«Использование камушек Марблс при обучении детей с ОВЗ»
Цель: организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ по посредствам камешков Марблс.
Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика…) и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение камушек Марблс.
Что же такое Марблс?
Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.
Увеличение числа обучающихся с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях, на разных учебных предметах
Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:
1.Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2.Формирование правильного захвата шарика кистью руки.
3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук
4. Развитие тактильных ощущений
*Игра «Сухой бассейн» * Игра «Золушка»
1. Разбери по цвету.
2. Разбери по форме.
3. Разбери по размеру
5. Развитие пространственных представлений
* Игра «Выложи по контуру» (изучение лексических тем, геометрических фигур и т.д.)
* Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»
6. Формирование представления о буквах и звуках
*Игра «Зеркало»
Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались- где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
*Игра «Знакомство с буквой»
*Игра «Строители»
7. Развитие лексико- грамматических понятий
*Игра «Назови ласково»
Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т.д.
*Игра «Волшебный мешочек»
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
8. Развитие фонематического слуха и восприятия
*Игра «Услышь звук»
Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка - звук ш слышим в середине слова …
*Игра «Волшебный мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный-гласный звук, синий — согласный звук).
*Игра «Буквы»
Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами.
С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
На каком месте находится звук (в начале, середине, конце?)
Сколько в слове гласных, сколько согласных звуков?
*Игра « Сосчитай, не ошибись»
-Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.
- Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
9.Развитие связной речи
*Игра «Составь предложение»
-Составление предложения с заданным словом, или по картине.
-Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.
- Составление предложений с предлогами.
- Сосчитать сколько слов в предложении
10.Работа со сказками, литературными произведениями
Из какой сказки этот герой?
Выложи его по контуру.
Положи камушек синего цвета
на отрицательного героя сказки.
11. Формирование математических представлений и понятий
*«Цифра и число» * «Больше, меньше, столько же»
* «Длиннее, короче»
*«Большой, маленький»
* «Геометрические фигуры»
12. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления
*Игра «Четвёртый лишний» * Игра «Продолжи ряд»
*Игра «Найди и закрой»
13.Развитие фантазии ребёнка
Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы на разных этапах уроков и занятий, при работе со всем классом или индивидуально.