Использование Интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку в средней школе.
Учебные возможности использования Интернет - ресурсов огромны.
Во-первых, она обладает неисчерпаемыми информационными возможностями. Глобальная сеть создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, начиная от требований к уровню владения иностранным языком выпускниками школ и заканчивая деталями реалий страны изучаемого иностранного языка. Там учащиеся могут получить любой страноведческий материал, познакомиться с публикациями в прессе, узнать о жизни молодежи, получить необходимую литературу и многое другое. Им доступна информация по любой проблеме, над которой они работают в данный момент, в том числе в рамках подготовки того или иного проекта, которые сейчас практикуются в школах.
Во-вторых, Интернет является самым совершенным и быстрым средством обмена информацией и корреспонденцией - через электронную почту, которая донесет сообщение в любую точку планеты в считанные секунды; через установление прямого диалога с адресатом или путем коллективного обсуждения вопросов в так называемых «чатах».
В-третьих, Интернет создает условия для коллективной работы школьников. Учащиеся могут принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, видеоконференциях, уже упомянутых обсуждениях («чатах») и многих других совместных мероприятиях, проводимых по сети. Они могут совместно со сверстниками из одной или нескольких стран участвовать в разработке тех или иных проектов или изучать и обсуждать некоторые темы совместно с учащимися других школ.
Такой вид совместной работы оказался очень полезен для учащихся. Они глубже изучили творчество писателя, расширили свой словарный запас, поучаствовали в «живом диалоге» и сравнили свои возможности в иностранном языке с учащимися из других школ.
В-четвертых, Интернет предоставляет возможность получить необходимые тренировочные материалы по иностранному языку и разъяснения относительно сделанных ошибок, а также оценить свой уровень владения иностранным языком через выполнение самых разнообразных тестов - лексических, грамматических и многих других. В том числе, учащиеся могут пройти тестирование по программе стандартного экзамена по английскому языку для иностранцев TOEFL.
В-пятых, Интернет является одним из актуальных средств развития творческих способностей учащихся. На бесплатных сайтах учащиеся могут разместить свои самостоятельно выполненные работы - доклады, сообщения, эссе и др., которые будут предметом публичного обсуждения и могут получать отзывы из разных стран мира.
В-шестых, Интернет является хорошим стимулом для овладения иностранным языком в целом и способствует приобретению учащимися навыков коммуникабельности, умений представить («подать») себя и вести диалог по нормам международного этикета. Этому способствуют многочисленные привлекательные по своему оформлению материалы на английском языке, предложения по участию в разнообразных международных программах и продолжению учебы за границей; возможности прямого общения с носителем языка и другие интересные перспективы, которые открывают иностранный язык в современном мире, в настоящем и будущем учащихся.
Можно согласиться со снекоторыми утверждениями Е.С. Полат о дидактических возможностях Интернета в учебном процессе. Интернет дает возможность:
• Формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности;
• Совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуков текстов Интернета;
• Совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе обсуждения материалов сети;
• Совершенствовать умения письменной речи;
• Пополнять словарный запас;
• Формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности на основе материалов Интернета.
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств.
За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации - электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п. - на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей.
Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большинства российских школьников. С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством общения для всё большего и большего количества людей.
Современное развитие сети Интернет характеризуется появлением и широким распространением социальных сервисов и служб (Веб 2.0), направленных на общение между людьми. В этой связи на данном технологическом этапе развития общества общение посредством сети Интернет уже не может рассматриваться как дополнительный вид общения.
Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовало формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии. Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используют новейшие Интернет-технологии, возникает острая необходимость в разработке новых методик обучении иностранному языку на основе учебных Интернет-ресурсов и социальных сервисов Веб 2.0, направленных на комплексное формирование и развитие:
• аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, грамматического, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного);
• коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
• коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
• умений использовать ресурсы сети Интернет и социальные сервисы Веб 2.0 для образования и самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города и т.п.;
• умений использовать ресурсы сети Интернет и сервисы Веб 2.0 для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.
Наиболее широко употребляемым в учебно-методической литературе является термин Интернет-технологии. Под ним в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов. Иными словами, Интернет-технологии - использование сети Интернет в обучении иностранному языку.
В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и т.п. К формам телекоммуникации относятся популярные социальные сервисы Веб 2.0: блоги, странички вики, серверы подкастов и закладок, сервер фотографий Flickr, сервер видеороликов YouTube и т.п. Веб 2.0 - это платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, главное, ее создателями и соавторами. Первоначально эти социальные сервисы были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку.
Информационные ресурсы сети Интернет содержать текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. К учебным Интернет-ресурсам мы относим hotlist, мультимедиа scrapbook, treasure hunt, subject sample, Web Quest. В отличие от Интернет-ресурсов телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.
Реализуя положения ФГОС, все больше российских учителей активно пользуются возможностями Web 2.0, хотя многие из них начинали свою профессиональную деятельность до появления информационных технология и условно называются “digital immigrants”, в отличие от своих учащихся - “digital natives”, рожденных в эпоху информатизации жизнедеятельности человека.
В основу существования и функционирования Web 2.0 положен важный принцип активного участия пользователей в создании, изменении, преобразовании и варьировании информации в сети. Содержание сетевых ресурсов Web 2.0 непрерывно обогащается благодаря объединенным усилиям самих пользователей, среди которых есть немало учителей и учащихся. В этом заключается главное отличие Web 2.0 от «всемирной паутины» предшествующего поколения, основной функцией которой было накопление, хранение и систематизация информационных ресурсов с невиданными ранее возможностями мгновенной доставки информации пользователю.
Информационно-педагогические технологии на базе Web 2.0 - это интегрированные в обучении иностранным языкам интернет-приложения (программы в сети), обеспечивающие социализацию, группирование, взаимодействие, соединение ресурсов и творчество школьником.
Предложенное определение означает, что информационно-педагогические технологии на базе Web 2.0 в школьном образовательном курсе иностранного языка обеспечивают в учебном процессе социализацию - общение учащихся во всемирной сети через государственные и культурные границы, группирование - вступление в существующие сетевые сообщества или образование собственных виртуальных сообществ учащихся в учебных целях, взаимодействие - создание учащимися совместных продуктов деятельности в режиме реального времени, соединение ресурсов - накопление совместных информационных материалов в сети для общего пользования или обмена в учебном и воспитательном процессе, творчество - общее участие в творческих проектах, виртуальных выставках и презентациях в соответствии с учебно-воспитательными задачами.
Таким образом, мы смело можем сказать, что Интернет - ресурсы, обладают огромным потенциалом и могут быть очень полезными в обучении иностранным языкам. Существует множество обучающих программ и сайтов для изучения иностранных языков, которыми мы можем воспользоваться, и большинство обучающих программ - бесплатные.
учебный интернет английский язык