«Зимний фестиваль знаний 2025»

Использование мнемотехники на этапе автоматизации звуков

Эффективным приёмом работы над звуками на этапе автоматизации является мнемотехника, т.е. техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. В своей работе я использую мнемодорожки чистоговорок и заучивания стихотворений. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Использование мнемотехники на этапе автоматизации звуков

Эффективным приёмом работы над звуками на этапе автоматизации является мнемотехника, т.е. техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. В своей работе я использую мнемодорожки чистоговорок и заучивания стихотворений. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.

Мнемодорожки чистоговорок и скороговорок я успешно использую на индивидуальных, подгрупповых занятиях по автоматизации звуков.

Увлёкшись этой идеей и зная, что повторение скороговорок особенно трудно даётся большинству детей, хочу предложить свои варианты мнемодорожек не только чистоговорок, скороговорок, но и стихотворений

Подборку мнемодорожек я разделила на группы: автоматизация свистящих, автоматизация шипящих, автоматизация звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ.

Автоматизация свистящих звуков

Чистоговорки


СА-СА-СА – меня ужалила оса,
СО-СО-СО – стал мой нос как колесо,
СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!



 АСКА-АСКА – у Сани маска,
УСКА-УСКА – у Сони блузка,
ОСКА-ОСКА – у Насти соска,
ИСКА-ИСКА – у киски миска.




Стихотворения для автоматизации

свистящих звуков


Самокат я сам катаю,
встану сам, сам разгоню.
Ну, а если сам сломаю,
сам его и починю.



Мама Зои, мама Зины
побывали в магазине.
Зое купили зайку,
а Зине мозаику



У наседки, наконец,
вылупился птенец.
Будет Петенька певец,
как петух – его отец!







Скороговорки для автоматизации

свистящих звуков


Саня поймал сома с усами.



Маленькому Сане мы купили сани, у Сани санки едут сами.



У зайки Бубы заболели зубы.




 Кот Вася есть у Аси. 











Автоматизация шипящих звуков

Чистоговорки

ША-ША-ША – наша Даша хороша,
ШИ-ШИ-ШИ – Миша и Маша – малыши
ШЕ-ШЕ-ШЕ – мыши в шалаше,
ШО-ШО-ШО – говорю я хорошо!


АШ-АШ-АШ – у Наташи карандаш,
ОШ-ОШ-ОШ – у Антошки нож,
УШ-УШ-УШ – малыш идёт в душ,
ЫШ-ЫШ-ЫШ – в камышах мышь. 





ЖИ-ЖИ-ЖИ –очень острые ножи,
ЖА-ЖА -ЖА – есть иголки у ежа,
ЖУ-ЖУ-ЖУ – я к ежу подхожу





Стихотворения для автоматизации шипящих звуков


Лягушка – попрыгушка,
глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
комары и мушки!



Кошка в окошке
подушку шьёт,
Мышка в сапожках
избушку метёт.


Летом в клетке зоопарка

медвежонку очень жарко.
Хорошо в жару такую

снять одёжку меховую.

Ищет он застёжки,

чтобы снять одёжки.

Скороговорки

У кошки и у мышки ушки на макушке.

Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.


 Ежу на ужин мышонок нужен. 






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее