"Использование нестандартного оборудования в укреплении мышечной системы и формировании правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из современных проблем в нашем обществе.
К сожалению, на сегодняшний день, как показывает статистика, до 80% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют нарушения ОДА. Это пока еще не болезнь, а лишь нарушение развития костно-мышечного аппарата. Однако на фоне этого, как многим кажется безобидного дефекта, развивается сколиоз.
Значение осанки для полноценного развития ребенка велико: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психического благополучия.
Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она обеспечивает оптимальное условие для функционирования всех внутренних органов и систем организма как единого целого.
Многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер, чувствительна к деформирующим воздействиям (Ловейко И.Д., Фонарев М.И., Мачинский В.И., Стромская Е.П. и др.).
Факторы, влияющие на формирование осанки(Молостова Ф.И. и Молодцова В.М.):генетический и анатомо-конституционный фактор, психологический фактор, возможные заболевания, факторы развития,физическая подготовка.
По мнению многих авторов (Стромская Е.П., Моргунова О.Н., Каштанова Т.В., Маханёва М.Д. и др.) существенное значение для формирования правильной осанки имеет:подбор мебели;поза детей (стоя, сидя, при ходьбе, во время сна);рационально организованный режим дня;полноценное питание;двигательная активность ребёнка в течении дня;создание предметно-развивающей среды.
В настоящее время в оздоровительной работе с детьми 5,5-7 лет используют современные средства, обеспечивающие формирование осанки: ортопедические мячи, полусферы и многое другое.
Значение нестандартного оборудования велико:
оказывает большое эмоциональное воздействие на детей;
создаёт оптимальные условия для правильного положения туловища;
способствует укреплению мышечного корсета, формированию правильной осанки;
развитию координации движений, вестибулярного аппарата;
совершенствованию двигательного контроля;
расслаблению и т.д.
Цель моей работы: укрепление мышечной системы у детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с применением нестандартного оборудования (ортопедические мячи, полусферы).
Задачи:1. Повышение функционального состояния мышечной системы
средствами нестандартного оборудования.
Развитие вестибулярного аппарата.
Формирование и закрепление навыка правильной осанки.
Обогащение двигательного опыта детей.
Обеспечение тесного взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в осуществлении комплексного индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Работа по использованию нестандартного оборудования с детьми старшего дошкольного возраста будет более эффективной при условиях:
включение нестандартного оборудования в комплекс основных средств воздействия на опорно-двигательный аппарат детей ;
осуществление индивидуально-дифференцированного подхода;
обеспечение тесного взаимодействия между специалистами МДОУ в разных формах организационных мероприятий ;
осуществление сотрудничества детского сада и семьи.
Работа с детьми осуществлялась в следующих направлениях:
Организация правильного статико-динамического режима .
Проведение с детьми цикла занятий-бесед на тему:"Заботимся об осанке.
Осуществление физкультурно-оздоровительной работы с применением нестандартного оборудования .
Работа с детьми осуществлялась в 3 этапа.
Подготовительный этап.Первоначальное знакомство детей с нестандартным оборудованием осуществлялось через сюрпризный момент. А также акцент делали на эмоциональный компонент: мяч -это игрушка, он партнер, красив, необычной формы с рожками, яркой окраской и, главное, подвижен, т.е. взаимодействует с ребенком.Таким образом, дети познакомились со свойствами мяча как зрительно, так и через тактильные ощущения.
На этом же этапе дети знакомились с полусферами и их свойствами- необычный предмет, имеющий две стороны (верхушка и основание). Дошкольники через тактильные ощущения познавали гладкую,скользящую поверхность полусферы, стояние на основании полусферы характеризуется покачиванием. Дети выполняли простейшие упражнения с использованием ортопедических мячей, полусфер: "Переложи мяч", "Мяч вперёд", "Приседания с мячом". Проходило обучение правильномуседу на мяче.
Основной этап.На основном этапе работы с детьми нестандартное оборудование использовалось во всех формах работы как в совместно организованной деятельности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры и эстафеты, физкультурные досуги и праздники), так и в СДД детей. Дети выполняли такие сложные упражнения, как " Накат на мяч", " Стойка на одной ноге", "Крокодил", "Мостик" и др.Так же большие гимнастические мячи, полусферы были неоценимы при проведении эстафет, подвижных игр, которые становилисьсодержательным материалом для спортивных развлечений и досугов.Роль физкультминуток выполняли также двигательные задания, органично входящие в само занятие(полоса препятствий).
Заключительный этап.На заключительном этапе предпочтение отдавалось подвижным играм и эстафетам с применением нестандартного оборудования, СДД детей.
Результативность работы.
Сила основных мышечных групп определялась в начале и в конце года как в статике, так и в динамике при помощи предварительно подобранных мною тестов: " Рыбка", "Угол", "Отжимание", "Сесть-лечь", "Бросок", "Стой" иоценивалась в уровневой системе (низкий, средний, высокий) по выделенным мною оценочным критериям.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что показатели состояния мышечной системы и вестибулярного аппарата на конец учебного года в основном соответствуют среднему, выше среднего и высшему уровню. Нами отмечено, что у всех детей значительно увеличилась сила мышц спины и брюшного пресса как в статике, так и в динамике. Данная работа способствовала увеличению мышечной силы особенно мышц-разгибателей.Также отмечается положительная динамика в развитии чувства равновесия. Заметно улучшилась координация движений. Дети стали увереннее и осознанно выполнять сложные задания, повысился самоконтроль и взаимоконтроль. Улучшилась техника и качество движений.
Выводы:
1. Современное нестандартное оборудование - эффективное средство укрепления мышечной системы и формирования осанки у дошкольников.
2. Оно способствует созданию эмоционального настроя детей, повышению интереса к занятиям физической культурой.
3. Возможно широкое использование нестандартного оборудования в разных формах работы с детьми.
4. Благодаря целенаправленной работе педагогов и родителей возможен 100% положительный результат укрепления мышечной системы и профилактики нарушений осанки.