«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Использование опорных сигналов при обучении говорению

Использование опорных сигналов при обучении говорению младших школьников

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Использование опорных сигналов при обучении говорению на уроках английского языка в начальной школе


Using the reference signals teaching to speak primary school students at English lessons


Галеева Лейсан Нафисовна


Научный руководитель: Л.В. Круглова, канд. филол. наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия.


Ключевые слова: опорные сигналы, система обучения по В.Ф. Шаталову, обучение говорению, преподавание английского языка в начальной школе.


Key words: reference signals, the system of teaching according to V.F. Shatalov, teaching to speak, teaching English at primary school.


Аннотация. Данная статья посвящена одному из актуальных тем современной методики преподавания английскому языку – обучению говорению младших школьников. Объектом исследования является процесс овладения навыком говорения посредством опорных сигналов. Цель работы – показать эффективность использования опорных сигналов на младшей ступени обучения. Результаты исследования целесообразно использовать учителям английского языка, учителям начальной школы, студентам педагогических колледжей и университетов при работе с учащимися средне образовательных школ, гимназий и лицеев.


Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (далее ФГОС НОО)[1] и примерной рабочей программе по английскому языку 2-4 классы к учебникам Ю.А.Комаровой, И.В. Ларионовой и Ж. Перрет «Английский язык. Brilliant» выпускник начальной школы должен владеть ключевыми речевыми компетенциями (чтение, говорение, письмо, аудирование)[2].Безусловно, все виды речевых компетенций формируются в тесной взаимосвязи. На наш взгляд, говорение является конечным продуктом овладения речевыми компетенциями, поскольку оно подразумевает овладение чтением, аудированием и письмом. Для выражения своих мыслей и рассуждений учащимся необходимо «среагировать» на информацию (воспринять, обработать ее), это вызывает определенные трудности у учащихся. Данные трудности объективны, они возникают из-за особенностей грамматического строя языка, прямого порядка слов в предложении и возрастных особенностей младших школьников. Для ликвидации данных трудностей и барьеров мы решили рассмотреть эффективную систему обучения с использованием опорных сигналов В.Ф.Шаталову.

Опорные сигналы – это набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. [3] Преобладание зрительной памяти и образного мышления позволяют учащимся начальной школы воспроизводить информацию по опорным сигналам.

Изучение трудов педагога-новатора В.Ф. Шаталова «Точка опоры»[4], С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться» [2], Л.С. Выготского «Вопросы детской психологии» [6] и требований, которым должны отвечать опорные сигналы, позволили нам определиться и применить в своем исследовании условные значки предложенные М.З Биболетовой и др.,в учебно-методическом комплексе « Enjoy English»:

–действующее лицо: имена существительные, местоимения (ответы на вопросы кто?что?)

–объект: имена прилагательные, числительные, имена существительные (ответы на вопросы какой? какая? какие? cколько? что?)

– глаголы, ответы на вопросы что делает?

– модальные глаголы,

– глагол to be,

– глагол have/ has got,

– вспомогательные глаголы,

- наречия,

– наречия частотности,

– вопросительные слова what, where, when, why, who, how, how long.

Применение данных опорных сигналов позволили учащимся построить предложения, выразить свои мысли на иностранном языке.

На этапе знакомства учащиеся активно строят предложения без глагола- связки to be, данная ошибка является типичной, сопровождалось вплоть до среднего звена. Применение модели облегчает процесс введения и употребления глагола to be в речи. Модель обеспечивает овладение грамматическим материалом и порядком слов при использовании глагола have/has got, поскольку русское предложение У меня есть книга на английский язык переводится иначе, дословно Я имею( владею) книгу- I have got a book. Особую, значимую роль опорные сигналы играют при знакомстве с видовременными формами глагола, поскольку отрицательные и вопросительные предложения требуют вспомогательных глаголов, которые отсутствуют в родном (русском) языке, знакомство с моделями not и ? сняли трудности овладения данным грамматическим материалом.

При знакомстве и применении конструкции there is/ there are предложили вниманию учеников паровозик, состоящий из локомотива и двух вагонов. В локомотиве расположили there is/there are, в первом вагоне ответ на вопрос кто? что? и во втором вагоне ответ на вопрос где? Используя данный паровоз, учащиеся легко трансформировали предложения, отрицали, задавали вопросы друг другу.

Данные опоры, модели структурируют восприятие материала, что обеспечивает грамотное выражение мыслей и суждений на английском языке.

Постоянное подключение опорных сигналов обеспечили обратную связь при выполнении заданий по аудированию, чтению, письму и, безусловно, говорению. К концу первого года обучения учащиеся смогли рассказать о себе, семье, друге, описать картину (5-8 предложений), написать личное письмо, составили диалогические и монологические высказывания.


Литература.


  1. Стандарты нового поколения. Концепция Федеральных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Ларионова, И.В. Рабочая программа «Английский язык. 2-4 классы»: к учебникам Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, Ж Перретт «Английский язык. Brilliant»/ авт.-сост. И.В. Ларионова. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. -88.

  3. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться. – Минск, 1990, - 176 с.

  4. Шаталова, В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1991, - 160 с.

  5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2006.

  6. Биболетова, М.З. Программа курса английского языка к УМК «Enjoy English» 2-4 кл./М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. – Обнинск: Титул, 2013.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее