Использование методики станционного обучения в преподавании иностранных языков

В данном материале рассказывается об одной из современных технологий в обучении иностранным языкам- о методике станционного обучения.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки














Использование методики станционного обучения

в преподавании английского языка





























Современная школа остро нуждается в гуманиза­ции отношений детей и взрослых, в демократизации всей педагогической деятельности. Кроме того, в последние годы отмечаются существенные измене­ния в личностном развитии детей: им свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощен­ность и независимость. Динамично развивающему­ся обществу требуются яркие творческие личности, сохраняющие способность к постоянному самопо­знанию и саморазвитию.

Из вышесказанного становится ясно, почему всё чаще возникает необходимость использова-ния в практике обучения и воспитания школьников личностно ориентированного подхода. Именно такой подход даёт возможность раскрыть подлинные по­знавательные возможности каждого ученика и в со­ответствии с этим сделать учебный процесс более разнообразным, интересным, комфортным, что в конечном итоге повышает эффективность обуче­ния и удовлетворённость учителя своим собствен­ным трудом. Личностно ориентированное обучение помогает учителю активизировать возможности каждого обучаемого, создавать такое психолого- педагогическое пространство, которое позволяет повысить успешность обучения одарённого учени­ка, построить индивидуальную траекторию развития для не слишком активного ребёнка, помочь детям с ослабленным здоровьем адаптироваться в учебном процессе.

Основными принципами личностно ориентиро­ванного подхода по определению доктора педагоги­ческих наук проф. И.С. Якиманской являются:

  • использование субъективного опыта ребёнка;

  • предоставление ему свободы выбора при выпол­нении задания;

  • накопление знаний, умений и навыков не в каче­стве самоцели, а как важного средства реализа­ции детского творчества;

  • обеспечение на уроке личностно значимого эмо­ционального контакта ученика и учителя на осно­ве сотрудничества, мотивация достижения успеха через анализ результата учебного труда и самого учебного процесса.

Роль педагога заключается в том, чтобы дать воз­можность каждому ребёнку проявить себя, учитель теперь выступает в качестве организатора и коорди­натора учебной деятельности.

Организация разнообразной учебной среды на уроке способствует не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосферы со­трудничества, взаимного доверия между ребёнком и учителем. У детей снижается тревожность перед уроком и во время него, создаётся комфортная об­становка, повышается успеваемость. Личностно ориентированная учебная среда обеспечивает на уроке такую обстановку, когда ученику сложно по­лучить «2»!

Переход к личностно ориентированному обуче­нию - процесс достаточно длительный, с большим количеством сложностей, требующий больших уси­лий со стороны учителя. Усилия эти должны быть направлены на преодоление своих собственных стереотипов в преподава-тельской деятельности, из­менение своего менталитета. Это особенно важно при освоении технологии подготовки и проведения личностно ориентированного урока.

Замысел такого урока заключается в создании условий для максимального влияния образователь­ного процесса на развитие индивидуальности ребён­ка. Организация учебного занятия предполагает:

    1. применение педагогических приёмов для обогащения субъектного опыта ребён­ка;

    2. проектирование характера учебного взаимодей­ствия на основе учёта личностных особенностей учащихся;

    3. использование разнообразных форм общения;

    4. создание для учащихся ситуации успеха;

    5. проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

    6. стимулирование учеников к осуществлению кол­лективного и индивидуального выбора вида за­дания, формы его выполнения;

    7. избрание приёмов и методов педагогической под­держки в качестве приоритетных способов дея­тельности учителя на уроке. В числе современных педагогических техноло­гий, используемых при подготовке личностно ориен­тированных уроков, особого внимания заслуживает методика станционного обучения. Эта методика отвечает главным принципам личностно ориентиро­ванного обучения. На мой взгляд, эту методику следует считать одним из перспективных направлений. Она особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов. а также уроков контроля усвоения новой темы. При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа: 1) подготовительный; 2) процессуальный; 3) рефлексивный; Подготовительный этап самый длительный и трудоемкий для учителя, так как требует от него много сил и времени. На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна со­ответствовать государственным программам, опре­деляет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок. Количество стан­ций зависит от сложности, объёма заданий и вре­мени на их выполнение: чем сложнее задание, тем больше времени потребуется на его выполнение, тем меньше станций должно быть запланировано на уроке.

Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете (обычно это отдельный стол, на котором установлена табличка с номером и назва­нием станции), где ученик может выполнить зада­ние этой станции. Самым удачным можно считать вариант, когда размер кабинета позволяет расста­вить столы так, чтобы учащиеся, переходя от стола к столу, т.е. от станции к станции, могли бы выпол­нять задание, находясь на этой станции, но тогда у каждого стола должны быть предусмотрены в доста­точном количестве посадочные места, карандаши, фломастеры, бумага и прочее, необходимое для выполнения задания на этой станции. Стол учителя должен быть расположен так, чтобы все учащиеся находились в поле его зрения.

Примерные схемы расположения станций






















Но поскольку в практике обычного школьного учи­теля такие возможности крайне редки, можно рас­ставить таблички с номерами и названиями станций на одном или двух столах, расположив их в перед­ней части класса у доски. В таком случае ученики будут подходить к "станции", брать карточку с зада­нием этой станции и выполнять его на своем месте. Нужно только предупредить учащихся, что они не могут приступить к выполнению задания следую­щей станций, не выполнив задания предыдущей.

Важный момент в подготовительном этапе - это разработка сопроводительного листа (я называю его маршрутной картой). Маршрутная карта - это лист с номерами и названиями станций, полями для ответов на каждой станции. В этот лист учащиеся вписывают свои ответы, наклеивают в нужном по­рядке разрезанные на отдельные фрагменты тек­сты или выполняют творческие задания, которые указаны на станциях. В этой же маршрутной карте выставляются баллы при самоконтроле учащихся после завершения маршрута. В правом нижнем углу маршрутной карты ученики пишут сумму баллов, полученных на всех станциях, а затем по разрабо­танной учителем шкале переводят сумму баллов в оценку.

Большое внимание надо уделять подготовке ди­дактического материала, который должен быть ин­тересным и посильным для выполнения за отведён­ное время. Задания на станциях могут быть самыми разными. Например, прочесть текст и ответить на вопросы, вставить нужную видовременную форму глагола в предложение, нарисовать то, что описано в предлагаемом тексте, решить кроссворд и т.д. В процессе подготовки к уроку обязательно составля­ется лист ответов (ключей) к заданиям на станциях, который необходим для самоконтроля учащихся. Лист ключей выдаётся ученикам только тогда, когда они завершат прохождение станций. Ключи могут быть продемонстрированы на интерактивной доске для всего класса сразу. При проверке работ можно организовать взаимоконтроль.

Процессуальный этап - это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания. Ученики сами решают, работать ли им индивидуально, в парах или в ма­лых группах. Право выбора остается за учениками. Если дети решают работать группой (2-3 человека), то они получают одну маршрутную карту на группу, а если ученик идёт по станциям индивидуально, то каждый ученик имеет свою карту. Порядок следова­ния от станции к станции дети выбирают сами. Их ограничивает лишь время, отведённое учителем для прохождения станций. Причём учитель не ограничи­вает время выполнения задания на каждой станции. Он только сообщает ученикам, сколько времени от­водится на выполнение заданий всех станций в це­лом. Поэтому целесообразно иметь в классе часы, ориентируясь на которые ученики сами смогут вы­брать нужный темп работы

Английский, как и любой другой язык - это сред­ство общения. Поэтому учитель должен предусмо­треть станцию, на которой учащиеся должны про­явить свои речевые навыки, например, составить диалог с одноклассником или высказаться по опре­деленной теме. В таком случае учитель находится на этой станции в качестве слушателя. Ученики по­сле подготовки диалога или устного рассказа про­говаривают подготовленное задание перед учите­лем. Но учитель может включить в урок станцию, на которой он сам является партнёром ребёнка по учебной деятельности, его собеседником. Именно на этой станции учитель имеет возможность по­работать индивидуально с учеником или малой группой учащихся, выявить языковой уровень этих ребят, проанализировать ошибки в речи учащихся, провести коррекцию этих ошибок, на этой станции учитель выставляет в маршрутную карту баллы, по­лученные учащимися при собеседовании.

Учителю нельзя забывать и о станции релакса­ции, на которой задание будет лёгким, ученик вы­полнит это задание без особого напряжения, а полу­ченный результат вселит веру в возможность успеха для каждого ученика. Станция релаксации может вообще не содержать учебного задания, за которое ученик должен получить какие-то баллы. На этой станции можно поместить задание, выполнив кото­рое ученик получает просто какую-то маленькую на­граду или приз. Например, нужно из предложенных карточек с английскими буквами составить слово, а это слово и будет обозначать название приза для ребёнка, этот приз находится в коробке на столе учителя. Показав составленное слово учителю, ре­бёнок получает отгаданный приз.

Процессуальный этап может длиться целый урок или часть урока. Это зависит от количества стан­ций и трудности заданий, предложенных учителем. Если процессуальный этап занимает часть урока, то следующий рефлексивный этап проводится на этом же уроке. Если процессуальный этап занял весь урок, то рефлексивный этап проводится на следующем уроке. В том случае, если на станциях были задания творческого характера, то проверка этих заданий и их оценка выполняется самим учи­телем, а рефлексивный этап проводится на сле­дующем уроке, т.к. учителю нужно время для про­верки творческих письменных работ учащихся и их анализа.

Рефлексивный этап предусматривает само­контроль и самооценку. Ученикам раздаются листы ключей к заданиям, которые они выполняли на стан­циях. Они сверяют свои ответы с правильными и вписывают в маршрутные листы заработанные ими баллы.

Затем им предлагается шкала перевода баллов в оценку. Таким образом, ребёнок проводит самоо­ценку своего труда. Роль учителя на данном этапе заключается в том, чтобы проанализировать типич­ные ошибки учащихся, провести коррекционную ра­боту. Если работа на станциях заняла весь урок, то рефлексивный этап можно проводить на последую­щем уроке. В таком случае у учителя есть возмож­ность самому проанализировать ошибки учащихся по их маршрутным картам и продумать работу по коррекции ошибок.

На мой взгляд, одним из путей развития станци­онной методики является способ дифференциации заданий на каждой станции. Так, в разработке урока по методике станционного обучения, приведённой в этой работе, на станциях учащимся предлагаются для выполнения задания одного уровня сложности.

С точки зрения личностно ориентированного подхо­да в обучении английскому языку стоит предусмо­треть на каждой станции задания разных уровней сложности, чтобы ученик мог выбрать задание по своим силам. В таком случае можно использовать карточки разного цвета. Например, карточка зелёно­го цвета обозначает задание элементарного уровня, выполнив которое ученик получает "3". Карточка жёлтого цвета - задание среднего уровня сложно­сти с оценкой "4". А карточка красного цвета — за­дание повышенной сложности, выполнив которое ученик получает "5". Ребёнок сам решает, какой уровень сложности ему "покорится". Поначалу все ученики будут браться за задания на "5", но систе­матическая работа по станционной методике научит детей реально оценивать свои силы. Кроме того, дифференцированные задания на станциях дадут учителю возможность работать на одарённого уче­ника, который опережает товарищей по скорости учебной работы, у этого ребёнка появится возмож­ность изучать предмет глубже, чем это предусмо­трено программой.

Методика станционного обучения практиче­ски универсальна в использовании, т.е. она может применяться в преподавании любого предмета. Более того, эта методика успешно применяется во внеклассной работе для проведения предметных конкурсов, состязаний, заочных путешествий и других форм внеклассной деятельности учителя- предметника.

В деле обучения и воспитания школьников иде­альных методик не существует. Я думаю, что ис­пользование только одной, пусть даже самой хо­рошей и современной методики, приводит к одно­бокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приёмов и методов может дать необходимый нам результат, а именно глубокие и прочные знания, повышение мо­тивации, интереса к изучаемому предмету, создание условий для саморазвития и самореализации уче­ника. Поэтому методика станционного обучения на­ряду с другими современными технологиями имеет право на существование, изучение и применение.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее