные силы защиты организма, заложенные в чело­веке природой.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Инструктаж по технике безопасности. Беседа « В здоровом теле - здоровый дух».

Цель: Провести вводный инструктаж по технике безопасности во время занятий в классе БОС, беседу о необходимости сохранять и укреплять свое здоровье.

ХОД УРОКА:

Организационный момент:


Слайд № 1 -«БОС - "Урок здоровья"»

К сожалению, люди мало обращают внимание на свое здоровье. К нам слишком поздно приходит понимание его важности. А ведь болез­ней и лекарств можно избежать, если уметь вовремя вклю­чить мощные силы защиты организма, заложенные в чело­веке природой. Как говорил академик Амосов: «Здоровье можно вернуть с любой точки его упадка...» Но прежде чем рассказать вам о способах включения этих сил, давайте вспомним, что включает в себя понятие «здо­ровый образ жизни». И дадим определение «здоровья». Основная часть:

Здоровье - это состояние полного физического, психоло­гического и социального благополучия, а не только отсут­ствие болезней или физических дефектов. (Определение, записанное в уставе ВОЗ). Рассмотрим основные составляющие здоровья. Слайд 9 - «Я хочу быть здоровым!» Что означает для вас понятие «здоровый образ жизни»? Какие составляющие здоровья вам известны? (Правильное питание, режим труда и отдыха, закаливание, двигательная активность, психологическое благополучие). Приведите примеры продуктов, полезных для здоровья человека ? Какие из них вы употребляете в пищу? Какой вы знаете сорт хлеба, полезный для здоровья? Каковы должны быть физические нагрузки на человека? Сколько времени необходимо затрачивать человеку на занятия организованной физкультурой и неорганизо­ванной физической активностью?

(Организованной - 20-30 минут, неорганизованной - 1-2 часа).

Придерживаетесь ли вы правильного распорядка дня? Что вам это дает? Какие вы знаете методы закаливания? (Солнечные, водные, воздушные ванны). В понятие «здоровье» входят не только факторы физичес­кого благополучия, но и психологическое благополучие -это состояние «души» человека, его удовлетворенность са­мим собой, его мысли, чувства, переживания. Слайд 3 - «Путешествие в мир здоровья» Опишите ваше состояние в момент душевного равнове­сия (хорошее настроение, ровное дыхание, сердце бьется ровно, ничего не болит).

Слайд 13 - «Связь работы дыхания и сердца» А что происходит с вами, если вы опаздываете на свида­ние, на экзамен, на электричку, не выучили урок, а вас выз­вали к доске? Каково ваше состояние в этот момент? (Пальцы холодеют, ладони покрываются потом, дыхание прерывистое, пульс ускоряет свой темп, сердце просто выскакивает из груди). Все это называется одним словом - стресс. Таким образом, стресс - это нарушение гармонии дыхания и работы сердца.

Почему же так важна эта гармония ? Дыхание и работа сердца - это процесс, связанный в еди­ное целое, важнейшее условие жизни. Когда на свет появляется ребенок, врач диагностирует: у новорожденного есть сердцебиение и дыхание. Он жив! Когда мы заканчиваем свой жизненный путь, врач конста­тирует: дыхания нет, сердце не бьется. Жизнь - неразрывный процесс дыхания и работы сердца. Насколько он гармони­чен, настолько человек и здоров, настолько его организм защищен от вредного влияния внешней среды и, прежде всего от стрессов и перенапряжений. Итак, мы с вами пришли к закономерному выводу: пра­вильное дыхание, гармония дыхания и работы сердца -первое и необходимое условие жизни и здоровья вообще. Слайд 10 - «Дыхательная система человека» Расскажите, как происходит процесс дыхания у здорового человека?

Воздух поступает в носовую полость, где он очищается, согревается, увлажняется; проходит через носоглотку, гор­тань, трахею, попадает через бронхи в легкие, где проис­ходит газообмен О2 и СО2. N - 79 %

О2-21% ВДОХ

СО2и др. газы - 0,03 % N - 79 %

О2-16,4% ВЫДОХ

СО2 и др. газы -4,1 %

Слайд 11 - «Дыхание животом»

В акте вдоха и выдоха участвуют легкие, грудная клетка, мышцы груди и диафрагма. Именно она, на вдохе уплоща­ясь, раздвигает ребра, что обеспечивает вдох, а на выдохе расслабляется.

Почему выдох должен быть длиннее вдоха ? В каком соотношении?

(На выдохе организм освобождается от отработанных га­зов, т. е. удаляется СО2 соотношение «вдох-выдох» 1:2). Какое дыхание считается наиболее правильным? Продемонстрируйте свой ответ. В течение нескольких се­кунд попробуйте подышать животом. Вдох- 1-2, выдох-1 -2-3-4 (считаем секунды).

Сегодня мы познакомимся еще с одним секретом здоро­вья, который предлагает технология БОС. Поэтому тема нашего урока «Как сохранить здоровье? Есть идея!». Слайд 22 - «А,А. Сметанкин и приборы БОС» Двадцать лет назад русский ученый-физиолог Александр Афанасьевич Сметанкин задумался над вопросом станов­ления и сохранения жизни бронхов, используя собственные возможности человеческого организма. Этот уникальный метод называется БОС.

Прежде чем познакомиться с сущностью этого метода, от­ветьте на такой вопрос:

Можете ли вы увидеть, как работают ваши внутренние органы? Слайд 23

«Прибор БОС - «учитель» правильного дыхания» Метод А. А. Сметанкина позволяет дать человеку дололнительную, не предусмотренную природой, информацию о работе его органов и систем в доступной форме с помо­щью датчиков посредством световых или звуковых сигна­лов обратной связи. Важно то, что человек может, опираясь на эту информацию, научиться произвольно изменять па­раметры работы органов.

Как вы считаете, связан ли процесс дыхания с работой сердца?

(Сердечно-сосудистая система-транспортная система -доставляет О2ко всем органам и тканям, обменивает на СО2; система дыхания освобождает наш организм от СО2и снабжает О2).

Для того чтобы увидеть наглядно работу сердца и дыхания, А. А. Сметанкиным был создан прибор, который называется ПБС. С помощью этого прибора можно узнать жизнь пуль­са. Жизнь пульса подчинена дыханию, а это означает, что пульсом во время дыхания можно управлять. ПБС включает в себя: прибор, датчики для регистрации пульса (крепятся на голое тело) .ремень для закрепления датчиков. Прибор подключается к компьютеру. Как вы считаете, одинакова ли частота сердечных сокра­щен и й(ЧСС) на вдохе и выдохе? Слайд 17

«Знаете ли вы, что сердце работает в ритме дыхания?» Что легче сделать - вдох или выдох? (Когда человек делает вдох, его сердце бьется чаще, на выдохе сердцебиение замедляется, т. к. на выдохе сердце отдыхает).

Разница между ЧСС на вдохе и на выдохе носит специальное название - дыхательная аритмия сердца или сокращенно -ДАС.

Показатель ДАС - уникальный показатель, который отра­жает и гармонию дыхания и работы сердца, и резервные возможности здоровья, и степень защищенности организ­ма от внешних факторов. ДАС есть у каждого человека. Она зависит:

  • от возраста

  • от самочувствия.

Слайд 18 - «Возраст человека и ДАС» Максимальной величины ДАС достигает у детей. За один дыхательный цикл пульс ребенка изменяется на 40 - 60 ударов в минуту. С возрастом величина ДАС уменьшается. Для человека средних лет она составляет 25 - 30 ударов в минуту. Для людей пожилого возраста^ - 3 удара в минуту. Но этот процесс возрастного снижения ДАС можно оста­новить путем тренировок и таким образом продлить свое активное долголетие.

Слайд 19 - «Самочувствие человека и ДАС» ДАС очень чутко реагирует на изменение самочуствия, ког­да проявлений болезни еще нет, но уже ощущается какой-то дискомфорт. По изменению ДАС, по внезапному сни­жению ее величины можно судить об ухудшении состояния человека. Если величина ДАС снизилась до 3-5 ударов в минуту, для нас это сигнал к тому, чтобы провести трени­ровку, направленную на увеличение показателя ДАС, включить незадействованные резервы здоровья и справиться с недугом, не дожидаясь развития болезни. ПБС не только регистрирует ДАС, но и, благодаря, зало­женным в него принципами методам БОС, позволяет выра­ботать такой тип дыхания, при котором ДАС была бы мак­симальной.

Применяя ПБС, мы можем четко видеть, как у человека, находящегося в спокойном комфортном состоянии пульсограмма изменяется синхронно с записью дыхательных движений, т. е. пульс изменяется в ритме дыхания. Одним из условий приобретения навыков диафрагмаль-но-релаксацйонного дыхания является способность расс­лабиться. Чем спокойнее дыхание, тем лучше результат тренировки. Поэтому сейчас мы с вами попробуем расс­лабиться.

Слайд 39 - «Тихая музыка * расслабление, покой» Займите удобное положение в кресле. Плечи опущены, но­ги поставьте на полную ступню; расслабьте мышцы лица, шеи, рук, ног; можно смотреть слайды и представлять себя в обстановке лета, тепла, солнца; можно закрыть глаза и послушать музыку; расслабьте все мышцы тела, В таком состоянии ваш организм отдыхает. В это время мы сохра­няем энергию, мы освобождаемся от всех отрицательных эмоций (обиды, гнева, грусти, плохого настроения). Положите одну руку на живот, другую - на грудь. Сделайте на счет 1-2 вдох (живот надувается), 1-2-3-4 - плавный выдох (живот опускается).

Расскажите о ваших ощущениях (тяжело, легко, сердце ровно пульсирует, дыхание спокойное). Слайд 20 - «Польза правильного дыхания» Метод БОС нашел горячий отклик во многих точках нашей страны: Москве, Сургуте, городе Большой Камень (При­морский край), Нерюнгри, Пскове.

В 78 регионах страны уже есть кабинеты БОС. По результа­там работы кабинетов БОС в Санкт-Петербурге у учащихся в 3 раза повысилась успеваемость, улучшилось настрое­ние, совершенствуются голос, речь. Школьники научились процессам саморегуляции.

Заключительная часть:

Метод БОС дает здоровье без лекарств. Это безболез­ненный метод.

Заинтересовал ли вас этот метод - метод БОС? В чем сущность этого метода?

Кому бы вы посоветовали пройти сеансы БОС из своих близких, знакомых?

Какой прибор помогает тренировать сердце при помощи правильного дыхания? Кто его создал? Метод БОС - это дыхание, несущее здоровье. Именно этот метод раскрыл тайну здоровья - тайну гармонии работы дыхания и сердца, которую люди пытались разгадать. Домашнее задание:

Потренироваться правильно дышать - дышать животом. Подготовить рекламу методу БОС. Одному из учащихся подготовить к следующему занятию аутогенную тренировку.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее